Голос России
17 ноября 2009, 15:57
Superjet должен обеспечить "взлет" российского авиапрома ("The Financial Times", Великобритания)
Superjet должен обеспечить "взлет" российского авиапрома
Двадцать лет назад на долю российской авиационной промышленности приходилось 25% гражданских самолетов, строящихся по всему миру, и 40% военных. Однако после распада СССР государство перестало финансировать авиакосмическую отрасль, и она пришла в упадок. К 2000 г., когда президентом стал Владимир Путин, в России строилось всего 4 гражданских самолета в год - Airbus и Boeing выпускают столько же за неделю.
Сегодня, однако, авиапром возрождается: часть громадных нефтяных доходов страны власти вкладывают в авиакосмическую отрасль. Ан-148, региональный пассажирский лайнер, способный садиться на неподготовленную полосу - развитие достижений еще советских конструкторов, отчасти с помощью западных технологий.
А в будущем году начнется коммерческая эксплуатация Superjet 100 - первого пассажирского самолета, от начала до конца созданного уже в постсоветской России; он должен вывести гражданскую авиацию страны на новые рубежи. Укрепление авиакосмической промышленности служит сразу двум целям Кремля: усилению влияния России на международной арене и диверсификации экономики в сторону высокотехнологичных отраслей для преодоления нефтяной зависимости. "Без авиации у российской экономики нет будущего. Да и обороноспособность невозможно обеспечить без современных комплексов", - заметил Путин (теперь он занимает пост премьера) во время посещения авиасалона под Москвой в августе нынешнего года.
Проведя радикальную реорганизацию отрасли, Кремль в 2007 г. сконцентрировал ведущие авиапредприятия России в рамках Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), создав "флагмана национальной индустрии". За последние пять лет государственное финансирование авиакосмической отрасли выросло в 20 раз, достигнув в этом году, несмотря на экономический кризис, рекордных 80 миллиардов рублей (2,8 миллиардов долларов). Цель ОАК состоит в том, чтобы к 2025 г. увеличить производство гражданских самолетов до 2600 штук в год, и занять до 10% мирового рынка машин, рассчитанных на пять и более пассажиров. Она планирует также к 2015 г. стать крупнейшим поставщиком самолетов для отечественных авиакомпаний, переломив нынешнюю ситуацию, когда авиаперевозчики приобретают в основном зарубежные лайнеры.
По мнению западных экспертов, пока ОАК остается в руках государства, ее шансы на мировом рынке весьма сомнительны. Создание корпорации было "большим шагом назад", полагает Ричард Абулафиа (Richard Aboulafia), эксперт консалтинговой фирмы Teal Group, специализирующейся на проблемах авиакосмической отрасли: "Если Россия не проведет приватизацию авиапрома, она не обретет конкурентоспособности на международных рынках".
Один из возможных способов, позволяющих ОАК добиться успеха - объединение усилий с какой-либо зарубежной авиакосмической компанией. Однако такой шаг вполне может встретить политическое противодействие на Западе, как это случилось в 2006 г., когда российский банк ВТБ приобрел 5% акций европейского авиахолдинга EADS.
Проект Superjet 100, в финансировании которого участвовали правительство Франции и Европейский банк реконструкции и развития, помог "сломать барьеры" между российским и западным авиапромом. "Сухой" - крупнейшая в России фирма, специализирующаяся на военных самолетах, при разработке Superjet сотрудничала с Boeing - своим соперником во времена "холодной войны". В создании двигателей для самолета участвовала Snecma, авионику поставила Thales, а тормозную систему сконструировала Goodrich. Дальность полета Superjet 100 - 2950 километров; он может брать на борт от 75 до 100 пассажиров. По словам представителей "Сухого", этот лайнер эффективнее и, при цене одного самолета в 28 миллионов долларов, дешевле региональных самолетов, выпускаемых лидерами ближнемагистрального авиастроения - бразильской компании Embraer и канадской Bombardier. Виктор Субботин, глава фирмы "Гражданские самолеты Сухого", называет Superjet 100 "идеальным лайнером на сто мест".
В ближайшие 15 лет "Сухой" планирует построить 800 Superjet 100 - из них более половины на экспорт. Несколько европейских авиаперевозчиков уже разместили на него заказы - в том числе испанская Gadair European Airlines, армянская Armavia и венгерская национальная авиакомпания Malev, которую в этом году спас от банкротства российский государственный Веншторгбанк. В прошлом году итальянская фирма Alenia Aeronautica - филиал Finmeccanica - приобрела за 250 миллионов долларов 25% акций "Гражданских самолетов Сухого" и создала с российской компанией совместное предприятие по маркетингу и обслуживанию Superjet 100 на зарубежных рынках.
Тем не менее даже с помощью опытной европейской маркетинговой команды "Сухому" будет трудно наладить масштабный экспорт самолета, полагает Абулафиа: "С одной стороны, Superjet, похоже, достойный самолет. С другой стороны мировой рынок региональных лайнеров переполнен". Так или иначе, у Superjet 100 есть гарантированный рынок сбыта в самой России: из-за огромной территории страны авиация - идеальное транспортное средство для пассажиров, которым небезразлично время, проведенное в пути. "Аэрофлдот" - флагман пассажирских авиаперевозок в стране - уже заказал 30 лайнеров "Сухого"; он планирует использовать их для полетов в Сочи: в этом черноморском курортном городе пройдет зимняя Олимпиада-2014. Государственный газовый монополист "Газпром" также намерен приобрести эти самолеты.
Однако новый лайнер "родился" в трудное время для мировой отрасли авиаперевозок. "Аэрофлот", чей парк в последние годы пополняется в основном за счет импортных самолетов, попросил Aerobus отсрочить поставку четырех заказанных лайнеров стоимостью в 450 миллионов долларов: в этом году его доходы от продажи авиабилетов резко сократились. "Аэрофлот" надеялся, что мировой финансовый кризис позволит ему приобрести ряд отечественных авиакомпаний, вынужденных продавать свои акции, чтобы расплатиться с долгами. Но Кремль решил передать оказавшихся в трудном положении региональных авиаперевозчиков под эгиду "РусАвиа", вновь созданного авиационного филиала государственного промышленного холдинга "Ростехнологии". В прошлом месяце руководство "Аэрофлота" объявило о сокращении 2000 сотрудников - 13% от общей численности персонала компании. Сокращение прибыли на 88% в 2008 г. компания связывает с дороговизной топлива и убыточностью своего филиала, специализировавшегося на грузоперевозках (в нынешнем году его постигло банкротство)....
Авторские права на данный материал принадлежат «Голос России». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 15, 2024
СПАФ 2025 состоится 24-27 июня при поддержке Минпромторга России
Ноябрь 15, 2024
14 ноября Виктору Анатольевичу Кобзеву исполнилось 75 лет
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 19, 2024
Работа по запуску сухумского аэропорта идет в штатном режиме