Независимая газета
24 августа 2009, 13:05
Новые крылья МАКСа
Вчера в подмосковном Жуковском завершился девятый авиационно-космический салон МАКС-2009. Несмотря на кризис, салон стал рекордсменом по количеству заключенных на нем сделок, а полетная программа, как всегда, привлекла сотни тысяч зрителей
Нечетный год, середина августа, очередной МАКС... Поначалу кажется, все будет как всегда, по крайней мере привычно перегруженная дорога, петляющая между Москвой и Жуковским, настраивает на меланхолический лад.
Однако уже при подходе к КПП начинаешь замечать, что в салоне произошли изменения. Проход, контроль билетов, досмотр стали куда оперативнее и проще. Чем дальше, тем больше видишь изменений. По пути к павильонам не приходится, как прежде, месить околоаэродромную пыль.
Территория, павильоны и прочие постройки оформлены в едином стиле, везде чувствуется рука профессионального и, надо признать, талантливого дизайнера, сумевшего подчинить традиционную для прежних салонов эклектику единому художественному замыслу.
Во всех павильонах приятное новшеств- наконец-то здесь можно не только знакомиться с экспонатами, но еще и дышать: все помещения оборудованы новейшей системой кондиционирования воздуха. Захожу в пресс-центр. Первое, что бросается в глаза, - без сбоев работает интернет да и пробиваться к нему через толпу журналистской братии не приходится - компьютеров достаточно...
Идиллическую картину нарушает рассказ коллеги, прибывшего на салон в отличие от меня к самому открытию. Ему встреча посетителей на подступах к выставке и на проходной не понравилась. Пару раз заставили выйти из машины и открыть багажник, несколько раз придирчиво изучали удостоверение личности, наконец, не везде пропускали, а если и пропускали, то приходилось ждать, пока откроют двери или снимут оцепление.
На мой взгляд, ничего удивительного и тем более страшного в этом нет. Заранее было известно, что салон открывает председатель правительства. Подчеркну: известно всем, а потому в наше тревожное время охрана должна срабатывать на 100%. Конечно, неприятно, когда тебя куда-то не пускают или заставляют ждать.
Вместе с тем забота о безопасности, особенно в местах массового скопления людей, требует определенной, если угодно, жесткости. Кстати, там, где угроза терроризма существует, даже в самых цивилизованных странах правоохранительные органы не боятся ради обеспечения безопасности прослыть чрезмерно жесткими. Достаточно вспомнить недавний случай в испанской Майорке, когда гражданские гвардейцы, не побоявшись подмочить великолепную туристическую репутацию острова, довольно жестко разобрались с показавшимися им подозрительными молодыми людьми - российскими яхтсменами.
Выхожу из пресс-центра и направляюсь к открытым площадкам, где расположились натурные образцы самолетов и вертолетов. Раньше на осмотр уходило полдня, сегодня площадка при том же количестве летательных аппаратов стала гораздо компактнее и, по-моему, ближе. Выделенные в отдельную зону точки общепита и сувенирные киоски радуют глаз, во всем чувствуется обустроенность и даже определенная элегантность. Невольно вспоминаешь прежние МАКСы.
Родившийся среди не приспособленных к многолюдью ангаров и являвшийся раз в два года народу МАКС до недавнего прошлого напоминал не международную выставку, а скорее большой цыганский табор или Сорочинскую ярмарку, где всякий экспонент оформлял свой стенд в меру развитости вкуса и наполненности корпоративного кошелька.
Разомлевшие от августовской жары стендисты, на неделю заменявшие в ангарах самолеты, лениво отбивались от досужих посетителей, случайно или в поисках сувениров забредших в импровизированные павильоны.
В это же время бизнес-посетители в переговорных каморках пытались перекричать рев авиадвигателей, не умолкавший в небе над их головами в течение всего дня.
В этой связи приходит на память курьезный случай, произошедший на одном из салонов. Владелец пивной палатки, расположившейся возле статической экспозиции самолетов, обратился к администрации с требованием убрать куда-нибудь подальше стратегический бомбардировщик Ту-160, который, по его словам, загораживал проход к заведению и подрывал торговлю. Гоголевский пейзаж дополняли многочисленные авиационные журналисты, которых вся эта неразбериха порой вынуждала переквалифицироваться в фельетонистов.
Кстати, о пиве. В последние годы россияне охотно стали примерять на себя традиционные заграничные праздники: ирландский "Святой Патрик", французский "День божеле", немецкий "Октобер фест"... Приближается октябрь и, бродя по аллеям МАКСа, я подумал: а почему бы здесь не провести наш "Октобер фест"?
Вся инфраструктура практически подготовлена, пивовары сюда дорогу знают и знают, что их продукция тут не прокиснет, а для жителей Жуковского это была бы своего рода компенсация за беспокойства, причиненные МАКСом. Если смотреть шире, то и местные отделения политических партий могли бы воспользоваться народным фестивалем, чтобы продвинуть свои программы. Зазывать потенциальных избирателей сюда явно не придется...
Однако вернемся на выставку. Дойдя до статической экспозиции, я убедился, что наша отечественная авиация представлена, как всегда, в полном объеме. Боевые комплексы, гражданские лайнеры, включая новый гвоздь программы - Сухой "Суперджет-100", вертолеты разного назначения. Нынешний салон убеждает: воздухоплавание, памятное, казалось бы, лишь нашим дедам, рано списывать. На отдельной площадке демонстрировались воздушные шары и дирижабли. На некоторых можно было даже полетать.
Не попалась на глаза, пожалуй, лишь бизнес-авиация. Это, кстати, отличает МАКС от большинства зарубежных салонов, где бизнес-джеты занимают достойное место. Впрочем, ее отсутствие нельзя вменять в вину организаторам салона. Нельзя показать то, чего нет. А у нас, увы, несмотря на бурное развитие бизнеса, этот сегмент гражданской авиации до сих пор практически не получил развития.
В отличие от зарубежных авиадержав сегодня в России существует практика переоборудования самолетов Ту-134, Ту-154, Як-42 и Як-40 под VIP-салоны и использования их как бизнес-джеты корпоративного назначения, однако их количество не превышает трех десятков.
Кроме того, следует учитывать специфику эксплуатации этих самолетов, созданных 30-40 лет назад, имеющих повышенный расход топлива, ограниченную дальность полета, несоответствие сегодняшним требованиям ИКАО по уровню шума и эмиссии. Ограниченность российского рынка подобных самолетов также не стимулирует широкомасштабные работы нашей промышленности в этом направлении.
Вместе с тем вопросы развития деловой авиации в нашей стране - это не только производство соответствующих самолетов. Не меньшее значение имеет развитие инфраструктуры действующих аэропортов в интересах бизнес-полетов, уточнение законодательства, регулирующего использование воздушного пространства, решение проблем базирования этой авиации. В США, где наиболее развита бизнес-авиация, 85% всех аэропортов (5400 аэродромов) предназначены для нее. В нашей стране современные бизнес-терминалы построены только в Москве и Санкт-Петербурге.
Не случайно в ходе авиасалона МАКС-2009 была проведена конференция по развитию бизнес-авиации и авиации общего назначения в России. Форум ставил своей целью выявить возможности этого сегмента авиации в России с учетом международного опыта в текущей рыночной ситуации.
Путешествуя по павильонам, общаюсь с представителями фирм-экспонентов. Как они оценивают салон, его организацию? Подавляющее большинство отмечают возросший уровень комфорта, сервиса, технические новшества.
Некоторые представители отечественных фирм-участниц сетуют на дороговизну аренды выставочных площадей. Заинтересовался этим вопросом. Выясняется, что на МАКС-2009 аренда закрытой площади стоит 260 евро за квадратный метр, а открытой площадки - 120. Много это или мало? Иду в "иностранные" павильоны. Гости из-за рубежа не жалуются: в Париже закрытая площадь стоит 283 евро, в Берлине - 295, а в Лондоне аж 489. Аренда открытых площадей соответственно во всех европейских столицах также дороже, чем на московском салоне.
Что поделать, дополнительный комфорт стоит дополнительных денег, а то, что организаторы не зарыли деньги в землю, использовали по назначению, как я уже говорил, бросается в глаза при первом взгляде на выставку. Деньги немалые. Как бы то ни было, московский салон пока остается самым недорогим из себе равных. А его равенство признано мировым авиационным сообществом безоговорочно.
Это подтверждается участием в салоне лидеров мирового авиастроения Boeing, EADS, Airbus, Safran, Rolls-Royce, United Technologies, демонстрацией национальных экспозиций Германии, США, Канады, Швейцарии, Украины. Этот далеко не полный перечень показывает масштабность МАКСа, который вместе с салонами Ле Бурже и Фарнборо заслуженно входит в первую тройку мировых авиационных выставок.
Когда знакомишься с бизнес-итогами салона, забываешь о том, что страна, как и весь мир, в том числе авиационный, переживает тяжелейший в современной истории экономический кризис. Никогда в истории МАКСа не заключалось столько сделок как по количеству, так и по объему. Большинство сделок заключено между российскими партнерами. Значит, наша отечественная авиация возрождается, заканчивается затянувшаяся на полтора десятилетия зависимость российского авиапрома от экспортных заказов, значит, будут новые рабочие места, твердые зарплаты. И это радует.
На пресс-конференцию государственной корпорации "Ростехнологии" многие журналисты шли заинтригованные. В последнее время вокруг авиационных проектов корпорации говорили разное. Что нового они смогут рассказать? Оказалось, смогли. А точнее говоря, не рассказали, а показали, руководствуясь, видимо, проверенной народной мудростью: лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать.
Штатная пресс-конференция превратилась в неожиданную для многих собравшихся бизнес-акцию: генеральный директор "Ростехнологии" Сергей Чемезов объявил о намерении создаваемой корпорацией авиакомпании под пока условным названием "Русавиа" в самое ближайшее время приобрести ни много ни мало 65 магистральных лайнеров. На глазах у изумленной публики глава компании Борис Король тут же вручил соответствующие официальные запросы ведущим авиапроизводителям "Боингу" и "Эйрбасу". Чемезов не стал называть стоимость проекта, но если учесть, что один самолет стоит где-то от 30 до 40 млн. долл., игра для авиастроителей, как зарубежных, так и отечественных, стоит свеч. Это более 2 млрд. долл.
Глава "Ростехнологии" рассказал, что новый авиаперевозчик формируется на базе маршрутной сети, парка воздушных судов и других активов шести авиакомпаний, переданных корпорации в управление. Это ГТК "Россия", "Владивосток-Авиа", "Оренбургские авиалинии", "Кавминводыавиа", "Сахалинские авиатрассы" и "Саратовские авиалинии". Их суммарный флот включает около 200 воздушных судов отечественного и западного производства. Общий пассажиропоток этих компаний составляет более 6 млн. пассажиров в год. В результате проводимых мероприятий в составе единого флота останется лишь четверть экономически эффективных и целесообразных в дальнейшей эксплуатации самолетов. Остальные - морально и физически устаревшие - предстоит заменить. Так что впереди новые контракты.
Были и другие, не менее сенсационные сделки и новости. На МАКС-2009 подписан самый крупный за последние годы (80 млрд. руб.) контракт с российскими ВВС. В ближайшие годы на вооружение поступят 64 истребителя "Сухого", в том числе 48 новейших Су-35.
Что такое истребитель без оружия? Буквально через два дня на салоне ВВС подписали контракт с корпорацией "Тактическое ракетное вооружение" на закупку авиационных ракет на сумму 5 млрд. руб. Кстати, по имеющимся данным, это будет первая закупка ВВС России новых управляемых авиаракет за последние 15 лет.
"Рособоронэкспорт" уже несколько лет продвигает Су-35 на мировой рынок. Несомненно, экспортный потенциал истребителя существенно вырастет после его принятия на вооружение страной-производителем, да еще и с полным боекомплектом!
Если военный сектор отечественного авиапрома в последние годы мог гордиться хотя бы экспортными поставками, то гражданскому направлению похвастать было совсем нечем. Тем приятнее было узнать, что на МАКС-2009 подписан контракт на сумму 1, 2 млрд. долл. между авиакомпанией "Атлант-Союз", OAK и "Ильюшин финанс" о поставке 30 региональных АН-148 и 15 среднемагистральных лайнеров Ту-204СМ.
"Аэрофлот", "Гражданские самолеты Сухого" и Внешэкономбанк подписали соглашение о финансировании поставок первых 10 самолетов "Суперджет-100" на сумму около 250 млн. долл.
Еще одной сенсацией МАКСа стало объявление о начале работ по восстановлению производства уникальных "тяжеловесов" "Руслан".
Безусловно, на МАКС-2009 были недостатки и досадные оплошности. Хотелось бы, чтобы все запланированные мероприятия начинались и заканчивались, как говорят авиаторы, согласно расписанию, а все милиционеры были похожи на михалковского дядю Степу - в меру строгого и безмерно справедливого.
Организаторы МАКС-2009 показали, что они умеют и любят работать. Салон подтвердил статус мирового класса. А значит, МАКС-2011 будет еще интереснее и удобнее....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимая газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 23, 2024
Что поменяли и что сохранили в аэропорту Вологды. И зачем это сделали
Декабрь 23, 2024
Аэрофлот устанавливает фиксированную скидку 50% для детей на перелеты по России
Декабрь 23, 2024
Аэрофлот открывает продажу на прямые регулярные рейсы из Владивостока в Пекин
Декабрь 23, 2024
В РФ испытали сочетающий возможности вертолета и самолета дрон "Аделикс-10"