Коммерсантъ
18 августа 2009, 10:10
Следствие изучает роспуск "тюльпана"
Пилотажная группа ВВС России "Русские витязи", потерявшая два истребителя Су-27 и ведущего пилота во время генеральной репетиции авиашоу МАКС-2009, участвовать в салоне не будет
Весь вчерашний день военные следователи осматривали окрестности деревни Захариха Раменского района Подмосковья, над которой в минувшее воскресенье произошло столкновение двух истребителей Су-27. Там, как уже сообщал вчера "Ъ", было обнаружено тело пилота Игоря Ткаченко и обломки его самолета. Специалисты пока воздерживаются от подробных комментариев относительно причин ЧП - прошло слишком мало времени. Между тем уже сегодня они говорят, что изложенная ранее версия о столкновении одного из истребителей с птицами практически исключена. Наиболее вероятной причиной тарана Су-27 Виталия Мельника самолета ведущего Игоря Ткаченко специалисты считают потерю ведомым летчиком ориентации в пространстве. Произошло это в тот момент, когда пятерка "Витязей", отработав программу и завершив ее эффектным роспуском машин, осуществляла сбор в походный строй, которым летчики собирались идти на аэродром базирования в Кубинку.
"За несколько минут до выступления, когда Игорь (Ткаченко. - "Ъ") еще был на подходе к аэродрому в Жуковском, он вышел в радиоэфир, поздравив всех с праздником (16 августа - День военно-воздушных сил России. - "Ъ"), - вспоминает один из летчиков. - Узнав его по голосу, тут же откликнулись наши экипажи. Все наперебой кричали: "Привет, Маэстро!", "С праздником, Маэстро!".
По словам пилота, командир Ткаченко готовил для программы МАКС-2009 новый элемент - синхронную "бочку", которую два истребителя должны были "крутить" не в одну сторону, как раньше, а в обе. Завершал же программу "Витязей" традиционный и давно отработанный "тюльпан" - роспуск пятерки истребителей в форме симметрично расходящихся в стороны лепестков цветка.
Участники расследования говорят, что перед сбором всей пятерки после "тюльпана" четверо ведомых пилотов должны сначала разбиться на пары, отыскав в воздухе своих заранее оговоренных партнеров, а затем уже попарно пристроиться в хвост ведущему. На этом этапе, как полагают специалисты, и мог совершить ошибку пилот Мельник, принявший за "своего" самолет из другой, шедшей слева от ведущего двойки. В итоге пилот и полетел наперерез истребителю Игоря Ткаченко.
Ведомый, как утверждают жители деревни Захариха, над которой происходили воздушные маневры, не таранил ведущего, а только "чиркнул" по его самолету, однако касание пришлось как раз на пилотскую кабину первого номера. После столкновения оба пострадавших истребителя начали резко снижаться, а через секунду или две, как утверждают свидетели, от машин отделились купола двух парашютов. Катапульты сработали в "спарке", где находились Игорь Ткаченко и штурман Игорь Куриленко, а также у пилота Мельника.
Однако Игорь Ткаченко падал вниз без парашюта. "Ни кресла-катапульты, ни парашютного купола рядом не было. Не обнаружил я и каких-либо следов его крепления вроде оборванных строп или лямок на теле летчика", - рассказал "Ъ" житель Захарихи Владимир, нашедший тело пилота на поле за крайними домами и вызвавший к месту происшествия спасателей. По словам свидетеля, на теле пилота также не было открытых ран, которые он мог бы получить при столкновении - только травмы, характерные для падения с большой высоты: труп был как бы распластан по земле, а его руки и ноги неестественно вывернуты.
Похоронят погибшего пилота Ткаченко уже после открытия МАКС-2009 - 19 августа. Минобороны РФ уже сообщило, что посмертно он будет представлен к "высокой государственной награде". Участия в шоу-программе авиакосмического салона "Русские витязи" не примут....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 23, 2024
Аэрофлот открывает продажу на прямые регулярные рейсы из Владивостока в Пекин
Декабрь 23, 2024
Стендап на высоте 7600 метров: бортпроводник QAZAQ AIR выступил перед пассажирами
Декабрь 23, 2024
Путин призвал привести в порядок инфраструктуру вокруг новых аэропортов
Декабрь 23, 2024
Строительство аэровокзала Магадана прошло при поддержке ВЭБ.РФ и Сбера