О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

На МАКСе-2009 продемонстрировано немало уникальных разработок подмосковных специалистов

На МАКСе-2009 продемонстрировано немало уникальных разработок подмосковных специалистов

Информация о том, что нынешний Международный авиационно-космический салон в подмосковном Жуковском стал рекордным как по числу посетивших его людей, так и по суммам заключенных контрактов, обошла уже все СМИ.

Из всего увиденного и услышанного вывод можно сделать такой: у нас есть что предложить производителям, мы умеем воспитывать кадры и уважаем традиции и настоящих профессионалов. Это немало для того, чтобы российское авиастроение составляло достойную конкуренцию зарубежному.

Вот, например, ОАО "ВПК НПО машиностроения" (город Реутов), выросшее из КБ знаменитого авиаконструктора Владимира Челомея. Наряду со своей традиционной продукцией - оперативным тактическим оружием - предприятие показало на МАКСе давний, некогда отложенный в долгий ящик космический проект. Сейчас он может получить новую жизнь.

Под руководством Владимира Николаевича Челомея разработана космическая система "Алмаз". В ее составе были орбитальная пилотируемая станция и транспортный корабль снабжения вместе с возвращаемым аппаратом, который прошел полный цикл отработки, в том числе и летно-конструкторские испытания - правда, при беспилотных пусках - и был готов к пилотируемым полетам. К сожалению, после закрытия пилотируемой программы "Алмаз" эта тема практического развития не получила, и несколько возвращаемых аппаратов остались на хранении.

Но года четыре назад в ОАО "ВПК НПО машиностроения" обратился американский юрист и сказал: "У вас отработанный спускаемый аппарат, давайте его восстановим на новой элементной базе и будем катать в космос туристов". Была создана фирма "Эскалибур Алмаз", в работе которой принимают участие американские астронавты и наши космонавты. Всей идеологией занимается эта фирма: куда лететь, как лететь, а реутовское бюро - технические исполнители. Первый полет планируется осуществить в 2013 году.

Эффективную и экономичную разработку представило НИИ авиационного оборудования из Жуковского. Главный конструктор вычислительных систем авионики Владимир Шурман не без удовольствия заявил, что институту удалось существенно продвинуться в разработке вычислительных модулей. Внешне модуль ничем не примечателен - напоминает стабилизатор напряжения для компьютеров, но в нём - по четыре комплекта устройств ввода-вывода, вычислительных узлов и питания. Он в состоянии компенсировать сразу несколько отказов электроники, которые могут произойти в полете. Надежности модуля хватит, чтобы самолет спокойно летал в течение всего времени между плановыми регламентными работами, которые проводятся каждые 600 летных часов. Значит, не надо будет держать на промежуточных аэродромах обменные фонды для замены выходящих из строя блоков, а ремонтами заниматься только на стационарных авиатехнических базах. Это резко уменьшает стоимость эксплуатации оборудования.

Подобных предложений в мировой практике еще нет, и хотя в институте разработка доведена лишь до уровня экспериментального образца, специалисты надеются, что через два года ее можно будет увидеть в серийном исполнении.

Новый модуль несколько дороже своих предшественников, поскольку в нём кратный по количеству комплект оборудования, но эффект по надёжности и стоимости эксплуатации в разы превосходит затраты.

Практически не имеет аналогов в мире, по уверению специалистов, и разработанный ОАО РПКБ совместно с ЗАО "Инерциальные технологии "Технокомплекса" аэронавигатор "Символ-1", точнее, алгоритмы, которые в нем заложены. Молодой коллектив дочернего предприятия Раменского приборостроительного конструкторского бюро обеспечивает инновационный подход к делу именно за счет своего возраста и современных знаний под руководством Андрея Требухова и Алексея Дроздова. Ну а опыт, "сын ошибок трудных", олицетворяет собой его главный конструктор Константин Бахонин.

Ведущий инженер по инерциальным системам Дмитрий Меркушов, демонстрируя возможности аэронавигатора, показал, как с его помощью летчик может решить весь спектр задач - от подготовки полёта до его завершения. Изображение на экране трехмерное, видна каждая кочка, на опасном участке маловысотного полета отображается безопасный коридор, так что выполнение полетов возможно и на сверхмалой высоте. Алгоритм расчетов учитывает как безопасность, так и экономичность полетов.

Желающих познакомиться с новым прибором на МАКСе оказалось немало. И вообще интерес к подмосковной продукции был проявлен незаурядный. Как рассказал министр промышленности правительства Московской области Владимир Козырев, переговоры с нашими предприятиями вели французы, японцы, северокорейцы, китайцы, индусы, не говоря уже о российских производителях. Новые виды топлива, новые тормозные системы, системы турбонаддува, лазерные приборы самонаведения, охранные системы и многое другое, безусловно, найдет применение в современной авиации.

Уже не первый раз под патронажем Министерства промышленности и науки Московской области во время МАКСа организуется выставка научно-технического творчества молодежи. В этом году, как отметил Владимир Козырев, она была даже более представительной, чем прежде, вышла за рамки Москвы и Подмосковья. Несколько субъектов федерации откликнулись на приглашение организаторов и прислали свои молодые таланты в Жуковский.

Безусловными лидерами среди вузов, конечно, остались Московский авиационный институт, который в следующем году отмечает своё 80-летие и имеет в Подмосковье несколько филиалов: в Химках, Жуковском, Серпухове, и Московский государственный технический университет имени Баумана, где воспитано немало первоклассных специалистов, работающих сейчас в Московской области.

Молодой коллектив под руководством Алексея Соседко разработал на базе вертолетной техники спускаемый подводный аппарат и необитаемую подводную лодку, которая может бесшумно подходить к целям или охранять их с помощью датчиков, настроенных на изменение волны.

Во всех этих работах студенты принимают непосредственное и очень деятельное участие. Второкурсники придумали систему обнаружения объектов. Ещё одна чисто студенческая работа - радары для измерения пульсовой волны, они определяют ритмы сердца и могут быть применены для определения состояния пилота на тренажерах. Есть авиасимуляторы, которые моделируют поведение самолета, и скафандр, изготовленный на кафедре жизнеобеспечения, - на этом экспонате проводятся лабораторные работы....
Авторские права на данный материал принадлежат «Правительство Московской области». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка