О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

По принципу одного "окна"

О продуктах и решениях ТКП, реализуемых в процессе перехода на электронные технологии, рассказывает заместитель директора ТКП по производству А.Спицын

Недавно журнал рассказал о новых инновационных технологиях, разработанных специалистами Транспортной Клиринговой Палаты. Использование их может значительно сократить потери авиакомпаний и агентств, предоставить им комфортную среду, возможность для эффективного ведения бизнеса и повышения своих доходов, что особенно актуально в условиях мирового финансового кризиса. О продуктах и решениях ТКП, реализуемых в процессе перехода на электронные технологии, рассказывает заместитель директора ТКП по производству Андрей Спицын.

Курс на внедрение электронных технологий был взят на IV Конференции участников системы взаиморасчетов, состоявшейся в 2006 году. С тех пор ТКП, являющаяся исполнительным органом системы взаиморасчетов на воздушном транспорте, интенсивно проводит эту работу. Что было сделано?

Прежде всего, разработана и внедрена технология электронного билетооформления, которая, несмотря на свою новизну, уже достаточно легко "прижилась". Но чтобы этой технологией в полной мере могли пользоваться агентства и авиакомпании, специалистами ТКП были разработаны дополнительные программные продукты - системы управления квотами электронных билетов, интерактивной отчетности агентств, интерактивного обучения. Были разработаны, внедрены и аккредитованы Транспортной Клиринговой Палатой системы продажи железнодорожных перевозок (СПЖД), дополнительных услуг (СПутник), что позволяет участникам системы взаиморасчетов диверсифицировать свою деятельность, оставаясь в рамках стандартных договорных отношений с ТКП. При этом новая дистрибутивная система продажи дополнительных услуг СПутник должна стать основой для внедрения мультимодальных перевозок. Такая технология - дело новое для рынков РФ и СНГ, и есть определенные трудности в ее внедрении, но именно она позволяет создать максимально комфортную среду для авиационного бизнеса. Наша цель - предоставить пассажирам комплексную услугу - возможность приобретения перевозки на различные виды транспорта в сочетании с целым рядом дополнительных услуг, оформляемых агентом с одного "экрана" системы резервирования. Эта "голубая мечта" каждого агента все больше и больше имеет право на воплощение.

К сожалению, некоторые из внедренных уникальных проектов ТКП могут пока работать только с применением бумажной технологии. В связи с этим многие ведущие российские авиакомпании, перешедшие на электронное билетооформление, но при этом участвующие или рассматривающие вопрос участия в "бумажных" проектах ТКП, вынуждены сдавать "занятые позиции", возвращаться назад к применению бумажных технологий.

Вот пример - многостороннее соглашение авиакомпаний с ТКП, при котором Транспортная Клиринговая Палата, используя свои инструменты, обеспечивает авиакомпаниям автоматическое отображение стыковочных маршрутов и построение комбинаций тарифов через систему "Сирена-Трэвел" (а в последствии, и через другие системы резервирования). Авиакомпаниям эта технология нравится, в проекте уже участвуют 94 авиаперевозчика, но все они хотят иметь ее в электронном виде.

Второй пример - также проект многостороннего соглашения, в котором аэропорт выступает в роли консолидатора. Исторически данная схема реализовалась еще в 2004 году на базе аэропорта Домодедово. Сегодня в проекте участвуют уже более 30 перевозчиков, для которых выстраиваются наиболее оптимальные стыковочные маршруты. ТКП обеспечивает оформление перевозочных документов, но пока только на бумаге. Аэропорт же в этой технологии выступает в роли администратора. Его задача - обеспечение трансфера перевозчиков, подписавших данное соглашение, стыковка маршрутов, сопровождение тарифов. При этом каждый участник данного многостороннего соглашения имеет возможность опубликования определенных уровней тарифов, администрируемых и комбинируемых аэропортом как "сквозные". Аэропорт-администратор держит с авиакомпаниями связь по обеспечению стыковок и оптимизации расписания. К примеру, складывается ситуация при которой если один авиаперевозчик прилетит на 40 минут раньше, у него получится удобная стыковка с рейсом другой авиакомпании и очень заманчивый сквозной тариф. В итоге оба перевозчика получают определенные конкурентные преимущества по сравнению с другими, также работающими на этой воздушной линии, но не участвующими в соглашении. К тому же обеспечивается "гладкий" транзит пассажиров, которые зарегистрировавшись, скажем, где ни будь в Тюмени, в Домодедове не прикасаясь к своему багажу, пересаживаются с минимальным временем ожидания на другой самолет и летят, скажем, в Сочи.

Сегодня такие авиакомпании, как "ЮТэйр", "Трансаэро" и другие, справедливо сетуют, что использовать эту технологию в полной мере им мешает отсутствие ее электронной версии, поскольку она поддерживается пока лишь на бумаге.

Следует отметить, что неоспоримым преимуществом описанных выше технологий для авиакомпаний является абсолютная простота и незатратность участия в них. Ведь нет необходимости заключать подчас достаточно дорогостоящие интерлайн-соглашения, когда взаиморасчеты с каждым участником перевозки производит ТКП в соответствии с условиями стандартного договора.

Несомненно, ТКП готова реализовать возможность применения электронных технологий, но имеется проблема. Суть ее в том, что сегодня мы используем расчетные трехцифровые коды, присвоенные этим проектам в соответствии с поддерживаемой Центром регистрации расписания и тарифов ТКП общероссийской системой кодификации. Это прекрасно "работает" на бумаге. Но когда применяется технология электронного билетооформления, возникает проблема: наши внутренние коды не распознаются серверами авиакомпаний, а впоследствии и системами учета доходов авиаперевозчиков. Это первая часть проблемы.

Вторая - тоже очень важная и интересная. Сегодня в аккредитованной в системе взаиморасчетов сети агентств уже вполне реально продаются и железнодорожные перевозки. Мы первыми в авиационной индустрии мира применяем электронный многоцелевой документ для документирования наземных перевозочных процессов как на поездах дальнего следования ОАО "Российские Железные Дороги", так и на пригородных поездах ООО " Аэроэкспресс", связывающих центр столицы с аэропортами московского авиационного узла.

Следующий шаг ТКП - организация оформления мультимодальных перевозок, стыковка воздушного транспорта с железнодорожным, морским, речным, автомобильным. И все это очень хочется реализовать в электронном виде.

Нужно ли это, соответствует ли такой подход принятой Минтрансом РФ стратегии развития транспортной системы страны на ближайшие полтора десятка лет? Конечно, да! Однако все опять упирается в пресловутые коды/обозначения ИАТА.

На конференции ИАТА, проходившей в 2005 году в Сингапуре, все авиакомпании стран-участниц этой международной транспортной организации проголосовали за скорейшее развитие электронных технологий. Этой политики придерживается и наша страна, на ее реализацию в последние годы нацелена деятельность ТКП по развитию отечественной системы взаиморасчетов. Системы, которая затрагивает интересы не только авиакомпаний - участников, но и очень большого сегмента рынка самых разнообразных услуг. ТКП ставит перед собой задачу обеспечить своим агентам возможность предлагать клиентам и гостиницы, и такси, и железные дороги, и морской, и речной транспорт - все, что пожелают. Сегодня эти проекты, как уже подчеркивалось, реально работают. Причем мы не просто реализуем эти технологии, а даем возможность всему авиатранспортному сообществу вне зависимости, будь то участник системы взаиморасчетов или нет, воспользоваться ими.

Недавно приступили к работе над большим проектом по автобусным перевозкам, но для того, чтобы интегрировать их с воздушными и другими в электронном виде с использованием GDS, также необходимы коды/обозначения ИАТА!

Другая интересная задача в аспекте нашего разговора, которая ложится в канву правительственной программы развития транспорта России до 2030 года. Сегодня в стране около четырех десятков региональных перевозчиков, которые выполняют хоть и небольшой, но очень важный с социальной точки зрения объем перевозок. Ведь в России отнюдь не везде можно воспользоваться автомобильным или железнодорожным транспортом, есть регионы, в которых альтернативы авиации просто нет. К нам в ТКП поступают обращения от региональных авиакомпаний с просьбами помочь в решении вопроса отображения их рейсов в мировых распределительных системах, к примеру, в "Галилео-Трэвелпорт", аккредитованной ТКП для работы с собственным стоком электронных билетов.

Что это дает? Для магистральных перевозчиков - возможность построения новых маршрутов, новых стыковок рейсов. Для авиации России в целом - дальнейшее развитие региональных перевозок, их интеграцию в мировую транспортную систему. Агентская сеть получит, наконец, то, о чем давно мечтает, - возможность работать с одним единственным терминалом. Хранит авиакомпания свой ресурс мест в "Сейбре", в "Амадеусе" или в "Сирене" - не важно. Главное, чтобы у нашего агента было одно "окно" и он мог через него делать все, что ему требуется. Начиная от продажи перевозки на все авиакомпании и кончая бронированием гостиниц, заказом такси и арендой автомобилей, реализацией путевок в санатории и дома отдыха и билетов на зрелищные мероприятия, трансфера другими видами транспорта. Но, повторяю, все это зависит от наличия у ТКП кодов и обозначений, присваиваемых ИАТА.

ТКП предприняла шаги к решению данной проблемы. При поддержке Росавиации, а также целого ряда перевозчиков, мы добились включения вопроса о присвоении ТКП трехцифрового расчетного кода и двухсимвольного обозначения в повестку дня Конференции по пассажирским перевозкам ИАТА. На ней специалисты ТКП провели презентацию вышеозначенных проектов. В ходе обсуждения представители ИАТА отметили, что методика применения трехцифрового расчетного кода и двухсимвольного обозначения в контексте, предлагаемом нами, не имеет аналога в ИАТА и ТКП было отказано в их присвоении. При таком развитии событий ТКП вынуждена искать иные пути решения этих, не побоюсь сказать, глобальных задач как государственного, так и бизнес масштабов. Что же, мы их обязательно найдем!...
Авторские права на данный материал принадлежат «Гражданская авиация». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка