Газета
17 августа 2009, 10:38
МАКС-2009 откроется минутой молчания
Международный авиасалон МАКС-2009 состоится, несмотря на трагические события, произошедшие вчера во время генеральной репетиции шоу: при отработке фигур высшего пилотажа столкнулись два истребителя Су-27 группы "Русские витязи"
Погиб начальник 237-го гвардейского Центра показа авиатехники ВВС, заслуженный военный летчик 45-летний Игорь Ткаченко. Пилоты Виталий Мельник и Игорь Куриленко, управлявшие другой "сушкой", выжили, успев катапультироваться.
Обломки самолетов рухнули на дачные постройки, оставив от строений одни руины. При этом пострадали пять человек. Раненых с ожогами разной степени тяжести доставили в больницы подмосковных городов Бронницы и Раменское. Двое из них находятся в тяжелом состоянии. Для выяснения причин катастрофы создана специальная комиссия, состоящая из представителей Минобороны и главкомата ВВС. По словам почетного президента авиасалона Магомета Толбоева, авиашоу начнет свою работу 18 августа, как и было запланировано.
Тренировочные полеты хедлайнеров авиашоу МАКС-2009 "Русских витязей" и "Стрижей" начались в воскресенье рано утром на аэродроме в подмосковном Жуковском. Все проходило в плановом режиме. По словам почетного президента авиасалона Магомеда Толбоева, который присутствовал на генеральной репетиции, "Русские витязи" отработали всю демонстрационную программу. Около часа дня два истребителя отделились от группы для перестроения. "Ведомый истребитель отстал от ведущего и, равняясь, видимо, в него врезался, - сообщил корреспонденту "Газеты" Магомед Толбоев. - Я видел, как они столкнулись".
"Витязи" упали на дачников
Между тем очевидцами ЧП стали и многочисленные дачники, чьи садовые участки расположены в непосредственной близости от аэродрома и Летно-исследовательского института имени М.М. Громова.
"Самолетов было четыре, двигались ромбом, - рассказал корреспонденту "Газеты" дачник Валентин Алексеев. - Вдруг из первого головного самолета вырвался столб пламени и черного дыма, попавший в истребитель, летевший последним. Боковые сразу разошлись в стороны. Задний самолет перевернулся, и из него катапультировались два парашютиста, после чего машина начала резко терять высоту".
В этот момент в садоводческом товариществе "Сосны" Раменского района началась паника: Су-27 падал прямо на дома и людей.
"Самолет рухнул на кирпичный особняк, - говорят жительницы поселка Александра Хомякова и Лиза Трухачева. - Раздался дикий грохот, во многих домах повышибало стекла, взорвались и загорелись несколько машин. В двух соседних с коттеджем дачах начался пожар, а осколки истребителя разлетелись по всем участкам " .
На место катастрофы выехали сотрудники МЧС, "Центроспаса", врачи. Всего пострадали пять человек. Двоих госпитализировали в больницу города Бронницы, среди них женщина с ожогами более 60% поверхности тела. Еще троих доставили в раменскую центральную райбольницу.
"У всех поступивших различные ожоги, - пояснили корреспонденту "Газеты" в приемном отделении больницы. - Самые тяжелые - у Андрея Золдарева. Сейчас он находится в реанимации. Дементьев и Елизаров после оказания необходимой помощи были отпущены домой".
Довольно долго оставалось непонятно место падения второго истребителя. Сумятицу внесло сообщение о катастрофе самолета в Калужской области, однако впоследствии выяснилось, что там потерпел крушение Як-52. Погибли два человека, среди которых по мистическому стечению обстоятельств курсант Антон Хачковский, сын бывшего "русского витязя" Дмитрия Хачковского (летал в группе с 1999 по 2003 год), а также пилот-инструктор, чемпионка Европы, призер чемпионатов мира по самолетному спорту Светлана Федоренко.
Второй же Су-27 упал в нескольких километрах от первого в чистом поле. Тем временем в Раменском районе около поселка Белозериха были найдены два катапультировавшихся пилота - Виталий Мельник и Игорь Куриленко. У одного из них врачи подозревают перелом позвоночника. Последним спасатели нашли командира группы Игоря Ткаченко.
Сначала сообщалось, что все трое пилотов живы, но уже спустя полчаса ВВС объявили о гибели Ткаченко.
По одной из версий, у него не раскрылся парашют.
Могла сказаться недавняя передислокация
Разбираться в причинах катастрофы предстоит специально созданной комиссии, в которую вошли представители Минобороны и главкомата ВВС. Военно-следственное управление СКП по Московскому военному округу возбудило уголовное дело по ст. 263 УК (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта).
Судя по всему, именно следователям предстоит определить круг потерпевших и оценить нанесенный им ущерб. Выплачивать его (прежде всего дачникам) придется, видимо, организаторам авиашоу или военным.
Рассматриваются все версии случившегося, в том числе ошибка пилота, а также попадание птицы в двигатель истребителя. Между тем коллеги, хорошо знавшие Ткаченко, не верят в то, что он мог допустить промах.
Так, бывший главком ВВС Петр Дейнекин заявил корреспонденту "Газеты", что не верит ни в ошибку пилотов, ни в отказ техники. "Я знал Игоря очень давно и даже летал с ним, правда, на спортивном самолете. Могу сказать, что он был великолепным, надежным летчиком - из той когорты блестяще подготовленных пилотов, которым рукоплескали на десятках авиационных шоу в России и за рубежом. В отказ техники тоже не верю. Думаю, что произошла трагическая случайность, но выводы пока делать рано: слишком мало известно о том, что случилось", - сказал Дейнекин.
Некоторые летчики считают, что инцидент мог стать следствием нервотрепки, связанной с передислокацией в апреле авиабазы Кубинка, на которой базировались "Витязи", в 4-й Липецкий авиацентр боевого применения и переучивания летного состава ВВС имени Чкалова.
"Последнее время Игорь Валентинович больше занимался отстаиванием базы, чем полетами. И хотя мы уверены, что это никак не сказалось на его профессионализме, но могло сказаться на нервах. А в такой ситуации любое неверное движение может стать фатальным", - отметил один из сотрудников базы в Кубинке.
В то же время Петр Дейнекин подчеркнул, что пилоты Центра показа авиационной техники, которым командовал Ткаченко, всегда имели возможность оттачивать летное мастерство в том режиме, который был необходим, без ограничений на количество полетов. Он призвал руководство ВВС не отказываться от полетов на МАКСе и не менять летную программу салона.
Позиции не отказываться от проведения авиасалона придерживается и его почетный президент Магомед Толбоев.
"Все тренировки продолжатся, а авиашоу обязательно состоится, - заявил он корреспонденту "Газеты ". - МАКС-2009 начнется, как и было запланировано, во вторник, 18 августа".
Выступления Ткаченко ждали более полумиллиона зрителей
Стоит отметить, что МАКС является одним из самых зрелищных международных авиашоу. Впервые он прошел в 2003 году и с тех пор проводится раз в два года. Мероприятие длится около недели и разделено на две части. Первые несколько дней проходят в закрытом для широкой публики режиме, во время которых представители компаний-участников (в этом году о своем участии заявили более 450 российских и около 200 зарубежных компаний) обмениваются мнениями о новых образцах военной техники и заключают многомиллионные контракты.
Вторая часть является наиболее зрелищной. Каждый день с утра до вечера в воздухе находятся самолеты и вертолеты. Они совершают как одиночные полеты, так и групповые выступления. Последние пользуются у публики бешеной популярностью.
Традиционно эту часть посещают до полумиллиона человек. В этом году ожидается около 600 тыс. зрителей.
С 2003 года постоянными участниками МАКСа являются элитные пилотажные группы российских ВВС - "Русские витязи", "Стрижи" и "Соколы России". Кроме того, на авиашоу специально прибывают итальянские и французские пилотажники.
Вчера свои соболезнования родственникам трагически погибшего Игоря Ткаченко выразили президент страны Дмитрий Медведев, а также премьер-министр Владимир Путин. Если руководство авиасалона примет решение заменить разбившиеся истребители резервными Су-27 и провести показательные полеты "Русских витязей", то они станут данью памяти их командиру, чьи похороны пройдут в дни открытия МАКС-2009. Очевидно, что нынешний авиасалон начнется с минуты молчания.
Катастрофы на авиашоу
Трагедии на авиашоу происходят довольно редко и, как правило, не становятся основанием для прекращения этих пользующихся бешеной популярностью мероприятий. Обычно после них усиливаются меры безопасности для зрителей.
3 июня 1973 года на авиасалоне во французском городе Ле-Бурже в воздухе загорелся и рухнул на землю первый советский сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144. Погибли шесть членов экипажа и восемь человек на земле. По некоторым данным, трагедия произошла из-за чрезмерных нагрузок на конструкции лайнера.
28 августа 1988 года во время демонстрационного полета в Рамштайне (ФРГ) столкнулись в воздухе три боевых итальянских самолета Aermacchi MB-339. После этого все три машины рухнули на толпу зрителей и взорвались. Погибли 70 человек и сотни были ранены.
17 июля 2001 года под Псковом на авиашоу в честь 85-летия образования военно-морской авиации разбился истребитель Су-33. Им управлял один из опытнейших российских асов, замкомандующего авиацией ВМФ Герой России генерал-майор Тимур Апакидзе. Самолет рухнул при заходе на посадку, после того как пилот выполнил все фигуры высшего пилотажа. Позже в качестве причины была названа ошибка в технике пилотирования, вызванная психофизической перегрузкой пилота.
27 июля 2002 года на Украине во время авиашоу в честь 60-летия 14-го авиационного корпуса (бывшей советской 14-й Воздушной армии) на аэродроме Скнилов, расположенном недалеко от Львова, на зрителей рухнул истребитель Су-27. Погибли 77 человек, в том числе 28 детей. Основными виновниками трагедии в суде были названы совершавшие незапланированный маневр летчики, которые, кстати, успели катапультироваться, и руководители полетов.
Прерванный полет главного "Витязя"
Игорь Валентинович Ткаченко - гвардии полковник, с 2003 года возглавлял 237-й гвардейский центр показа авиатехники, в которую входит пилотажная группа " Русские витязи". Заслуженный военный летчик России, военный летчик снайпер.
Родился в июле 1964 года в Краснодарском крае. В 1985 году окончил Борисоглебское высшее военное авиационное училище летчиков имени В. П. Чкалова, в 2000 году - Военно-воздушную академию имени Ю. А. Гагарина. Вернулся в Борисоглебское училище на работу в качестве летчика инструктора. С 1987 года служил на Кубинской авиабазе. В общей сложности налетал 2,3 тыс. часов, в том числе на самолетах Л-29, МиГ-21, МиГ-29, Су-27 и Су-35. Высшим пилотажем Ткаченко занимался с 1989 года. Стал ведущим и соло пилотом пилотажной группы "Русские витязи".
У Ткаченко остались вдова, сын и дочь.
В цветах государственного флага
Авиационная группа высшего пилотажа ВВС России "Русские витязи" была создана 5 апреля 1991 года на базе 237-го гвардейского Проскуровского Краснознаменного орденов Кутузова и Александра Невского авиаполка. В нее вошли лучшие летчики подмосковной авиабазы Кубинка и других авиагарнизонов России.
"Русские витязи" входят в состав 237-го гвардейского Центра показа авиационной техники имени И.Н. Кожедуба. Пилоты группы выполняют одиночный и групповой пилотаж в составе четырех, пяти и шести истребителей четвертого поколения Су-27.
Их самолеты окрашены в цвета государственного флага России.
9 Мая этого года группа "Русских витязей" во главе с Игорем Ткаченко участвовала в воздушном параде над Красной площадью в Москве.
Август опять подтвердил свою репутацию?
Анатолий Корнуков, бывший главнокомандующий Военно-воздушными силами России, генерал армии
Я уже выплакал свои слезы, ведь я и ребят из "Русских витязей" вообще, и погибшего летчика очень хорошо знаю.
А что касается августа, то все это глупость и случайное стечение обстоятельств. Я даже и говорить не хочу о какой-то дурной репутации именно этого месяца, потому что это просто выдумка. И не надо нагнетать насчет августа, а лучше бы почтить память тех, кто ушел в небо и не вернулся.
Но все равно самолеты будут летать, и наша авиация будет жить. Тут не может быть никаких вопросов, я в этом уверен.
Павел Лунгин, кинорежиссер
Конечно, нет. По-моему, нельзя личную трагедию человека соотносить с какими-то суеверными и дурными предзнаменованиями. Это личная трагедия замечательного пилота и больше ничего.
Александр Проханов, писатель
Нет, август не подтвердил свою дурную репутацию.
В этом месяце у нас случались глобальные социальные катастрофы, которые меняли весь уклад и контур страны и фундаментально отражались на жизни всех граждан. И в этом августе тоже было много огорчений и неприятностей, но эту смерть все-таки будут оплакивать те, кто имеет отношение к авиации, и не более того. Да, " Русские витязи " - это виртуозы неба, и их созерцание может доставить наслаждение очень многим, но они не влияют на тенденции нашей авиации, обороны и военно-промышленного комплекса. Многие авиаторы, которые трагически ощущают отсутствие новых самолетов и загнивание отечественной боевой авиации, смотрят на "Русских витязей", как на неких циркачей канатоходцев и как на витрину несуществующего авиационного могущества страны.
Самый грозный и трагичный август был только во времена ГКЧП, после которого, собственно, и наступил распад Советского Союза. Кстати, и дефолт начался тоже в конце августа, и тогда нацию тоже тряхнуло достаточно сильно. Что касается, скажем, прошлогодней августовской кампании в Южной Осетии, то разве можно ее назвать трагичной для России? Наоборот, победоносная война мобилизовала нацию. Эта война была не трагедией, но стала неким краткосрочным триумфом.
Каринэ Диланян, президент Лиги независимых астрологов, проректор Академии мировой астрологии и метаинформации
У нас и без этого, и не только в августе, достаточно всяких трагедий и неприятностей.
Я бы не сказала, что август в этом смысле как-то выделяется в стране и в мире. А если все время чего-то ждать именно в августе и постоянно об этом говорить, абсолютно не обращая внимания на события, происходящие в другое время, то действительно может получиться, что именно этот месяц будет очень неприятен. Не надо нагнетать.
Игорь Волк, заслуженный летчик испытатель СССР, президент Национального аэроклуба, летчик космонавт СССР, Герой Советского Союза
Дело не в августе, а в том, что нашему государству совсем не нужна авиационная промышленность.
У меня такое чувство, что кто-то усиленно работает над тем, чтобы она исчезла. А то, что сегодня произошла трагедия, - это частный случай, впрочем, связанный с состоянием нашей авиации.
Сейчас видны не то что какие-то отдельные признаки разрушения нашего авиапрома, а проглядывает самая настоящая тенденция. По сути, у нас не остается ничего из того, что было раньше. Исчезает самое главное - наша летная школа. Закрываются училища, исчезает система подготовки пилотов, и на сегодняшний день ничем не обеспечен даже минимальный уровень подготовки летного состава.
Причем это касается не только военной, но и гражданской авиации. Сейчас вообще не работает школа летчиков-испытателей Минавиапрома: видимо, летчики испытатели уже никому не нужны. Если в 90-е годы самолеты не летали из-за того, что не было горючего, то сейчас они не летают ввиду отсутствия денег. В гражданской авиации летчиков больше списывается, чем готовится.
И еще. Насколько мне известно, "Русские витязи" по какой-то причине вообще не хотели выступать на данном мероприятии, и их практически, как говорится, чуть ли не через колено заставляли это делать. Все это - звенья одной цепи.
Уничтожение авиапрома - это уничтожение государства, потому что авиапром требует абсолютно всего, что есть в государстве....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 23, 2024
Что поменяли и что сохранили в аэропорту Вологды. И зачем это сделали
Декабрь 23, 2024
Аэрофлот устанавливает фиксированную скидку 50% для детей на перелеты по России
Декабрь 23, 2024
Аэрофлот открывает продажу на прямые регулярные рейсы из Владивостока в Пекин
Декабрь 23, 2024
Росавиация разрешила аэропорту "Тамбов" обслуживать воздушные суда в темное время суток