РИА "Новости"
28 августа 2009, 14:08
Незамеченные изюминки МАКСа
Ушел в историю МАКС-2009. Коллеги рассказали практически обо всем, правда, вне внимания СМИ остались некоторые очень важные экспонаты, без которых развитие боевой авиации, да и средств противовоздушной обороны представляется невозможным
В павильоне Объединенной авиастроительной корпорации, между компаниями "МиГ" и Сухой" на стенде Научно-исследовательского института приборостроения имени Тихомирова два первых дня работы салона простоял закрытый чехлом экспонат. Открыли его лишь на третий день. Только после того, как разрешение на это, готовившееся больше месяца, пописал президент России. Под чехлом скрывалась - АФАР, активная фазированная антенная решетка радиолокационной станции истребителя пятого поколения или, как его еще называют, ПАК ФА, перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации. Сам самолет только создается, его первый взлет намечен на конец этого года или на начало будущего. Даже внешний вид нового истребителя пока еще не известен широкой публике, а тут на салоне уже демонстрируются его "глаза и уши".
Что представляет собой АФАР и для чего она нужна? Как утверждают специалисты, бортовая радиолокационная станция (БРЛС) с АФАР - это основа "интеллекта" современного истребителя. Она обеспечивает ему выполнение всего круга многочисленных и разноплановых задач, стоящих перед его пилотом, а также системой управления вооружением. Все это призвано помочь летчику решать очень многие проблемы воздушного боя - от завоевания господства в воздухе и борьбы с ракетами противника до поражения малоразмерных наземных и надводных целей. При этом резко увеличивается уровень автоматизации системы управления вооружением (СУВ). Что особенно важно для многофункционального боевого самолета. Тем более, одноместного, каким по замыслу конструкторов, и должен стать ПАК ФА.
На перспективных истребителях, - рассказывал автору генеральный директор НИИП Юрий Белый, - ставится уже не просто локатор в обычном понимании, а интегрированная радиоэлектронная система, включающая в себя радары в нескольких диапазонах волн, а также системы опознавания, РЭБ (радиоэлектронной борьбы - В.Л.) и другое необходимое оборудование. И все это увязывается в единую идеологию, единую концепцию, будет давать, как теперь модно формулировать, "синергетический боевой эффект".
Но, кроме "синергетического эффекта", у АФАР есть и другое практическое достоинство. Она позволяет увидеть противника дальше и раньше, чем это может сделать он. А у летчиков есть такая поговорка "Первым увидел - первым выстрелил и, значит, победил".
Нельзя не сказать и о другой особенности этого локатора. Основные компоненты к нему - модули, из которых, как из сот в улье, состоит поверхность локатора, тысячи с лишним своеобразных приемо-передатчиков, - выпускаются серийно на подмосковной предприятии "Исток". Причем, на автоматизированных линиях, где участие человека практически сведено к нулю. Такой технологии, которая применяется при создании этих модулей, в России раньше вообще не было. Станки для нее были куплены за рубежом, в том числе и в Японии. И теперь БРЛС для истребителя пятого поколения тоже можно выпускать поточным методом. Для этого на Рязанском приборном заводе - партнере НИИП имени Тихомирова строится специальный корпус с новым оборудованием.
По словам Юрия Белого, они смогут оснащать своими локаторами до 50 самолетов в год. А, кроме того, использовать возможности АФАР для повышения безопасности движения автомобильного, железнодорожного и другого общественного транспорта. Активная фазированная антенная решетка, если будет применена в этой системе, сможет помочь автоматике машины, тепловоза или автобуса предотвратить столкновение с другими участниками движения. У нее еще много других достоинств, которые требуют специального разговора, а пока о других "незамеченных" новинках салона. В том числе и об оружии Корпорации "Тактическое ракетное вооружение" (КТРБ).
Речь идет о ракетах "воздух-воздух", "воздух-поверхность" и о корректируемых авиабомбах. Оружием КТРВ снабжены практически все сто процентов боевой авиации нашей страны и еще 20 стран мира, в которых летают, защищая суверенитет и независимость этих государств, российские истребители, штурмовики и бомбардировщики. Среди двух десятков ракет и бомб, выставленных на стенде корпорации, было семь абсолютных новинок. Это Х-35УЭ, Х-59-МК2, Х-59М2Э, КАБ-500С-Э, КАБ-1500ЛГ-Ф, РВВ-СД и РВВ-МД. Примерно таким оружием в августе прошлого года во время проведения в Южной Осетии операции по принуждения грузинского агрессора к миру наши летчики вывели из строя всю систему управления армии Саакашвили, разрушили военные аэродромы Тбилиси, уничтожили его самолеты.
Но с тех пор конструкторы КТРВ сумели резко увеличить боевую эффективность своего вооружения. Например, в ракете Х-35УЭ в два раза уменьшили размер двигателя, за счет чего удалось на такую же величину увеличить объем топливного бака, а значит и дальность применения ракеты. Кроме того, улучшили целый ряд других тактико-технических характеристик: увеличили скорость полета к цели, повысили эффективность боевой части, технический ресурс изделия и показатели его надежности. В том числе и систем электронного управления. И так практически по всему ряду перечисленных в производственных индексах образцах вооружений. Генеральный директор КТРВ Борис Обносов сказал мне, что выставленные на салоне ракеты и бомбы, как и те, что демонстрировать широкой публике еще не время, - база для создания ракетно-бомбового вооружения для истребителя пятого поколения ПАК ФА. Оно будет готово для него ровно в тот момент, когда самолет выйдет на государственные испытания. Не раньше и не позже. График разработки оружия согласован с его конструкторами, и он строго выполняется.
"Без оружия самый современный истребитель - только воздушный акробат, - говорит Борис Обносов, - а с оружием - уже боец. И мы это прекрасно понимаем"....
Авторские права на данный материал принадлежат «РИА "Новости"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 16, 2024
СКАН-Интерфакс на XXIII встрече Авиационного пресс-клуба представил рейтинг медиаактивности авиакомпаний и аэропортов
Декабрь 13, 2024
Авиационный, весёлый, находчивый
Декабрь 20, 2024
Эксперты Туту: иностранцы едут отмечать Новый год в Россию
Декабрь 20, 2024
В Архангельской области первый раз состоялись гонки дронов