Газета.Ru
12 ноября 2009, 15:56
Следствие вернулось к баранам
Дело по факту катастрофы вертолета Ми-171, с борта которого высокопоставленные чиновники Алтая охотились на архаров, возобновлено
Скандальное дело по факту крушения вертолета Ми-171 (модификация Ми-8) компании "Газпромавиа" в Республике Алтай возобновлено. Об этом в среду вечером сообщил следственный комитет при прокуратуре РФ (СКП). Решение приняли быстро: еще утром появилось сообщение, что председатель СКП Александр Бастрыкин поручил ведомству "тщательно изучить материалы уголовного дела" и "проверить полноту проведенного расследования". Уже к вечеру дело открыли заново. Официально о том, что именно заставило следователей вновь и незамедлительно заняться нашумевшим расследованием, в СКП не сообщили.
Ми-171 упал 9 января в районе населенного пункта Коч-Агаш, у горы Черная, где находившиеся на борту вертолета высокопоставленные чиновники отстреливали архаров. В результате катастрофы погибли семь человек - полпред президента РФ в Госдуме Александр Косопкин, заместитель начальника департамента управления президента России по внутренней политике Сергей Ливишин, пилот Владимир Подопригора, председатель комитета по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Республики Алтай Виктор Каймин, а также руководитель ансамбля "Ярманка" из Турочака Василий Вялков и двое членов экипажа - Алексей Баяндин и Александр Вертей. По факту крушения возбудили два дела - по ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта) и по ст. 258 УК РФ (незаконная охота), которые позже объединили в одно. Как выяснилось позже, следователи прекратили делопроизводство еще 11 августа. Но официально об этом стало известно только 6 ноября, когда депутаты эл-курултая (парламента) Республики Алтай получили ответ на свой запрос в СКП о ходе расследования.
В присланном следователями ответе поясняется, что лица, ответственные за катастрофу, находятся как раз в списке погибших, поэтому дело и пришлось закрыть. При этом СКП не разъяснил, почему ответственность за катастрофу и истребление архаров не несут выжившие пассажиры вертолета - бывший вице-премьер Республики Алтай Анатолий Банных, главный эксперт объединенного экспертного совета комитета Госдумы РФ по экономической политике и предпринимательству Николай Капранов, предприниматель Борис Белинский, а также второй пилот Максим Колбин.
Информация о том, что скандальное расследование прекращено, вызвало возмущение общественности.
Факт незаконной охоты чиновников был официально признан не только СКП, но и Росприроднадзором и Межгосударственным авиационным комитетом (МАК). В марте в участии в охоте признался и выживший в катастрофе Банных, который впоследствии подал в отставку. История с Ми-171, по словам источников "Газеты.Ru", сильно пошатнула и позиции нынешнего руководителя Республики Алтай Александра Бердникова на предстоящих выборах, полномочия которого истекают в январе 2010 года. В Кремле якобы высказали недовольство широким резонансом "некрасивой" темы. Сопредседатель общественной организации "Вече-Курултай народов Алтая" Акай Кыныев сообщил в понедельник РИА "Новости", что активисты Алтая после сообщении о закрытии "дела Ми-8" готовятся выйти на пикет у здания администрации Горно-Алтайска. Была даже уже выбрана дата - 22 ноября. По словам Кыныева, в пикете планировали участвовать порядка 100 человек. Действия СКП, который не только закрыл дело, но и умолчал об этом, в российских СМИ осуждали также региональные депутаты, различные чиновники и экологические организации. В итоге почти через неделю после оглашения присланного СКП ответа на запрос расследование возобновилось.
Напомним, что, согласно отчетам МАК, главным виновником ЧП стал Владимир Подопригора, командир вертолета Ми-8 Алтайской авиабазы ФГУ "Авиалесоохрана", находившийся в салоне в качестве пассажира. По информации комитета, командир Ми-171 хорошо знал Подопригору и лично пригласил его для участия в полете как имеющего опыт работы в горах Республики Алтай. В 1994 году 50-летний Подопригора сумел посадить Ми-2, у которого в полете из-за некачественного топлива отказали оба двигателя, без человеческих жертв и ущерба машине. Но, когда Подопригора занял место второго пилота (тот ушел в грузовую кабину к пассажирам), он нарушил летные правила: даже профессиональный летчик не имеет права находиться в кабине, если он не является членом экипажа. Командир другого экипажа взял на себя управление полетом на самом сложном его отрезке по просьбе других пассажиров, которые в этот момент вели стрельбу по диким животным у горы Черная без получения соответствующего разрешения. В результате были уничтожены три алтайских горных барана (архара, занесенного в Красную книгу РФ), говорится в отчете.
Из расшифровки бортовых самописцев следует, что первый пилот потерял из виду одного из убитых архаров, а кто-то из пассажиров (кто именно - не сообщается) потребовал снизиться и найти его.
В это время вертолет прошел над вершиной горы на высоте 5 м и скорости около 50 км/ч с курсом 170° в направлении горы высотой 3402 м. Бортмеханик после этого порекомендовал пилоту "зайти влево заново", однако Подопригора, в этот момент сидевший на правом кресле второго пилота, решил взять управление на себя. Он резко развернул вертолет вправо и одновременно начал снижаться в узкое ущелье (меньше 500 м).
"После отстрела очередного животного при выполнении форсированного правого разворота с целью захода для зависания и взятия на борт туши вертолет столкнулся со склоном горы. Вертолет был полностью разрушен, пять пассажиров и два члена экипажа погибли", - констатировали участники расследования....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 20, 2024
Аэрофлот подписал меморандум о сотрудничестве с технологической группой компаний "ИКС Холдинг"
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 15, 2024
14 ноября Виктору Анатольевичу Кобзеву исполнилось 75 лет
Ноябрь 20, 2024
Цель по росту выпуска беспилотников в РФ быть достигнута раньше 2030 года