АвиаПорт.Ru
9 октября 2009, 14:18
Штурмовики Су-25 еще послужат
О ближайших перспективах российской штурмовой авиации рассказывает главный конструктор "ОКБ Сухого", президент НПК "Штурмовики Сухого" В.Бабак
Штурмовик Су-25 считается одним из лучших в мире. Статистика его боевого применения в Афганистане говорит сама за себя: выполнено около 60 тысяч боевых вылетов, потеряно 33 самолета, то есть на один сбитый самолет приходилось 2800 часов налета.
Первые серийные штурмовики Су-25 стали поступать в строевые части ВВС СССР в апреле 1981 г., а уже в июне они получили боевое крещение в Афганистане. Строил штурмовики авиационный завод в Тбилиси. В 1985 г. был разработан учебно-боевой вариант штурмовика Су-25УБ, через два года его начал выпускать серийно авиационный завод в Улан-Удэ. Серийный выпуск Су-25 был завершен в 1992 г. По неофициальным данным было построено около 700 самолетов всех модификаций. Су-25 поставлялись в Чехословакию, Кот-де-Вуар и Ирак, в настоящее время состоят на вооружении ВВС Анголы, Армении, Азербайджана, Белоруссии, Болгарии, Чада, Республики Конго, Экваториальной Гвинеи, Эритреи, Эфиопии, Грузии, Ирана, Казахстана, Северной Кореи, Перу, Судана, Туркменистана, Украины, Узбекистана.
В 1999 г. начались работы по модернизации самолета, рассматривалась даже возможность установки радиолокационной станции. В итоге в 2000 г. появился самолет Су-25СМ с существенно расширенными боевыми возможностями. При этом НПК "Штурмовики Сухого" придерживался концепции "просто - точно - эффективно - недорого". Такие самолеты теперь "выпускает" 121-й авиаремонтный завод в Кубинке, проводя модернизацию одновременно с ремонтом строевых машин.
Два года назад "Штурмовики Сухого" продемонстрировали еще одну новую модель - Су-25УБМ, способную эффективно выполнять боевые операции в любое время суток и в любых погодных условиях практически в автоматизированном режиме.
Работы по всепогодному варианту начались еще до запуска штурмовика Су-25 в серию, одновременно с работами по специализированному противотанковому варианту Су-25Т. Вскоре эти работы объединили. В 1990 г. завод в Тбилиси был готов начать серийное производство такой машины, причем планировалось с 1991 г. полностью перейти на выпуск Су-25Т постепенно свернув производство Су-25. По известным причинам этим планам не суждено было сбыться.
В 1996 г. шесть построенных Су-25Т передали в состав Липецкого ЦБП ВВС России. Через три года именно эти машины участвовали в выполнении точечных ударов в Чечне. С точки зрения боевого применения Су-25Т показали себя превосходно.
В 1995 г. на МАКСе впервые продемонстрировали еще более совершенный вариант - Су-25ТМ (Су-39). Возможности этой машины не раз вызывали восхищение военных, но никаких решений о серийном производстве до сих пор не принято.
Правда 11 октября прошлого года министерство промышленности и торговли РФ провело на базе ОАО "Улан-Удэнский авиационный завод" расширенное совещание по вопросу возобновления серийного производства штурмовиков Су-25УБМ и Су-25ТМ под председательством замминистра Д.Мантурова. Учитывая уроки прошлогодней войны в Абхазии, во время которой боевое крещение в условиях достаточно мощной ПВО противника получили модернизированные самолеты Су-25СМ, такое решение было бы вполне понятно. Окончательное решение о начале серийного производства будет принято сразу после того, как Министерством обороны РФ определит количество необходимых самолетов и сроки их поставок.
О ближайших перспективах российской штурмовой авиации "АвиаПорт" попросил рассказать главного конструктора "ОКБ Сухого", президента НПК "Штурмовики Сухого" Владимира Бабака.
- Когда появилась потребность в продлении ресурса самолетов Су-25?
- ВВС поставили перед нами такую задачу в прошлом году.
- Какой же ресурс будут иметь штурмовики Су-25?
- Сегодня мы продлеваем ресурс до 2500 часов. При средней наработке строевых одноместных самолетов 800-850 часов. Но реально можно будет продлить ресурс самолета Су-25 до 4000 часов. Мы оформляем такое решение. При этом необходимо понять насколько будут работоспособны и другие системы. Сейчас мы берем один строевой самолет, который долго простоял, и создаем комиссию с тем, чтобы определить состояние жгутов, проводов и т.д. Затем поставим самолет на повторную статику в ЦАГИ.
Это позволит нам продлить ресурс до такой величины, которой хватит еще на пару модернизаций. В общем, мы пришли к выводу, что ресурс всему парку самолетов может быть установлен в 4000 часов. А если смотреть по живучести - то и 10000 часов.
