Ведомости
23 октября 2001, 11:52
Самолеты построим сами
Несмотря на требования главы "Аэрофлота" Валерия Окулова позволить российским авиаперевозчикам приобретать иностранные машины, отечественный авиапром полон решимости не пускать сюда иностранных конкурентов. Минтранс и "Росавиакосмос" выступили категорически против снижения пошлин на ввоз импортных самолетов. Окончательное решение примет правительство, но чиновники практически уверены в локальной победе отечественного авиапрома над Boeing и Airbus.
В России действует запретительная по своей сути пошлина на ввоз авиатехники (20% -ная пошлина плюс 20% НДС). Обойти ее авиакомпаниям удалось лишь раз. В 1998 г. "Аэрофлоту" и "Трансаэро" специальным постановлением правительства разрешили взять в лизинг самолеты Boeing и Airbus в обмен на обязательства закупить отечественную технику на сумму, втрое превышающую их стоимость. Это не было сделано, не были уплачены и оговоренные в постановлении пени (в общей сложности около $1 млрд.).
На основании постановления 1998 г. "Аэрофлот" и "Трансаэро" единовременно взяли в лизинг соответственно 16 и 8 иностранных машин. С 1998 г. отечественные производители - Воронежский, Казанский и Ульяновский заводы - собрали менее 10 машин. Авиаперевозчики заявляли о готовности покупать отечественные машины, однако отказывались вносить предоплату, из-за чего производители не могли выполнить заказ.
В начале 2001 г. бывший министр промышленности Александр Дондуков заявил о необходимости взыскать эти деньги с перевозчиков. Вместо этого в августе Михаил Касьянов подписал новое постановление, которым освободил "Аэрофлот" и "Трансаэро" от прежних обязательств. А как защищать отечественный авиапром - т. е. какие пошлины следует установить на ввоз авиатехники, - премьер поручил подумать "Росавиакосмосу" и Минтрансу.
В конце прошлой недели предложения были направлены в аппарат правительства. Их суть - оставить пошлины на готовые самолеты на нынешнем уровне. "Никаких льгот ни для кого быть не должно", - говорит источник "Ведомостей" в "Росавиакосмосе". Исключение составляют только маленькие легкомоторные самолеты, выполняющие роль воздушных такси, поскольку таких машин у нас пока не делают. "Как только у нас появятся аналоги, ставки пошлины можно будет пересмотреть", - говорит чиновник.
Заодно авиапром подсказал, как улучшить его положение: Минтранс и "Росавиакосмос" предлагают снизить ставки - с примерно 15% до 5% - на ряд комплектующих, использующихся для строительства отечественных машин, и оборудование, не имеющее отечественных аналогов. Речь идет об авионике и аэронавигационном оборудовании.
В Минэкономразвития "Ведомостям" заявили, что пока не видели предложений, подготовленных "Росавиакосмосом" и Минтрансом. Чиновники предположили, что, скорее всего, пошлины останутся на прежнем уровне: в прошлом году в правительстве уже рассматривались предложения о снижении ставок на ряд комплектующих для авиатехники, но тогда эта идея не прошла.
Если авиапром добьется успеха и на этот раз, ему будет по-прежнему гарантирован спрос со стороны российских авиаперевозчиков. "Это [сохранение пошлин на нынешнем уровне] лишает нас возможности закупать качественную импортную технику, а пассажиров - летать на ней, - заявил "Ведомостям" заместитель гендиректора "Аэрофлота" Лев Кошляков. - Ни одна авиакомпания мира не может позволить себе переплатить за самолет 40% ". А по словам пресс-менеджера компании Boeing Виктора Аношкина, при существующем уровне таможенных пошлин эксплуатация российскими авиакомпаниями самолетов Boeing неэффективна.
Впрочем, и у авиаперевозчиков, и у иностранных производителей самолетов еще есть время пролоббировать снижение пошлин на готовые машины. Предложению Минтранса и "Росавиакосмоса" предстоит долгая процедура рассмотрения - документ должен пройти согласование с Минэкономразвития, ГТК и Минфином. После этого предложение обычно рассматривается на рабочей группе комиссии по защитным мерам во внешней торговле, а затем выносится на заседание самой комиссии, где и принимается окончательное решение. Весь этот процесс может занять несколько месяцев....
Авторские права на данный материал принадлежат «Ведомости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 22, 2024
В аэропорту Гатвик эвакуировали пассажиров
Ноябрь 22, 2024
S7 по требованию Генпрокурора РФ изменила правила предоставления мест инвалидам
Ноябрь 22, 2024
Ямальский авиаперевозчик ввел дополнительные рейсы на новогодние каникулы