Российская газета
16 ноября 2009, 10:36
Снега зимой не допросишься
Самолеты готовы остановить снегопады на подступах к Москве
Тем не менее подготовка к эксперименту, с помощью которого городские власти надеются научиться делать погоду не только по праздникам - к 9 мая и Дню города, - как это происходит сейчас, но и зимой, идет вовсю. Генеральным исполнителем этих работ стало Агентство атмосферных технологий, известное тем, что именно ему китайцы доверили обеспечить погоду во время своей Олимпиады в Пекине.
- Группировка из 6-7 самолетов Ан-12, Ан-26, Ан-28, Ан-30, Ил-18 и других уже создана, - рассказал корреспонденту "РГ" руководитель агентства Виктор Корнеев. - Правда, пока на бумаге, так как мы ждем, когда будет подписан контракт, который сейчас находится на утверждении в комплексе городского хозяйства правительства Москвы. Как только это случится, из Костромы, Иркутска и Пскова в столицу прибудут самолеты. Все они будут оснащены необходимым оборудованием, которое позволит оценить облака и скорость их передвижения, сколько в них содержится влаги. Предполагается, что вылетать летчики будут по три-четыре раза в месяц. Налет каждого составит примерно 50 летных часов в месяц.
Напомню: о том, что предстоящей зимой Москва намерена разрушать снежные облака на подступах к городу, мэр столицы заявил еще в начале осени. Новость вызвала острую дискуссию и среди ученых, и среди жителей всего Московского региона. Противников предстоящего эксперимента оказалось явно гораздо больше, чем сторонников. Например, Дмитрий Хомяков, зав. кафедрой почвоведения МГУ, считает, что, осложняя жизнь горожанам тем, что мешает движению на дорогах, снег приносит и пользу, очищая воздух. Не будет его, и дышать в городе будет тяжелее. Министр экологии и природопользования Московской области Алла Качан опасается другого: раз Москва не пустит снежные облака на свою территорию, значит, снегом засыплет Подмосковье. Где области взять деньги, чтобы расчистить дороги, не нарушить жизнедеятельность своих городов и сел?
Говорили противники эксперимента и о том, что применение реагентов вызовет еще большее загрязнение воды и почв, а задержка снега чревата для московских парков засухами. В общем, смысл такой: негоже вмешиваться в божье дело, иначе последствий не расхлебать.
Геннадий Берюлев, зав. отделом Центральной аэрологической обсерватории - головной организации, которой доверено научное руководство предстоящим опытом, ни одного из этих предубеждений против эксперимента не разделяет:
- Йодистое серебро или жидкий азот, с помощью которых мы разрушаем дождевые тучи и которые намерены использовать для уменьшения осадков из снеговых облаков, будут рассеиваться на таких громадных территориях, что в итоге выпадут в микроскопическом количестве - даже не на каждый квадратный километр, - рассказал он корреспонденту "РГ". - К тому же воздействие этих реагентов на воду, воздух и почву абсолютно безопасно. К такому выводу пришли институты Росгидромета, разработавшие нормативы для проведения этих работ, которые будут контролировать их выполнение.
Подтверждает это и ранее полученный опыт. Ведь на самом деле Москва начинает свой эксперимент не с нуля. Экспериментально-производственная лаборатория, существовавшая при инженерном департаменте правительства Москвы, занималась этим направлением более десяти лет. Остановила работы перестройка. И вполне логично, что сейчас власти решили их продолжить.
Совершенно безосновательна, по мнению Берюлева, и тревога жителей Подмосковья по поводу того, что они окажутся засыпаны снегом, не долетевшим до Москвы:
- Та часть снега, от которого нам удастся уберечь Москву, будет рассеиваться не только над Подмосковьем, но и над Калужской, Смоленской, Тверской областями. В итоге вместо пятисантиметрового слоя каждая из этих территорий получит не больше чем по сантиметру снега, - пояснил он. Разделяет точку зрения Геннадия Берюлева и научный руководитель Института физики атмосферы им. А.М. Обухова академик Георгий Голицын. "Никакими экологическими последствиями для природы разгон снежных облаков не грозит, - заявил он "РГ". - Вопрос лишь в стоимости, а ее надо считать".
Цену вопроса подсчитать легко. Уборка кубометра снега из города стоит 50 рублей. За зиму его вывозят более 10 миллионов кубометров, причем если она выдается не очень снежной. Значит, если с помощью рукотворных усилий выпадет хотя бы на 12-15 процентов меньше снега (цель эксперимента в этом и состоит), то налицо прямая экономия - 1,2-1,5 миллиарда рублей! Но столичные власти пока замахиваются на результат гораздо скромнее - 300-350 миллионов рублей.
прямая речь
Что же побудило столицу взяться за такой сложный эксперимент, да еще и в кризис? Отвечая на этот вопрос корреспондента "РГ", мэр Москвы Юрий Лужков сказал:
- Конечно же, не простое любопытство, а логика, стремление получить практическую пользу. Расчеты показывают, что осаждение облаков нам обойдется втрое дешевле, чем вывоз снега из Москвы. Ведь во время обильных снегопадов нам приходится привлекать и оплачивать работу 6-7 тысяч единиц техники. Пока на проведение эксперимента выделено 130 миллионов рублей. Значит, сэкономит город не менее 390 миллионов.
Но надо иметь в виду: мы совсем не собираемся оставлять Москву вообще без снега. Осаждаться будут лишь крупные снежные заряды, которые несут в город 10-15-сантиметровый слой снега. Да и то частично - на 12-15 процентов. И еще одно очень важное условие: перед авиацией всякий раз будет ставиться задача, чтобы остановленный на пути к Москве снег выпадал на леса и поля, а не на дороги и населенные пункты.
- А это возможно?
- Конечно же. Есть компьютерные программы, метеорологические прогнозы, которые позволяют точно просчитать интенсивность, скорость облаков и так далее, а на основе этого - где они осядут. Когда мы готовим хорошую погоду к Дню города, чтобы миллионы москвичей и гостей города могли выйти с хорошим настроением на улицы Москвы, самолеты летают на расстоянии до 600 километров от столицы. В итоге дополнительные осадки получают сельскохозяйственные регионы, которым это даже на пользу.
- Вы уверены в экологической безопасности применяемых для разгона облаков реагентов?
- Уверен на все сто процентов. Контроль за этой стороной эксперимента взял на себя Росгидромет.
- Вы в курсе, что имеется очень много противников эксперимента?
- Конечно же, я внимательно слежу за дискуссией по этому поводу. Все мнения, если они аргументированы, мы берем на заметку. Но меня радует, что в числе моих союзников оказался, например, и такой известный российский ученый, как Михаил Залиханов - академик, Герой Социалистического Труда. Узнав о наших планах, он сказал мне: "Юрий Михайлович! Я поддерживаю эту идею, но должен вас разочаровать: вы не первопроходец! У себя в предгорьях Северного Кавказа мы давно уже этим занимаемся - с целью предотвращения метеорологических катастроф - лавин и града.
- Когда же Москва приступит к эксперименту?
- Как только метеорологи скажут, что ожидается большой снегопад, я дам команду....
Авторские права на данный материал принадлежат «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 15, 2024
14 ноября Виктору Анатольевичу Кобзеву исполнилось 75 лет
Ноябрь 20, 2024
В Якутии ускорят работу по реконструкции аэропорта Зырянка
Ноябрь 20, 2024
Аэропорт Внуково рассмотрит возможность установки фонтанчиков с питьевой водой в пассажирских зонах