О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Следствие вернулось к баранам

Дело по факту катастрофы вертолета Ми-171, с борта которого высокопоставленные чиновники Алтая охотились на архаров, возобновлено

Дело по факту катастрофы вертолета Ми-171, с борта которого высокопоставленные чиновники Алтая охотились на архаров, возобновлено. Через несколько дней после того, как в газеты попала информация о прекращении дела, глава СКП Александр Бастрыкин распорядился начать расследование заново.

Скандальное дело по факту крушения вертолета Ми-171 (модификация Ми-8) компании "Газпромавиа" в Республике Алтай возобновлено. Об этом в среду вечером сообщил следственный комитет при прокуратуре РФ (СКП). Решение приняли быстро: еще утром появилось сообщение, что председатель СКП Александр Бастрыкин поручил ведомству "тщательно изучить материалы уголовного дела" и "проверить полноту проведенного расследования". Уже к вечеру дело открыли заново. Официально о том, что именно заставило следователей вновь и незамедлительно заняться нашумевшим расследованием, в СКП не сообщили.

Ми-171 упал 9 января в районе населенного пункта Коч-Агаш, у горы Черная, где находившиеся на борту вертолета высокопоставленные чиновники отстреливали архаров. В результате катастрофы погибли семь человек - полпред президента РФ в Госдуме Александр Косопкин, заместитель начальника департамента управления президента России по внутренней политике Сергей Ливишин, пилот Владимир Подопригора, председатель комитета по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Республики Алтай Виктор Каймин, а также руководитель ансамбля "Ярманка" из Турочака Василий Вялков и двое членов экипажа - Алексей Баяндин и Александр Вертей. По факту крушения возбудили два дела - по ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта) и по ст. 258 УК РФ (незаконная охота), которые позже объединили в одно. Как выяснилось позже, следователи прекратили делопроизводство еще 11 августа. Но официально об этом стало известно только 6 ноября, когда депутаты эл-курултая (парламента) Республики Алтай получили ответ на свой запрос в СКП о ходе расследования.

В присланном следователями ответе поясняется, что лица, ответственные за катастрофу, находятся как раз в списке погибших, поэтому дело и пришлось закрыть. При этом СКП не разъяснил, почему ответственность за катастрофу и истребление архаров не несут выжившие пассажиры вертолета - бывший вице-премьер Республики Алтай Анатолий Банных, главный эксперт объединенного экспертного совета комитета Госдумы РФ по экономической политике и предпринимательству Николай Капранов, предприниматель Борис Белинский, а также второй пилот Максим Колбин.

Информация о том, что скандальное расследование прекращено, вызвало возмущение общественности.

Факт незаконной охоты чиновников был официально признан не только СКП, но и Росприроднадзором и Межгосударственным авиационным комитетом (МАК). В марте в участии в охоте признался и выживший в катастрофе Банных, который впоследствии подал в отставку. История с Ми-171, по словам источников "Газеты.Ru", сильно пошатнула и позиции нынешнего руководителя Республики Алтай Александра Бердникова на предстоящих выборах, полномочия которого истекают в январе 2010 года. В Кремле якобы высказали недовольство широким резонансом "некрасивой" темы. Сопредседатель общественной организации "Вече-Курултай народов Алтая" Акай Кыныев сообщил в понедельник РИА "Новости", что активисты Алтая после сообщении о закрытии "дела Ми-8" готовятся выйти на пикет у здания администрации Горно-Алтайска. Была даже уже выбрана дата - 22 ноября. По словам Кыныева, в пикете планировали участвовать порядка 100 человек. Действия СКП, который не только закрыл дело, но и умолчал об этом, в российских СМИ осуждали также региональные депутаты, различные чиновники и экологические организации. В итоге почти через неделю после оглашения присланного СКП ответа на запрос расследование возобновилось.

Напомним, что, согласно отчетам МАК, главным виновником ЧП стал Владимир Подопригора, командир вертолета Ми-8 Алтайской авиабазы ФГУ "Авиалесоохрана", находившийся в салоне в качестве пассажира. По информации комитета, командир Ми-171 хорошо знал Подопригору и лично пригласил его для участия в полете как имеющего опыт работы в горах Республики Алтай. В 1994 году 50-летний Подопригора сумел посадить Ми-2, у которого в полете из-за некачественного топлива отказали оба двигателя, без человеческих жертв и ущерба машине. Но, когда Подопригора занял место второго пилота (тот ушел в грузовую кабину к пассажирам), он нарушил летные правила: даже профессиональный летчик не имеет права находиться в кабине, если он не является членом экипажа. Командир другого экипажа взял на себя управление полетом на самом сложном его отрезке по просьбе других пассажиров, которые в этот момент вели стрельбу по диким животным у горы Черная без получения соответствующего разрешения. В результате были уничтожены три алтайских горных барана (архара, занесенного в Красную книгу РФ), говорится в отчете.

Из расшифровки бортовых самописцев следует, что первый пилот потерял из виду одного из убитых архаров, а кто-то из пассажиров (кто именно - не сообщается) потребовал снизиться и найти его.

В это время вертолет прошел над вершиной горы на высоте 5 м и скорости около 50 км/ч с курсом 170° в направлении горы высотой 3402 м. Бортмеханик после этого порекомендовал пилоту "зайти влево заново", однако Подопригора, в этот момент сидевший на правом кресле второго пилота, решил взять управление на себя. Он резко развернул вертолет вправо и одновременно начал снижаться в узкое ущелье (меньше 500 м).

"После отстрела очередного животного при выполнении форсированного правого разворота с целью захода для зависания и взятия на борт туши вертолет столкнулся со склоном горы. Вертолет был полностью разрушен, пять пассажиров и два члена экипажа погибли", - констатировали участники расследования....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка