Известия
17 августа 2009, 12:42
Катапультироваться успел, выжить - нет
Трагедией закончилась тренировка пилотажных групп "Русские витязи" и "Стрижи" во время подготовки к авиасалону "МАКС-2009"
Авиакосмический салон "МАКС" открывается в подмосковном Жуковском во вторник. В этот день сюда должны приехать высокопоставленные руководители. Сейчас на земле и в небе идет напряженная подготовка к этому событию. В Жуковском монтируются стенды, подвозится и прилетает техника. Выступление "Русских витязей" и "Стрижей" - традиционно один из самых красочных моментов летной программы салона. Сложные групповые маневры истребителей Су-2 7 и МиГ-29 в небе выставки всегда привлекали внимание, заставляя и переживать, и восхищаться филигранной техникой пилотирования, мастерством летчиков из подмосковной Кубинки.
Игорь Ткаченко участвовал во всех авиасалонах "МАКС". Подготовка к нынешнему стала для него роковой. Ткаченко - опытнейший пилот, чудом избежал гибели в 1995 году во Вьетнаме: тогда три самолета "Русских витязей" разбились в окрестностях авиабазы Камрань, врезавшись в гору, четыре пилота погибли. Незадолго до этого, после перегонки самолетов в Малайзию, на Су-27 Ткаченко обнаружился серьезный дефект в гидросистеме, и обратно в Россию летчик возвращался на Ил-76. Это и спасло ему жизнь.
Ткаченко был не только пилотом экстра-класса, но и очень прямым и смелым человеком. Всего три месяца назад, в мае этого года, после публикации в "Известиях" материала о продаже коммерсантам аэродрома Кубинка (см. "Почему отлеталась Кубинка" - 22 мая 2009 года) он позвонил мне и вызвал на ковер. По-мужски, честно предупредил: собирается набить морду за ту публикацию. Игорь Валентинович подумал, что статья заказная, а мы "играем" в пользу тех, кто старается прикарманить один из самых известных военных аэродромов - базу "Стрижей" и "Русских витязей". Я приехал. Но вместо скандальной разборки Ткаченко стал рассказывать, как сложно сегодня поддерживать мастерство пилотажной группы, на каких самолетах им приходится летать. Сколько нужно колючей проволоки, столбов, чтобы привести аэродром Кубинка в надлежащий военному объекту вид. Он говорил, что лично ездит на встречу с коммерсантами, чтобы хоть как-то повлиять на вопрос и оставить "Стрижей" и "Витязей" в Кубинке...
Очевидцы трагедии рассказали нам, что в воскресенье "Витязи" и "Стрижи", как обычно, готовились к своему выступлению. В совместном пилотаже принимали участие девять машин - пять истребителей Су-27 и Су-30 из группы "Русские витязи" и четыре истребителя МиГ-2 9 из группы "Стрижи". Полет над Жуковским прошел успешно. И после разделения группы на две "Русские витязи" вышли из зоны пилотирования для последующего перестроения. В этот момент и произошло столкновение.
- Ведомый отстал от ведущего, начал догонять его на огромной скорости и, равняясь, на расстоянии 1, 5 - 2 метра от хвоста самолета к носу второго, по-видимому, в него врезался, - рассказал почетный президент авиасалона Магомет Талбоев.
Летчики успели катапультироваться. Однако, как рассказали "Известиям" источники в ВВС, Игорь Ткаченко был найден на земле мертвым. В воздухе у него загорелся парашют...
- Скорее всего ему не хватило высоты при катапультировании, - высказал предположение заслуженный летчик-испытатель Анатолий Квочур. - Думаю, когда он принимал решение на катапультирование, у него были мысли о том, куда упадет самолет и нельзя ли его увести подальше от построек.
По словам пилота, если летчик катапультируется на малой высоте, а самолет вращается вокруг своей оси, то вероятность неблагополучного исхода многократно увеличивается. Он также не исключил, что летчик после столкновения надеялся спасти свою машину и посадить ее.
- Для расследования причин происшествия создана комиссия, состоящая из представителей Минобороны и главного командования ВВС России, - сообщил помощник главкома ВВС подполковник Владимир Дрик. - Только после завершения ее работы мы сможем назвать точную причину произошедшего.
В результате падения обломков одного из Су-27 в поселке Белозериха Раменского района разрушены три дома и один гараж. На земле пострадали пять местных жителей. Женщина в тяжелом состоянии находится в реанимации больницы города Бронницы, четверо мужчин доставлены в Раменскую районную больницу. По предварительным данным, пострадавшие госпитализированы с ожогами различных частей тела, полученными в результате попадания авиационного топлива.
Сейчас рано говорить о причинах, которые привели к столкновению самолетов в Жуковском. Специалисты только расшифровывают данные бортовых самописцев. Очевидно только одно: по сложившейся авиационной практике после любых аварий и катастроф все полеты данного типа самолетов прекращаются до выяснения всех обстоятельств произошедшего. Так что можно предположить, что участие "Русских витязей" и "Стрижей" в аэрокосмическом салоне "МАКС-2009" скорее всего не состоится. Впрочем, как говорят источники в Минобороны, возможно, потерянные самолеты будут заменены запасными и "Витязи" все-таки выступят. Хотя, как это можно сделать без Игоря Ткаченко, непонятно. В любом случае решение об этом будет принимать главком ВВС Александр Зелин.
***
Крупные катастрофы во время авиашоу
Трагедия в небе над Жуковским произошла накануне открытия авиасалона "МАКС". Если бы ЧП случилось во время салона, то число жертв могло быть куда больше. Об этом свидетельствуют факты.
27 июля 2002 года на авиашоу под Львовом во время выполнения фигуры высшего пилотажа на зрителей упал истребитель Су-27. Авиашоу проводилось на аэродроме "Скнилив" по случаю 60-летия 14-го авиационного корпуса ВВС Украины. Погибло 77 человек, в том числе 28 детей. 543 человека признаны пострадавшими. 27 июля 2002 года на авиашоу под Львовом во время выполнения фигуры высшего пилотажа на зрителей упал истребитель Су-27 проводимом для высших чинов военного командования. Во время показательного вылета группы истребителей Snowbird в полете столкнулись два самолета канадских ВВС. В результате погибли два человека, находившиеся в одном из истребителей. Пилоту второго истребителя, получившего повреждения, удалось посадить самолет. 17 июля 2001 года под Псковом в ходе показательных выступлений, посвященных 85-летию Военно-морской авиации, на истребителе Су-33 разбился заместитель командующего Военно-морской авиацией генерал-майор Тимур Апакидзе.
26 июля 1997 года во время международной авиационной выставки в Остенде (Бельгия) при выполнении мертвой петли потерял управление и загорелся биплан Королевских ВВС Иордании XT 300. Девять человек - пилот и восемь зрителей - погибли. 57 человек получили ранения. 3 июня 1973 года во время демонстрационного полета в Ле Бурже разбился советский самолет Ту-144. На высоте 1. 2 тыс. метров самолет внезапно перешел в отвесное пикирование. Погибли шесть членов экипажа и семь жителей городка Гуссенвиль. 28 человек были ранены. В результате падения обломков пять зданий были полностью разрушены. 20 получили повреждения. 19 июня 1965 года во время международного авиасалона в парижском аэропорту "Ле Бурже" итальянский военный самолет FIAT G 91 при посадке не попал на взлетно-посадочную полосу. На расположенной вдоль полосы автостоянке он повредил около 50 припаркованных автомобилей. Девять человек погибли. 12 получили тяжелые ранения.
6 сентября 1952 года на авиашоу в Фарнборо (Великобритания) британский реактивный истребитель взорвался и упал на толпу зрителей. Погибло 65 человек.
***
Разбилась еще одна участница МАКСа
Еще одно печальное сообщение пришло вчера из Калужской области. Недалеко от деревни Гурьево разбился легкий спортивный самолет Як-52. Погибла абсолютный чемпион Европы, призер чемпионатов мира пилот Светлана Федоренко. Она была пилотом-инструктором. Кроме того, погиб и находившийся на борту самолета курсант Ульяновского авиационного института Андрей Хачковский. Он был сыном известного военного летчика Дмитрия Хачковского, который на протяжении нескольких лет летал в составе "Русских витязей". Светлана Федоренко должна была участвовать в полетах на авиасалоне "МАКС". Як-52 вылетел с территории Серпуховского района Подмосковья в 12: 40 мск и по неизвестным причинам упал....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 16, 2024
СКАН-Интерфакс на XXIII встрече Авиационного пресс-клуба представил рейтинг медиаактивности авиакомпаний и аэропортов
Декабрь 13, 2024
Авиационный, весёлый, находчивый
Декабрь 20, 2024
Эксперты Туту: иностранцы едут отмечать Новый год в Россию
Декабрь 20, 2024
В Архангельской области первый раз состоялись гонки дронов