РИА "Новости"
21 августа 2009, 12:55
МАКС-2009: три дня для бизнеса - успех налицо
За три "деловых" дня, прошедших с открытия МАКС-2009, стало очевидно - авиасалон, несмотря на кризис и предварительные грустные прогнозы, прошел успешно
К наиболее значимым событиям следует отнести подписание рекордного контракта между Минобороны РФ и компанией "Сухой" о поставках истребителей на общую сумму свыше 80 миллиардов рублей, объявление компанией "Росавиа" тендера на приобретение в РФ и на Западе 65 узкофюзеляжных самолетов, а также окончательное определение сроков начала поставок Sukhoi Superjet 100.
В целом участники считают, что на качество авиакосмического салона в Жуковском кризис не повлиял, хотя и жалуются на высокие цены на участие в МАКСе.
По-прежнему в приоритете
В открытии авиасалона принял участие премьер-министр РФ Владимир Путин - он выразил соболезнование "Русским витязям", чей командир Игорь Ткаченко погиб 16 августа во время тренировочных полетов перед МАКСом.
Премьер посетил выставочные павильоны, посмотрел фигуры высшего пилотажа в исполнении русских, итальянских и французских летчиков, и - самое главное - провел совещание по вопросам развития отечественного самолетостроения.
В ходе этого совещания Путин заявил, что авиастроение и космонавтика по-прежнему остаются приоритетными направлениями для государства. Так, в рамках господдержки на докапитализацию компании "Гражданские самолеты "Сухого" из бюджета РФ выделят 3,2 миллиарда рублей, еще 15 миллиардов рублей могут направить на докапитализацию РСК "МиГ".
Однако премьер предостерег, что государство не будет вечно вытаскивать предприятия из долговой ямы - бюджетные средства должны, прежде всего, помогать становлению по-настоящему конкурентоспособных компаний.
Он поручил профильным ведомствам к 1 октября подготовить программу финансового оздоровления российского авиапрома.
Критикуя неэффективный менеджмент на ряде предприятий отрасли, Путин отдельно остановился на Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), объединяющей основных российских производителей. По словам премьера, корпорация продавала самолеты российским и иностранным компаниям с убытком для себя. При этом, отметил он, ОАК и ее дочерние структуры задолжали кредиторам 119 миллиардов рублей.
Сделки: военные и гражданские
Первый день работы авиасалона был "ударным" еще и из-за объявления о подписании рекордного для новой России контракта между Минобороны РФ и компанией "Сухой" о поставках истребителей на общую сумму свыше 80 миллиардов рублей.
ВВС РФ получат 48 истребителей Су-35, 12 истребителей Су-27 и четыре Су-30.
Этот контракт можно назвать одним из самых значимых для обновления парка ВВС РФ за последние 20 лет, убежден губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт.
Но ВВС РФ не намерены этим ограничиваться и в будущем закупят до восьми эскадрилий новых самолетов МиГ-31, сообщил главком Военно-воздушных сил (ВВС) РФ генерал-полковник Александр Зелин. Каждая эскадрилья - это 12 машин, добавил он.
Российские производители и продавцы авиатехники отчитались о выполнении ранее заключенных контрактов, текущих поставках вооружений и обозначили новые планы.
Так, полностью выполнен контракт на поставку в Малайзию 18 истребителей СУ-30МКМ. Из 28 самолетов Су-30, которые Россия должна поставить в Алжир, 22 уже поставлены, остальные шесть будут поставлены в сентябре текущего года.
"Рособоронэкспорт" сообщил, что до конца текущего года может быть подписан российско-индийский контракт на модернизацию самолетов Су-30МКИ для установки на них сверхзвуковых ракет BrahMos. Кроме того, Россия уже поставила Индии один из трех самолетов А-50 системы раннего предупреждения.
К 2010 году РФ выполнит и контракт на поставку во Вьетнам восьми самолетов Су-30МК2, заявил в среду заместитель генерального директора ФГУП "Рособоронэкспорт" Александр Михеев.
В целом "Сухой" и "МиГ" к 2015 году намерены занять 15-20% мирового рынка военной авиатехники, сообщил глава холдинга "Сухой" Михаил Погосян.
В ходе второго дня МАКС-2009 стало известно, что создаваемая "Ростехнологиями" авиакомпания "Росавиа" намерена приобрести у российских и западных производителей 65 узкофюзеляжных воздушных судов. Предложения будут рассмотрены до середины октября, заявил гендиректор "Ростехнологий" Сергей Чемезов.
Входящая в ОАК лизинговая компания "Ильюшин Финанс" (ИФК) в течение двух лет приобретет до 70 самолетов для последующей передачи их в лизинг. Среди них уже есть твердый контракт на передачу 45 судов в лизинг авиакомпании "Атлант-Союз", возможна поставка шести авиалайнеров АН-148 для ГТК "Россия".
В четверг - День Москвы на авиасалоне - перевозчик правительства Москвы "Атлант-Союз" подписал с ИФК контракт о приобретении в лизинг 30 новых пассажирских региональных самолетов Ан-148 и 15 среднемагистральных Ту-204СМ. Сумма контракта составляет около 1,2 миллиарда долларов.
ИФК и авиакомпания ОАО "Владивосток Авиа" подписали предконтрактное соглашение о поставке в лизинг четырех самолетов Ан-148-100/200 на 10 лет с опционом еще на два таких же самолета.
ОАО "Вертолеты России" в рамках авиасалона заключили контракт на поставку 20 новых вертолетов в одну из арабских стран, а авиакомпания "ЮТэйр" планирует с 2010 года закупить 15-16 европейских самолетов ATR-42 на 300 миллионов долларов.
Работа идет своим чередом
Участники авиасалона активно заключали соглашения о сотрудничестве на разных уровнях и рассказали о текущей работе.
Внешэкономбанк (ВЭБ), компания "Сухой" и компания "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС) договорились о стратегическом сотрудничестве в области гражданской и военной авиации.
Глава ВЭБа Владимир Дмитриев заявил о выделении 3,5 миллиарда рублей на серийное производство истребителя Су-35, а также 250 миллионов долларов своей "дочке" "ВЭБ-лизинг" на приобретение 10 самолетов Sukhoi Superjet 100 для их дальнейшей передачи "Аэрофлоту".
ИФК отчиталась, что сегодня в ее портфеле заказов 80 Ан-148, из них половина твердых контрактов, 25 Ту-204 СМ, в ближайшее время большая часть контрактов по ним будет твердыми, а также около десяти Ил-96-400Т - это, в основном, соглашения о намерениях.
Первый самолет Ту-204СМ для поставок в Иран будет построен в апреле 2010 года, поставки начнутся через год после этого, рассказал глава ИФК Александр Рубцов.
ОАК объявила, что ведет переговоры о приобретении авиазавода LET, расположенного в Чехии и производящего пассажирский самолет L-410, который используется местными воздушными авиалиниями и сертифицирован Европейским агентством по авиабезопастности.
ОАО "Аэропорт Внуково" и берлинский аэропорт "Бранденбург" подписали меморандум о сотрудничестве, а гендиректор ООО "Внуково-Карго" Валерий Штурмин сообщил, что грузовой терминал в аэропорту откроется в сентябре текущего года.
А что у новеньких?
В ходе авиасалона окончательно определились сроки начала поставок нового самолета Sukhoi Superjet 100, который посетители могут увидеть как на земле, так и в воздухе - 2010 год. Заказчикам, среди которых "Армавиа" и "Аэрофлот", будет поставлено 18 самолетов.
Ранее производитель планировал начать поставки Superjet 100 стартовым заказчикам в конце 2009 года. Глава холдинга "Сухой" Михаил Погосян в среду заявил, что холдинг до конца этого года завершит сертификационные испытания и подготовит для поставки первые самолеты.
Сертификация двигателей для Sukhoi Superjet 100 завершится также до конца текущего года.
Не за горами и реализация следующего перспективного проекта ОАК - российского среднемагистрального самолета нового поколения МС-21, чье серийное производство начнется к 2016 году.
Его разработчик - компания "Иркут" на МАКС-2009 объявила имена кандидатов на поставку двигателей для новинки - ими стали канадская Pratt&Whitney и британская Rolls Royce. Окончательное решение примут в сентябре. К 2016 году создать подходящий для МС-21 двигатель обещают и отечественные производители.
Компания "Туполев" будет создавать для Минобороны РФ принципиально новый стратегический бомбардировщик, он позволит России на рубеже 2020 года удачно конкурировать с лучшими зарубежными образцами, заявил гендиректор "Туполева" Игорь Шевчук.
ВВС РФ уже приступили к испытаниям второго образца истребителя пятого поколения, разрабатывающегося еще с 1990-х годов - Путин назвал его одним из приоритетных для авиапрома. Ранее сообщалось, что его летные испытания могут начаться в ноябре-декабре этого года.
С созданием двигателя для этого истребителя есть проблемы, признал главком ВВС РФ Александр Зелин, добавив, что, пока ведутся работы, самолет будет летать с двигателем "Сатурна".
ОАО "Вертолеты России" и французская компания Turbomeca в четверг в рамках МАКС-2009 подписали меморандум о поставках французских двигателей для первого российского легкого вертолета "Сапсан" (Ми-34С 2), усовершенствованного по сравнению с предыдущими модификациями.
РФ и Украина: самолетная дружба
Идея воскресить "давно забытое старое" посетила не только вертолетчиков - Минобороны РФ решило возобновить производство самолетов Ан-124 "Руслан", планируя использовать его, в том числе, для своих перевозок.
"Руслан" - один из крупнейших в мире транспортных самолетов - был создан в КБ имени Антонова на Украине в 1982 году. Его модификации выпускались в Киеве и Ульяновске до середины 1990-х годов, но затем выпуск был приостановлен.
Предполагается, что его производство может снова начаться в Ульяновске в тесной кооперации с украинскими предприятиями, а также разработчиком самолета.
Поздно вечером во вторник стало известно, что министерства обороны России и Украины договорились на авиасалоне продолжить сотрудничество по совместному производству другого транспортника, Ан-70, ранее прерванное по инициативе РФ.
Проект создания совместного самолета обсудили в среду по телефону премьер-министры РФ и Украины Владимир Путин и Юлия Тимошенко.
В четверг оборонные ведомства двух государств подписали договор на завершение испытаний Ан-70.
РФ и Европа: в космос - вместе
Существенные успехи достигнуты и по космическим программам. Так, Роскосмос и космическое агентство Германии DLR подписали соглашение по совместной работе над рентген-телескопом eROSITA, предназначенным для космических исследований.
Запуск российского зонда "Спектр РГ" с рентген-телескопом запланирован на 2012 год.
Роскосмос и Европейское космическое агентство (ЕКА) подписали исполнительное соглашение по использованию европейских наземных станций слежения для нужд управления и приема информации с космической станции "Фобос-Грунт", запуск которой к спутнику Марса - Фобосу - намечен на октябрь 2009 года.
Первый запуск новейшей разработки ракетно-космического центра "ЦСКБ-Прогресс" (Самара) - двухступенчатой ракеты-носителя легкого класса "Союз-1" - запланирован на начало 2011 года с космодрома Плесецк, сообщил РИА Новости генеральный директор центра Александр Кирилин.
А РКК "Энергия" пообещала на следующем авиасалоне представить полноразмерный макет нового российского космического корабля, сообщил глава корпорации Виталий Лопота.
Пермский край и Роскосмос во вторник в рамках авиасалона МАКС-2009 подписали соглашение о создании производственной базы для выпуска основных агрегатов ракетных двигателей РД-191 для перспективных экологически чистых ракет-носителей семейства "Ангара", разрабатывающихся НПЦ имени Хруничева....
Авторские права на данный материал принадлежат «РИА "Новости"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 24, 2024
Моя мечта – собрать полную и достоверную хронику событий в российской авиации
Декабрь 24, 2024
Агентство "АвиаПорт" представляет летопись российской и мировой авиации
Декабрь 24, 2024
Аэрофлот разыграет бесплатные перелеты и скидочные купоны на 18 новогодних рейсах
Декабрь 23, 2024
Что поменяли и что сохранили в аэропорту Вологды. И зачем это сделали