О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Кризисное шоу

Россия на Dubai Airshow-2009 выступила довольно скромно

Холодное дыхание мирового экономического кризиса вполне отчетливо ощущается и в жарких Объединенных Арабских Эмиратах. Ни первый, ни второй день работы крупнейшей в регионе аэрокосмической выставки Dubai Air Show-2009, проходившей в Дубае с 15 по 19 ноября, не принес известий о заключении контрактов на закупку новой авиатехники, в то время как предыдущая выставка, состоявшаяся два года назад, ознаменовалась сделками на рекордные 155 миллиардов долларов

Россия на Dubai Air Show-2009 выступила довольно скромно. Хотя впервые в регионе был представлен главный на сегодня гражданский продукт российского авиапрома - региональный лайнер Sukhoi Superjet 100, но, к сожалению, "живой" самолет в программе демонстрационных полетов участия не принимал. Объясняется это слишком большими расходами, связанными с перегоном лайнера в ОАЭ. К тому же регион Ближнего Востока и Северной Африки не является приоритетным рынком для компании "Гражданские самолеты Сухого". Традиционно более востребованна здесь российская боевая техника.

Сегодня, несмотря на жесткую конкурентную борьбу, доля России на оружейном рынке Ближнего Востока возрастает. Об этом говорят объемы реализуемых контрактов. Связи в сфере военно-технического сотрудничества здесь развиваются с такими странами, как ОАЭ, Иордания, Кувейт, Сирия, Иран, Алжир, Ливия, Египет. Как считает директор по особым поручениям компании "Рособоронэкспорт" Михаил Завалий, "рынок вооружений Ближнего Востока характеризуется значительной емкостью и остается для России важнейшим, поэтому спектр наших взаимоотношений с арабскими партнерами чрезвычайно широк: от авиатехники и средств ПВО до проектов в космической сфере, для реализации которых Россия имеет все необходимые технологии и ресурсы".

На Dubai Air Show-2009 заинтересованным покупателям из стран Ближнего и Среднего Востока Россия предложила многофункциональные истребители "продвинутого" четвертого поколения - Су-35 и МиГ-35, комплексы ПВО средней дальности "Бук-М2Э" и малой дальности "Тор-М2Э", учебно-боевой самолет Як-130, ударные вертолеты Ми-35, военно-транспортные Ми8/17, тяжелые Ми-26, а также боевой вертолет Ка-52, по традиции вызывающий большой интерес у военных всего мира.

Российская боевая техника хорошо известна своими высокими тактико-техническими характеристиками, выносливостью и неприхотливостью в обслуживании. Также она традиционно несколько дешевле образцов европейского и американского производства. Однако в современном мире российскому авиапрому приходится вести нелегкую конкурентную борьбу со странами, стремительно рвущимися на авиационный рынок. В рамках Dubai Air Show-2009 состоялась зарубежная премьера китайского учебного самолета L-15, создававшегося в КНР при определенном содействии КБ Яковлева. Сегодня эта машина - прямой конкурент российскому Як-130, который предлагается зарубежным заказчиком в качестве основного средства подготовки пилотов для истребителей марки Су и МиГ.

Конечно, пока китайская авиационная промышленность еще не до конца оперилась, многие настороженно относятся к технике Made in China, однако авиастроители из Поднебесной с каждым годом демонстрируют все больший прогресс и, по всей видимости, недалеко то время, когда на рынках третьих стран китайская авиатехника начнет отбивать позиции у западных и российских производителей. Ведь далеко не все государства мира даже в среднесрочной перспективе смогут себе позволить технику пятого поколения, за которой все-таки будущее.

Каким оно должно быть в представлении США, на Dubai Air Show-2009 показала компания Lockheed Martin, разработчик истребителя F-22, который именно здесь впервые был полноценно продемонстрирован широкой публике. В первый день работы выставки "Раптор" отлетал 14-минутную программу, продемонстрировав возможности сверхманевренности, которая является одной из отличительных черт истребителей пятого поколения. Пируэты F-22, показавшего возможности по быстрому перестроению и развороту фактически на месте, производят довольно сильное впечатление. Не совсем ясно, правда, насколько они могут быть применимы в ходе современного воздушного боя. Хотя и считается, что маневренный воздушный бой на близких дистанциях все еще актуален для боевой авиации, но все-таки в реалиях сегодняшнего дня он останется скорее экзотическим явлением.

Так или иначе, но слово в гонке за пятым поколением теперь за Россией. Наш ПАК ФА, как неоднократно заявлялось, должен взлететь до конца года, а аэрокосмический салон Farborough-2010, который пройдет летом будущего года в Анг- лии, как сказал глава компании "Сухой" Михаил Погосян, может стать подходящей площадкой для обсуждения характеристик и возможностей российского истребителя пятого поколения. Именно на Farborough в 2008 году состоялся первый публичный показ F-22, правда, тогда он лишь пронесся над летным полем. Российский ответ запаздывает как минимум на два года. Остается надеяться, что он будет достойным....
Авторские права на данный материал принадлежат «Россия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка