Коммерсантъ
20 августа 2009, 09:43
Народный пилот России
В гарнизонном Доме офицеров подмосковной Кубинки вчера прощались с начальником 237-го центра показа авиатехники ВВС РФ, ведущим пилотом группы "Русские витязи" полковником И.Ткаченко
Прощание началось в десять утра. К этому времени к Дому офицеров, где находился закрытый гроб из красного дерева с телом полковника Ткаченко, уже выстроилась громадная очередь. На площади перед клубом собралось несколько тысяч человек. Среди всех явно выделялась группа байкеров "Ночные волки". Свои мотоциклы они оставили возле КПП. К одному байку был привязан подаренный "Ночным волкам" премьером РФ Владимиром Путиным российский флаг, к которому теперь была прикреплена черная ленточка. "Игорь Ткаченко был нам очень близок по духу,- сказал "Ъ" один из "волков" Роман Ангел.- Мы с ним дружили много лет, через него сами приобщились к авиаспорту, а вот приобщить его к байку так и не удалось".
Тем временем неподалеку об Игоре Ткаченко журналистам рассказывал бывший главком ВВС РФ Владимир Михайлов. По словам генерала армии, именно он, еще будучи начальником Борисоглебского летного училища, разглядел в курсанте Ткаченко "летчика от Бога" и в 1989 году рекомендовал его в пилотажную группу "Русские витязи". Когда у господина Михайлова спросили о причине воскресной катастрофы, в которой погиб полковник Ткаченко, бывший главком сказал: "Ведомый наехал сзади так, что Игорь уже не успел ничего предпринять... Когда на дороге один водитель другому в зад въезжает, кого признают виновным? Заднего!"
У самих пилотов между тем были две версии случившегося. По одной из них, рассказанной "Ъ" одним из руководителей кубинского центра, генеральная репетиция МАКСа не задалась с самого начала. "В шоу должны были участвовать пять истребителей Су-27, но подняться в небо смогли четыре - один оказался неисправен,- вспомнил собеседник "Ъ".- Сейчас все понимают, что это был знак, но тогда его никто не принял". Авария произошла, когда истребители, выполнив фигуру "тюльпан", разбивались на пары, чтобы уйти обратно в Кубинку. По версии старшего офицера, полковник Ткаченко, управлявший "спаркой" Су-27УБ, находился на эшелоне 900 м. Пилот Виталий Мельник на своем Су-27 должен был найти пару на эшелоне 1200 м. Однако, потеряв своего ведущего, тот якобы принял за него истребитель, находившийся на эшелоне 900. А во время снижения снес хвостом нос и частично кабину "спарки". Офицер считает, что от удара полковник Ткаченко мог погибнуть еще в самолете. Так или иначе, катапультировал командира из поврежденной машины штурман, но парашют, уложенный в командирском кресле, не раскрылся. Возможно, из-за того, что оно само тоже получило повреждения при столкновении.
Впрочем, другие пилоты не исключают, что опытный Игорь Ткаченко мог и сам, по неизвестной пока причине, не выдержать эшелон 900 и подняться выше, недопустимо сблизившись, таким образом, с истребителем Виталия Мельника. От удара "спарки" его одноместный Су-27 перевернулся вокруг своей оси, а один из двигателей загорелся, но пилот успел направить самолет в поле, подальше от домов, и от его падения никто не пострадал. "Спарка" же, как выяснилось, упала на дом полковника департамента экономической безопасности МВД России, который до сих пор вместе с женой в тяжелом состоянии находится в больнице.
Около 14 часов гроб с телом Игоря Ткаченко вынесли из Дома офицеров. За ним, как положено, несли подушечки с наградами и венки. Идти пришлось километра полтора по аллее, устланной цветами. И солдаты из почетного караула вполголоса предупреждали друга, что, идя траурным маршем, нельзя ставить ногу на розы - они скользкие. Оказалось, наступать им на таких похоронах положено на гвоздики.
Катафалк с гробом и сопровождавший его похоронный кортеж из машин и автобусов отправились на кладбище через летное поле аэродрома. Сначала один из организаторов похорон сказал, что это вынужденно - просто поселковая дорога оказалась сильно разбитой. Но на поле кортеж ждала "спарка" "Витязей" с открытым фонарем кабины, погибшему раньше приходилось летать и на ней. Катафалк встал, гроб вынесли и поставили прямо у истребителя. Оркестр заиграл гимн России. И Игорь Ткаченко простился с любимым своим самолетом, а Су-27 - с кубинским летчиком номер один.
Прощальные слова на кладбище говорили не только командиры ВВС и сослуживцы покойного, но и простые местные жители, принявшие трагедию соседей-летчиков очень близко к сердцу. Один из них обещал достроить дачу полковника, которую тот так и не достроил. Потом были ружейные залпы, и в землю гроб с телом пилота опустили почему-то уже не летчики, а десантники....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 16, 2024
СКАН-Интерфакс на XXIII встрече Авиационного пресс-клуба представил рейтинг медиаактивности авиакомпаний и аэропортов
Декабрь 13, 2024
Авиационный, весёлый, находчивый
Декабрь 20, 2024
Эксперты Туту: иностранцы едут отмечать Новый год в Россию
Декабрь 20, 2024
В Архангельской области первый раз состоялись гонки дронов