Вечерняя Москва
25 августа 2009, 15:10
Максимальное ускорение
В подмосковном Жуковском на аэродроме ЛИИ им. Громова закончил работу IX Международный авиакосмический салон МАКС-2009
Во-первых, в первый же день на федеральном уровне был подписан договор о закупке ВС РФ 64 новейших истребителей "Сухого", которые будут поставлены на вооружение до 2015 года. Во-вторых, российское правительство выделило на развитие отечественной авиапромышленности в 2009 году 80 миллиардов рублей. Несмотря ни на какой кризис, мы все-таки вышли из "штопора" промышленного застоя и начали понемногу набирать рабочую высоту.
Отстань паровоз, не стучите колеса!
"Факты", представленные на авиасалоне, говорят сами за себя. Пермская компания "Авиализинг" подписала контракт на поставку 24 авиалайнеров "средней дальности" "Сухой-Суперджет 100", о необходимости которого так долго говорили наши пассажиры, вынужденные пользоваться услугами монопольной РЖД, которая постоянно взвинчивает цены на свои транспортные услуги. По мнению экономистов, авиабилет, скажем, из Москвы до Нижнего Новгорода на новом самолете будет стоить не более 1,5 тысячи рублей. Время в полете около часа. Сегодня добраться по "железке" на то же расстояние стоит столько же, но за 12-18 часов. Улавливаете разницу? "Суперджет 100" это прежде всего ближнемагистральный лайнер для перевозки 50 пассажиров на расстояние до 4000 километров на внутренних авиалиниях страны. Хочется верить, что известный призыв советских времен: "Летайте самолетами "Аэрофлота" - вновь обретет в обозримом будущем реальность. Хотя, вероятнее всего, покупать новый самолет будут именно небольшие частные авиакомпании.
Если надо - заклюем!
Ну а то, что мы снова летаем выше и дальше всех и при этом никого не боимся и можем дать в небе отпор любому иностранному крылатому "хищнику", доказал в небе над Жуковским Су-35, созданный как переходный вариант многоцелевого истребителя 5-го поколения авиаконцерном "Сухой".
Для неискушенного поясню. Равной в мире этой боевой машине пока нет и, думается, не будет в ближайшие 10-15 лет. На одном из МАКСов корреспондент "ВМ" стал свидетелем случая, когда американских летчиков их начальство загнало в автобус с занавешенными черными шторками, когда по громкоговорителю диктор аэрошоу объявил, что в небе появляется пилотажная группа "Русские витязи". Когда я задал вопрос полковнику ВВС США, почему американским летчикам не дают посмотреть, как летают российские "витязи", тот произнес заученную фразу, что "не уполномочен давать комментарии прессе". Потом, правда, выпив русской водки, добавил честно, как подобает рыцарю неба: "Мы не хотим лишний раз травмировать психику наших летчиков. Не дай бог им придется встретиться с русскими летчиками в реальном воздушном бою!" Замечу, что годом раньше американские летчики в условном бою проиграли нашим со счетом 50:0.
Салонная "пехота"
Тишина. 7 утра. Погода отвратительная. Мелкий дождь. Ветрено. Милиция на постах. Иду по "центральному проспекту" летного поля, где представлены образцы нашей и импортной техники.
МАКС готовится к очередному рабочему дню. Ровняюсь с ветераном советской авиации Як-30. Это спортивная машина начала 60-х годов, на которой в свое время был поставлен не один мировой рекорд по высоте, дальности и фигурам высшего пилотажа. И что примечательно: самолет-ветеран на крыле. Заправил - и в небо!
- Дяденька, сфоткайте меня рядом с самолетом, пока толпа не набежала, - слышу детский голосок чуть ли не из-под крыла самолета.
Паренек лет десяти выскакивает из кармана куртки "мыльницу".
- Снято.
Мальчуган деловито просматривает сделанный только что снимок на дисплее.
- Отлично! Меня Паша зовут. А вы не знаете, какое у этого самолета качество?
Лихорадочно начинаю вспоминать, сколько километров способен планировать этот самолет с выключенным двигателем с высоты в один километр. Это и будет качество (профессиональный термин) данного летательного аппарата.
- Думаю, что "десятка". Все-таки не фанерный планер, а реактивный самолет, - начинаю "умничать", вспоминая свою молодость в ЮПШ (юношеская планерная школа) и наш старенький перкалевый планер БРО-11М, на котором нас, 16-летних мальчишек и девчонок, поднимали с лебедки на Тушинском аэродроме в середине 70-х.
- При попутном потоке на все 12 потянет, - к нам подходит мужчина в летной куртке. Отец Паши.
Так я познакомился с семьей воздухоплавателей Кузиных из подмосковного города Хотьково.
Александр - инженер-аэродинамик. В настоящее время пилот тепловых аэростатов. Летают с супругой Натальей и детьми (в семье Кузиных их семеро)! В подмосковном Хотькове. Пашка бредит небом. Мечтает стать военным летчиком. Мама слегка возражает. Но мужчины только улыбаются, делая многозначительные лица.
В том, что Пашка лет через десять станет летчиком, нет сомнений. Но вернемся к проблемам отечественной авиации.
Обходим соперников на вираже
Прежде всего, к вопросу: как выйти с нашей авиапродукцией на международный рынок? В условиях экономического кризиса 11 миллиардов долларов США на дороге не валяются. Наш многоцелевой истребитель пятого поколения Миг-35 на сегодняшний день является лидером в тендере на закупку боевых самолетов для ВВС Индии. Сегодня Россия практически обошла конкурентов США (F-16N) "Супер Вайпер", французский "Рафаэль", немецкий "Тайфун".
- Если все пойдет по плану, ваш Миг-35 будет летать в индийском окрасе уже в 2013 году, - заявил главный маршал авиации Индии Ф. Мэйджор.
В том, что это так и будет, сомневаться не приходится. На МАКС-2009 не приехал ни один из наших конкурентов. Зато корреспондент "ВМ" мог наблюдать, с каким интересом смотрели высокие чины ВВС Индии на работу пилотажной группы "Соколы России". Тем не менее от всего увиденного складывалось двоякое впечатление.
С одной стороны, мы вновь выходим на позиции лидеров мирового самолетостроения: строим, удивляем, продаем. Более того, наша молодежь по-прежнему проявляет большую заинтересованность ко всему, что движется по небу. Не только мечтает летать, но и строить новые летательные аппараты. Те же студенты МАИ представили на авиасалоне несколько интересных образцов летательных аппаратов тяжелее воздуха. Например, сверхлегкий двухместный самолет "Скайренджер-М" массой всего 250 кг. Он способен развивать скорость до 155 км в час и подниматься на высоту 4000 метров.
С другой стороны, у нас нет ни одного бесплатного аэроклуба, в котором могли бы заниматься юноши и девушки 16-18 лет, мечтающие о небе. Тем, кто придет на смену тем же "витязям", "стрижам" и "соколам". РОСТО, которое пришло на смену легендарному ДОСААФ, сегодня не может решить проблему бесплатного обучения. Кругом сплошная коммерция. Например, прыгнуть один раз с парашютом стоит 1,5 тысячи рублей. Научиться летать на дельтолете или параплане стоит 40-50 тысяч. Первый шаг в большое небо стал заоблачной мечтой для тысяч мальчишек и девчонок из семей даже среднего достатка. Единственное, что им остается, - запускать воздушных змеев, и то китайского производства. Нужна серьезная правительственная программа, чтобы в корне изменить существующее положение. Строить самолеты начали, а о тех, кто на них завтра будет летать, почему-то забыли....
Авторские права на данный материал принадлежат «Вечерняя Москва». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 23, 2024
Аэрофлот открывает продажу на прямые регулярные рейсы из Владивостока в Пекин
Декабрь 23, 2024
Аватары с ИИ помогут пассажирам Пулково
Декабрь 23, 2024
Аэропорт Домодедово поздравил Ethiopian Airlines c годовщиной основания
Декабрь 23, 2024
В аэропорту Горно-Алтайска обновили парковочный комплекс