Сейчас закончили проводить повторные статические испытания учебно-боевого Су-25УБ. Углы отклонения маневренной механизации на этих машинах выше, чем в одноместном варианте, что вызывает более значительные напряжения конструкции. На боевом самолете эти напряжения значительно меньше и поэтому мы уверены, что такой ресурс будет.
- Сколько еще смогут прослужить самолеты Су-25?
- Лет пятьдесят.
- То есть сейчас ВВС России новые разработки в области штурмовой авиации в принципе не интересуют, их устраивает Су-25?
- В качестве ударного самолета ВВС интересует Су-34. Применение Як-130 в качестве легкого штурмовика представляется проблематичным, особенно по опыту прошлогодних боев в Абхазии. Реально воевать там можно было только на Су-25.
Мы сделали модернизированный учебно-боевой вариант Су-25УБМ, эта машина демонстрировалась на МАКС-2007, сейчас проходит государственные испытания. Министр обороны подписал решение о серийном выпуске этих самолетов, однако главком ВВС не считает целесообразным применение двухместных штурмовиков на поле боя.
Тем не менее, ресурс Су-25УБ подходит к концу, эти машины налетали практически в три раза больше, чем их одноместные собратья, да и конструкция, как я уже говорил, более напряженная. И другого выхода просто нет.
- Какие-то новые проекты все-таки существуют?
- В свое время мы сделали и провели государственные испытания противотанкового самолета Су-25Т. Я считаю, что это именно тот самолет, который сегодня нужен ВВС. Мы увеличили дальность практически в два раза, установили системы, аналогов которых в мире нет. Можете себе представить - башню танка снести на удалении 10 км? Прямым попаданием лазерными ракетами. Это точечный удар по "интересным" целям. Можно попасть в любое окно, крестик там нарисовать - и мы попадем. Сейчас период избранных целей, не надо массовых ковровых бомбометаний. А такие цели в основном подвижные, хорошо защищенные. По опыту прошлогодних боев комплексы ПВО "Оса" и "Куб" после выполнения боевой задачи через 10 минут были уже на другом месте. Поэтому основная задача - найти такой подвижный комплекс и уничтожить его. И сегодня мы сосредоточены на решении именно такой задачи.
В принципе мы проработали три варианта совершенно нового самолета, однако все они получаются тяжелыми. Модернизировать Су-25 выгоднее. Кроме того, можно оснащать войска самолетами-снайперами Су-25Т.
- Как относятся российские ВВС к такой идее?
- Пока ВВС не имеют четкой концепции. Я, например, считаю, что есть доктрина, которую определил президент - локальные войны. А в локальных войнах лучше самолета-штурмовика ничего никто пока не придумал. Если применить еще и точечное решение задачи, поражение нескольких целей в одном вылете...
Обычный Су-25 способен прилететь за 350 км с блоками НАР С-13, пустить ракеты, так сказать разгрузиться, но при этом поразить всего одну-две цели. А вот самолет-снайпер Су-25Т обладает именно многоразовым, многоцелевым применением, он способен поражать разные цели в одном вылете. Я надеюсь, что мы к этому вопросу еще вернемся.
- А в принципе, в идеале, России нужен новый штурмовик?
- Последние три десятка лет я проповедую, что штурмовик должен быть полностью автоматизирован. Бортовой комплекс должен подсказывать человеку, беря на себя максимум вспомогательных функций. Это принципиальная особенность. Не надо впадать в крайность, считая что машина все должна решать за летчика.
- Или вообще без летчика?
- Сегодня уже существуют средства противодействия, выводящие из строя навигационные системы беспилотных аппаратов (БЛА). Такие устройства делает ООО "Авиаконверсия". Ударные БЛА в таких условиях не способны осуществлять точную навигацию и в реальной боевой ситуации оказываются просто бесперспективными.
Кроме того, никогда математический инструмент не заменит мозги летчика. Настолько мы еще не знаем, как они устроены, настолько быстро ситуации меняются, что их нельзя никак стандартизировать и заложить в какую-то математику. Поэтому летчику нужно максимально упрощать его действия и выводить только ту информацию, которая ему нужна в данный момент.
Су-25Т был как раз и сделан для этого. Это был первый более-менее автоматизированный самолет после аналоговых штурмовиков Су-25 и МиГ-27. Конечно, сегодня мы можем сделать его еще лучше, упростить, уменьшить объемы оборудования и значительно расширить решаемые задачи. Даже если поставить на самолет только тот комплекс, который мы отработали на Су-25СМ, это в два раза уменьшит объем и вес оборудования.
- Зарубежные страны проявляют интерес к продлению ресурса и модернизации?
- В принципе в течение ближайших десяти лет они все должны также модернизировать эти самолеты, как и мы....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 22, 2024
В аэропорту Гатвик эвакуировали пассажиров
Ноябрь 22, 2024
S7 по требованию Генпрокурора РФ изменила правила предоставления мест инвалидам
Ноябрь 22, 2024
Ямальский авиаперевозчик ввел дополнительные рейсы на новогодние каникулы