О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Авиация малых форм

Для большинства посетителей авиасалона "МАКС" она осталась почти незамеченной

Статическая экспозиция авиасалона "МАКС-2009" вызывала чувства несколько противоречивые. С одной стороны, отрадно было видеть новую технику в окраске ВВС РФ, с другой стороны, состав показанных "вживую" машин навивал мысли о том, что на летное поле ЛИИ большую часть из них выкатили в основном для предания натурной экспозиции свойств массовости и масштабности. Действительно, Ту-95МС, Ту-160, Ан-124 "Руслан" или Ан-22 "Антей" было видно фактически с любой точки салона, однако никакими новинками они, естественно, не являются. Вместе с тем под гигантскими плоскостями этих машин почти незамеченными остались летательные аппараты, относящиеся к сегменту малой авиации.

Два биплана 30-х годов под крылом воздушного гиганта "Руслана" выглядели сущими стрекозами. Да и присутствие их на МАКСе вряд ли заметил кто-то из специалистов. Между тем воссозданные энтузиастами до летного состояния краснозвездные истребители конструкции Николая Поликарпова являются явлением для нашей страны уникальным. Камуфляжный И-15бис и учебная модификация этого самолета - ДИТ (двухместный истребитель тренировочный) были представлены на МАКСе-2009 некоммерческим фондом "Крылатая память Победы". Проект "Крылатая память Победы" - это идея создания коллекции летающих самолетов, которые в предвоенные и военные годы внесли наибольший вклад в дело Победы над фашистской Германией. Долгое время отношение к подобного рода начинаниям в нашей стране было, мягко говоря, прохладным. Советский авиапром был устремлен в будущее, в результате чего многие архивные документы, чертежи были уничтожены или потеряны, а сами старые самолеты, некогда находившиеся на острие авиационной мысли, обречены на списание в металлолом или в лучшем случае на медленную смерть на статической площадке авиационного музея в Монине.

В настоящее время общая численность раритетных самолетов в России не превышает 20 экземпляров, а подняться в воздух способны всего четыре образца. Между тем за границей насчитываются десятки живых антикварных самолетов, регулярно принимающих участие в различных авиашоу. Довольно много среди них и советских истребителей: в Новой Зеландии есть целая эскадрилья воссозданных в Новосибирске И-16 и И-15, в США и Европе летают несколько Як-3, также заново построенных в нашей стране. Работа по воссозданию авиационного прошлого в России только начинается. И сейчас очень важно не упустить время, в противном случае мы потеряем реальную историю авиации страны.

Что касается современных самолетов малой авиации, то они также остались на периферии МАКСа. Эксплуатация легких самолетов в России ограничена из-за отсутствия соответствующей нормативно-правовой базы, кадастра воздушного пространства и целого ряда других проблем. Тем не менее рынок легких самолетов существует и за него борются как 
отечественные, так и зарубежные фирмы. Из новостей прошедшего МАКСа можно узнать, что челябинская авиакомпания "ЧелАвиа" продвигает на российский рынок итальянские самолеты малой авиации Tecnam. Возможно, что четырехместный Tecnam P2006 Twin, сертификация которого в России должна состояться в конце 2009 - начале 2010 года, может найти применение в качестве учебного тренажера в Ульяновском высшем авиационном училище гражданской авиации, а также в Уральском учебно-тренировочном центре ГА.

Свой самолет DA42 привезла на МАКС-2009 австрийская компания Dimond Aircraft. Эта машина позиционируется как многоцелевая платформа для установки различных систем дистанционного зондирования. На его базе одна из российских компаний планирует создать средневысотный беспилотный комплекс с продолжительностью полета не менее 24 часов, предназначенный для контроля ледовой обстановки на сибирских реках, наблюдения за лесными массивами, мониторинга магистральных трубопроводов в отдаленных регионах и выполнения других задач в малонаселенных северных и дальневосточных регионах страны.Надо отметить, что обширные малолюдные просторы России как нельзя лучше предназначены для успешного развития малой авиации. По всей видимости, со временем имеющиеся сейчас препоны будут устранены и тогда спрос на рынке легких самолетов резко возрастет. На Западе это отлично понимают. Поэтому канадская фирма Expedition Aircraft представила на МАКСе-2009 свой новый пятиместный самолет Expedition Е350, всего полгода назад сертифицированный в США, и начала работу по поиску дистрибьютора в России. По мнению канадцев, для российских заказчиков Expedition Е350 может быть интересен своей способностью садиться на грунтовые взлетно-посадочные полосы в северных широтах и сравнительно легкой конвертацией в поплавковый вариант. В Expedition Aircraft надеются, что заказчиками Е350 могут стать как коммерческие организации, так и государственные структуры.

В то время как зарубежные компании, работающие в сегменте авиации общего назначения (АОН), активно осваивают российский рынок, наши фирмы аналогичного профиля, наоборот, продвигают свою продукцию на экспорт. Так, воронежская компания "ВираЖ", демонстрировавшая на МАКСе-2009 свой легкий двухместный самолет "Сигма-Классик" в новом облике, имеет более 30 заказов на эту машину, большая часть из которых - от иностранных эксплуатантов, в частности из Турции и Великобритании.

В России регулярно проводятся региональные выставки АОН, однако, возможно, настало время создания общенационального салона малой авиации, который стал бы своего рода стимулом развития этого сегмента авиационной промышленности....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка