Гражданская авиация
16 ноября 2009, 10:13
По принципу одного "окна"
О продуктах и решениях ТКП, реализуемых в процессе перехода на электронные технологии, рассказывает заместитель директора ТКП по производству А.Спицын
Курс на внедрение электронных технологий был взят на IV Конференции участников системы взаиморасчетов, состоявшейся в 2006 году. С тех пор ТКП, являющаяся исполнительным органом системы взаиморасчетов на воздушном транспорте, интенсивно проводит эту работу. Что было сделано?
Прежде всего, разработана и внедрена технология электронного билетооформления, которая, несмотря на свою новизну, уже достаточно легко "прижилась". Но чтобы этой технологией в полной мере могли пользоваться агентства и авиакомпании, специалистами ТКП были разработаны дополнительные программные продукты - системы управления квотами электронных билетов, интерактивной отчетности агентств, интерактивного обучения. Были разработаны, внедрены и аккредитованы Транспортной Клиринговой Палатой системы продажи железнодорожных перевозок (СПЖД), дополнительных услуг (СПутник), что позволяет участникам системы взаиморасчетов диверсифицировать свою деятельность, оставаясь в рамках стандартных договорных отношений с ТКП. При этом новая дистрибутивная система продажи дополнительных услуг СПутник должна стать основой для внедрения мультимодальных перевозок. Такая технология - дело новое для рынков РФ и СНГ, и есть определенные трудности в ее внедрении, но именно она позволяет создать максимально комфортную среду для авиационного бизнеса. Наша цель - предоставить пассажирам комплексную услугу - возможность приобретения перевозки на различные виды транспорта в сочетании с целым рядом дополнительных услуг, оформляемых агентом с одного "экрана" системы резервирования. Эта "голубая мечта" каждого агента все больше и больше имеет право на воплощение.
К сожалению, некоторые из внедренных уникальных проектов ТКП могут пока работать только с применением бумажной технологии. В связи с этим многие ведущие российские авиакомпании, перешедшие на электронное билетооформление, но при этом участвующие или рассматривающие вопрос участия в "бумажных" проектах ТКП, вынуждены сдавать "занятые позиции", возвращаться назад к применению бумажных технологий.
Вот пример - многостороннее соглашение авиакомпаний с ТКП, при котором Транспортная Клиринговая Палата, используя свои инструменты, обеспечивает авиакомпаниям автоматическое отображение стыковочных маршрутов и построение комбинаций тарифов через систему "Сирена-Трэвел" (а в последствии, и через другие системы резервирования). Авиакомпаниям эта технология нравится, в проекте уже участвуют 94 авиаперевозчика, но все они хотят иметь ее в электронном виде.
Второй пример - также проект многостороннего соглашения, в котором аэропорт выступает в роли консолидатора. Исторически данная схема реализовалась еще в 2004 году на базе аэропорта Домодедово. Сегодня в проекте участвуют уже более 30 перевозчиков, для которых выстраиваются наиболее оптимальные стыковочные маршруты. ТКП обеспечивает оформление перевозочных документов, но пока только на бумаге. Аэропорт же в этой технологии выступает в роли администратора. Его задача - обеспечение трансфера перевозчиков, подписавших данное соглашение, стыковка маршрутов, сопровождение тарифов. При этом каждый участник данного многостороннего соглашения имеет возможность опубликования определенных уровней тарифов, администрируемых и комбинируемых аэропортом как "сквозные". Аэропорт-администратор держит с авиакомпаниями связь по обеспечению стыковок и оптимизации расписания. К примеру, складывается ситуация при которой если один авиаперевозчик прилетит на 40 минут раньше, у него получится удобная стыковка с рейсом другой авиакомпании и очень заманчивый сквозной тариф. В итоге оба перевозчика получают определенные конкурентные преимущества по сравнению с другими, также работающими на этой воздушной линии, но не участвующими в соглашении. К тому же обеспечивается "гладкий" транзит пассажиров, которые зарегистрировавшись, скажем, где ни будь в Тюмени, в Домодедове не прикасаясь к своему багажу, пересаживаются с минимальным временем ожидания на другой самолет и летят, скажем, в Сочи.
Сегодня такие авиакомпании, как "ЮТэйр", "Трансаэро" и другие, справедливо сетуют, что использовать эту технологию в полной мере им мешает отсутствие ее электронной версии, поскольку она поддерживается пока лишь на бумаге.
Следует отметить, что неоспоримым преимуществом описанных выше технологий для авиакомпаний является абсолютная простота и незатратность участия в них. Ведь нет необходимости заключать подчас достаточно дорогостоящие интерлайн-соглашения, когда взаиморасчеты с каждым участником перевозки производит ТКП в соответствии с условиями стандартного договора.
Несомненно, ТКП готова реализовать возможность применения электронных технологий, но имеется проблема. Суть ее в том, что сегодня мы используем расчетные трехцифровые коды, присвоенные этим проектам в соответствии с поддерживаемой Центром регистрации расписания и тарифов ТКП общероссийской системой кодификации. Это прекрасно "работает" на бумаге. Но когда применяется технология электронного билетооформления, возникает проблема: наши внутренние коды не распознаются серверами авиакомпаний, а впоследствии и системами учета доходов авиаперевозчиков. Это первая часть проблемы.
Вторая - тоже очень важная и интересная. Сегодня в аккредитованной в системе взаиморасчетов сети агентств уже вполне реально продаются и железнодорожные перевозки. Мы первыми в авиационной индустрии мира применяем электронный многоцелевой документ для документирования наземных перевозочных процессов как на поездах дальнего следования ОАО "Российские Железные Дороги", так и на пригородных поездах ООО " Аэроэкспресс", связывающих центр столицы с аэропортами московского авиационного узла.
Следующий шаг ТКП - организация оформления мультимодальных перевозок, стыковка воздушного транспорта с железнодорожным, морским, речным, автомобильным. И все это очень хочется реализовать в электронном виде.
Нужно ли это, соответствует ли такой подход принятой Минтрансом РФ стратегии развития транспортной системы страны на ближайшие полтора десятка лет? Конечно, да! Однако все опять упирается в пресловутые коды/обозначения ИАТА.
На конференции ИАТА, проходившей в 2005 году в Сингапуре, все авиакомпании стран-участниц этой международной транспортной организации проголосовали за скорейшее развитие электронных технологий. Этой политики придерживается и наша страна, на ее реализацию в последние годы нацелена деятельность ТКП по развитию отечественной системы взаиморасчетов. Системы, которая затрагивает интересы не только авиакомпаний - участников, но и очень большого сегмента рынка самых разнообразных услуг. ТКП ставит перед собой задачу обеспечить своим агентам возможность предлагать клиентам и гостиницы, и такси, и железные дороги, и морской, и речной транспорт - все, что пожелают. Сегодня эти проекты, как уже подчеркивалось, реально работают. Причем мы не просто реализуем эти технологии, а даем возможность всему авиатранспортному сообществу вне зависимости, будь то участник системы взаиморасчетов или нет, воспользоваться ими.
Недавно приступили к работе над большим проектом по автобусным перевозкам, но для того, чтобы интегрировать их с воздушными и другими в электронном виде с использованием GDS, также необходимы коды/обозначения ИАТА!
Другая интересная задача в аспекте нашего разговора, которая ложится в канву правительственной программы развития транспорта России до 2030 года. Сегодня в стране около четырех десятков региональных перевозчиков, которые выполняют хоть и небольшой, но очень важный с социальной точки зрения объем перевозок. Ведь в России отнюдь не везде можно воспользоваться автомобильным или железнодорожным транспортом, есть регионы, в которых альтернативы авиации просто нет. К нам в ТКП поступают обращения от региональных авиакомпаний с просьбами помочь в решении вопроса отображения их рейсов в мировых распределительных системах, к примеру, в "Галилео-Трэвелпорт", аккредитованной ТКП для работы с собственным стоком электронных билетов.
Что это дает? Для магистральных перевозчиков - возможность построения новых маршрутов, новых стыковок рейсов. Для авиации России в целом - дальнейшее развитие региональных перевозок, их интеграцию в мировую транспортную систему. Агентская сеть получит, наконец, то, о чем давно мечтает, - возможность работать с одним единственным терминалом. Хранит авиакомпания свой ресурс мест в "Сейбре", в "Амадеусе" или в "Сирене" - не важно. Главное, чтобы у нашего агента было одно "окно" и он мог через него делать все, что ему требуется. Начиная от продажи перевозки на все авиакомпании и кончая бронированием гостиниц, заказом такси и арендой автомобилей, реализацией путевок в санатории и дома отдыха и билетов на зрелищные мероприятия, трансфера другими видами транспорта. Но, повторяю, все это зависит от наличия у ТКП кодов и обозначений, присваиваемых ИАТА.
ТКП предприняла шаги к решению данной проблемы. При поддержке Росавиации, а также целого ряда перевозчиков, мы добились включения вопроса о присвоении ТКП трехцифрового расчетного кода и двухсимвольного обозначения в повестку дня Конференции по пассажирским перевозкам ИАТА. На ней специалисты ТКП провели презентацию вышеозначенных проектов. В ходе обсуждения представители ИАТА отметили, что методика применения трехцифрового расчетного кода и двухсимвольного обозначения в контексте, предлагаемом нами, не имеет аналога в ИАТА и ТКП было отказано в их присвоении. При таком развитии событий ТКП вынуждена искать иные пути решения этих, не побоюсь сказать, глобальных задач как государственного, так и бизнес масштабов. Что же, мы их обязательно найдем!...
Авторские права на данный материал принадлежат «Гражданская авиация». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 20, 2024
Аэрофлот подписал меморандум о сотрудничестве с технологической группой компаний "ИКС Холдинг"
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 15, 2024
14 ноября Виктору Анатольевичу Кобзеву исполнилось 75 лет
Ноябрь 20, 2024
На Чукотке открыли воздушное сообщение через Анадырский лиман