О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

ПАК не видали?

Военная составляющая МАКС-2009 обошлась без сенсаций

Второй день авиационно-космического салона МАКС-2009 оказался богатым на события из мира военной авиации, а также громкие заявления чиновников по поводу ее нынешнего состояния и перспектив. Но настоящих сенсаций как в этот, так и в другие дни работы подмосковной выставки не произошло. Крупные контракты, о которых стало известно на МАКСе, были или заключены до его начала, или же анонсированы заранее. Не обошлось и без долгожданных заявлений о российском истребителе пятого поколения. Но сам самолет и на этот раз публике не показали, что в очередной раз породило сомнения в том, что он вообще существует.

Главной новостью нынешнего авиационно-космического салона, судя по всему, должен был стать контракт на поставку военному ведомству России крупнейшей с момента развала СССР партии истребителей. Соответствующий документ был подписан в первый день работы салона в присутствии премьер-министра РФ Владимира Путина, а свои автографы под ним оставили заместитель министра обороны Владимир Поповкин и генеральный директор компании "Сухой" Михаил Погосян. Договор предусматривает поставки 48 многоцелевых истребителей Су-35C c 2010 до 2015 год включительно, двенадцати Су-27СМ с 2009 по 2011 год, а также четырех Су-30М2 до конца 2011 года.

Неожиданным это событие, впрочем, не стало. Во-первых, сами же руководители российских ВВС в последнее время успели неоднократно сообщить о планах закупок больших партий боевых самолетов, а, во-вторых, буквально накануне открытия МАКС-2009 подробности предстоящего соглашения попали в печать. В частности, о намерении заключить соглашение на поставку 64 новых истребителей для Минобороны накануне открытия МАКС-2009 сообщила газета "Ведомости". Если верить изданию, стоимость одного Су-35 составляет более 40 миллионов долларов, Су-27 и Су-30 - более 30 миллионов за каждый. С учетом дополнительного оборудования и вооружения подписанный контракт оценивается в сумму около трех миллиардов долларов, хотя официально эти цифры не оглашались.

О поставках российским военным новых боевых вертолетов на этот раз говорили в основном лишь в будущем времени, что также мало походило на сенсацию. В частности, по словам временно исполняющего обязанности заместителя главкома ВВС по вооружению генерал-майора Олега Бармина, в 2009 году должны завершиться государственные испытания нового вертолета Ка-52 "Аллигатор", а до конца года военные получат первые три машины из установочной партии. В 2010 году должна состояться передача еще нескольких вертолетов. С 2011-2012 годов Арсеньевская авиационная компания "Прогресс" сможет перейти на выпуск уже 20-25 машин в год для своих ВВС и поставок на экспорт.

Госиспытания еще одного ударного вертолета, Ми-28Н "Ночной охотник", завершились еще в конце 2008 года, и, по словам генерала, с учетом предсерийной партии военным уже поставлено 12 машин. Они переданы в строевые части, включая Центр боевого применения в Торжке, для обучения летчиков и отработки тактики. Всего же таких вертолетов Минобороны намеревается закупить более трехсот, поскольку основным в отечественной армейской авиации будет именно Ми-28Н, а Ка-52 планируется закупать лишь для решения специальных задач.

На МАКС-2009 в очередной раз вспомнили и про так называемый перспективный авиационный комплекс Дальней авиации (ПАК ДА), который должен прийти на смену нынешним стратегическим бомбардировщикам российской армии Ту-160, Ту-95МС и Ту-22М3. Генеральный директор компании "Туполев" Игорь Шевчук сообщил журналистам, что в 2009 году производитель заключил контракт с Минобороны на его разработку и создание. По его словам, "это принципиально новый летательный аппарат, который будет основываться на новейших решениях". Но пока, судя по заявлению Шевчука, его создание находится на этапе научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Куда большие надежды на очередной МАКС любители авиации связывали с возможной демонстрацией будущего российских ВВС - истребителя пятого поколения ПАК ФА ("Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации"), созданием которого занимается компания "Сухой". Увы, и в этом случае потенциальных посетителей выставки успели разочаровать заранее. Директор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак, отвечая на соответствующий вопрос читателей "Ленты.ру", сообщил, что показ ПАК ФА в программе не запланирован. "Вероятно, не готов еще", - отметил он.

Несколько больше ясности в судьбу самолета, который вроде бы как уже построен, но пока еще официально не продемонстрирован, внес главком ВВС генерал-полковник Александр Зелин. Оказалось - ПАК ФА уже "почти готов". По словам Зелина, Военно-воздушные силы РФ приступили к наземным испытаниям второго образца, который на данный момент доставлен в Москву.

ПАК ФА нашли на значке

20 августа на МАКС-2009 был обнаружен значок ОКБ "Сухого" с изображением самолета, который предположительно напоминает ПАК ФА. В самой компании корреспонденту газеты "Ведомости" заявили, что это китайская подделка, но собеседник в авиапроме отметил, что внешнее сходство имеется. Судя по изображению, это моноплан с широко разнесенными двигателями и двумя килями, сильно отклоненными наружу от продольной оси. Он напоминает проект истребителя YF-23, который был отвергнут ВВС США в пользу F-22.


Зелин сообщил также, что пока созданы три технических образца ПАК ФА и завершается сборка одного летающего. "Михаил Погосян (гендиректор АХК "Сухой" - Лента.ру) и Алексей Федоров (президент Объединенной авиастроительной корпорации) просили меня не называть сроки, когда самолет пятого поколения поднимется в воздух, но ранее я докладывал верховному главнокомандующему, что этот самолет полетит в ноябре или в декабре, когда будет холоднее", - рассказал генерал журналистам на авиакосмическом салоне. Тем не менее, по его словам, пока еще конструкторам предстоит повозиться с двигателем нового истребителя.

В том, что обновление парка российской авиации назрело уже давно, сомнений нет и быть не может. И МАКС-2009 стал очередным печальным напоминанием об этом. Салон запомнится всем прежде всего столкновением истребителей Су-27 пилотажной группы "Русские витязи", случившимся за несколько дней до его открытия. В результате этой авиакатастрофы погиб командир группы Игорь Ткаченко, которого называли одним из самых опытных пилотов российских ВВС.

О состоянии парка всей российской боевой авиации этот печальный эпизод, на первый взгляд, говорит мало. Тем не менее, комментируя столкновение самолетов, многие СМИ вспомнили, что офицеры пилотажной группы в свое время отзывались не лучшим образом о состоянии своих машин. И хоть военные поспешили заверить, что катастрофа не была связана с техническим состоянием Су-27, вопросы по этому поводу остаются. Тем более, что прошлая катастрофа, в результате которой пилотажная группа потеряла сразу четверых товарищей, случилась из-за технического несовершенства техники. В частности, отсутствия современного навигационного оборудования.

Другой российской пилотажной группе, "Стрижи", которая является ровесником "Русских витязей", в этом плане пока везет больше. Но по поводу российских МиГ-29, на которых летают "Стрижи", на МАКС-2009 также была озвучена не самая обнадеживающая информация. По словам временно исполняющего обязанности заместителя главкома ВВС по вооружению генерал-майора Олега Бармина, у 80 процентов этих истребителей комиссией Военно-воздушных сил была обнаружена коррозия хвостового оперения. Проверка началась после того, как в декабре 2008 года в Читинском районе Забайкальского края произошло крушение МиГ-29, в результате которого погиб пилот. В октябре того же года под Читой разбился аналогичный самолет, пилот которого выжил.

Зато самыми новыми и современными в ВВС России, судя по последней статистике поставок самолетов, можно назвать модернизированные МиГ-29СМТ, которые были изготовлены для Алжира, но отвергнуты после сдачи самим же заказчиком. Официально - по техническим причинам, хотя среди мотивов этого решения называют и политические. На МАКС-2009 Олег Бармин сообщил, что "алжирские" МиГи переданы авиабазам, дислоцирующимся в Курске и Липецке.

Что же касается контрактов зарубежных покупателей на поставки российского оружия, то нынешняя выставка МАКС не отметилась ничем грандиозным. Самым громким событием можно назвать разве что подписанный во время действия салона контракт с компанией Airfreight Aviation LTD из Объединенных Арабских Эмиратов. Она приобрела двадцать многоцелевых вертолетов Ми-171 в транспортной модификации.

То, что зарубежные армии и гражданские структуры, даже несмотря на принадлежность их стран к НАТО, не прекращают проявлять интерес к российской вертолетной технике, известно давно. Причем, военные из разных государств продолжают использовать ее во многих точках мира, включая Ирак и Афганистан, невзирая на критику в свой адрес. США, к примеру, поставляют российские вертолеты Ираку. А недавно был отмечен случай передачи таких машин пакистанской армии.

В ОАЭ на базе купившей партию Ми-171 Airfreight Aviation LTD, судя по заявлению директора холдинга "Вертолеты России" Андрея Шибитова, как раз и планируется создать региональный сервисный центр для обеспечения эксплуатации вертолетов российского производства в странах Ближнего Востока, Ираке и Афганистане.

Еще одной значимой международной новостью можно назвать подписание на МАКС-2009 военными ведомствами России и Украины соглашения о возобновлении совместных работ по программе разработки военно-транспортного самолета Ан-70. Подписи под этим документом поставили министр обороны России Анатолий Сердюков и исполняющий обязанности министра обороны Украины Валерий Иващенко.

Проект создания этого во многом уникального самолета сегодня выгоден как Киеву, так и Москве. Поэтому два государства, несмотря на постоянные политические конфликты, решили действовать сообща. Российская авиация нуждается в подобном самолете, а у Украины, которая намерена закупить незначительную их партию, судя по всему, не хватает средств на завершение проекта.

Вот, наверное, и все, чем на данный момент запомнилась "военная составляющая" нынешнего МАКСа. Очевидно, что среди упомянутых событий больше формальностей и обещаний, нежели конкретных дел. Так что остается лишь ждать и надеяться, что в следующий раз в Жуковском интересных событий будет больше....
Авторские права на данный материал принадлежат «Lenta.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка