О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Альянс British Airways и Iberia займет третью строчку в табели о рангах мировых авиаперевозчиков

Объединение British Airways и Iberia, озвученное на прошлой неделе, - очередная попытка больших авиакомпаний вернуть себе господство в воздухе. Но чтобы это сделать, необходимы жесткие меры, последствия которых достаточно сложно предсказать

Объединение British Airways и Iberia, озвученное на прошлой неделе, - очередная попытка больших авиакомпаний вернуть себе господство в воздухе. Но чтобы это сделать, необходимы жесткие меры, последствия которых достаточно сложно предсказать.

Находящаяся на 9-м месте в мире по объемам перевозок, согласно подсчетам журнала Airline Business, British Airways объединяется с занимающей 24-е место Iberia. Новая компания BA-Iberia станет третьей в мире по размерам годовой выручки после Delta Airlines и American Airlines. Переговоры о слиянии шли 15 месяцев. По словам исполнительного директора British Airways Уилли Уолша, объединение поможет создать сильную европейскую авиакомпанию, конкурентоспособную в XXI веке.

Само объединение будет происходить следующим образом: до апреля будущего года акционеры British Airways станут владельцами 55% акций новой компании BA-Iberia, акционеры испанского перевозчика получат остальные 45%. Штаб-квартира объединенной компании будет в Лондоне, а зарегистрируют ее в Испании. При этом бренды обеих компаний сохранятся в неприкосновенности, равно как и их хабы в Лондоне и Мадриде. Испанская компания привлекательна тем, что имеет развитую систему маршрутов на прибыльном южноамериканском направлении, а у британцев хорошая позиция на рейсах, соединяющих Европу и Северную Америку. По планам инициаторов объединения BA-Iberia станет выполнять рейсы в 200 городов мира на 419 самолетах. Ожидаемая выручка после слияния - порядка $22 млрд в год. Результаты слияния станут видны через несколько лет, полагает Уилли Уолш: на пятый год прибыль вырастет на 400 млн евро, причем две трети этой суммы - уменьшение издержек и лишь одна треть - рост доходов.

Сама Iberia настроена достаточно скептически в отношении ближайших перспектив. "У компании исключительно сложные обстоятельства", - говорят ее представители, имея в виду не только убытки в 30,4 млн евро за три летних месяца, но и возможные убытки в дальнейшем. Но British Airways предпочитает смотреть на вещи оптимистично, невзирая на собственные убытки в 292 млн британских фунтов с марта по сентябрь. Видимо, надеются, что 61,5 млн пассажиров, перевозимых двумя компаниями в год, никуда не денутся после слияния.

Собственно, объединение крупных авиакомпаний - модный в последние годы тренд. В 2004 году слились Air France и KLM, а в прошлом году Lufthansa приобрела Austrian Airlines, Brussels Airlines и BMI British Midland Airlines. За счет увеличения количества маршрутов эти компании улучшили свое положение, но не так уж впечатляюще. Вообще, у больших перевозчиков сегодня две главных проблемы, из-за которых, собственно, появились убытки у британцев и испанцев. Проблемы - это рост активности "лоу-костеров", уводящих под носом у неповоротливых монстров клиентов на маршрутах малой и средней дальности, а также мировая рецессия и уменьшение числа платежеспособных пассажиров. Поскольку большие компании не могут по оперативности и гибкости тарифной политики соперничать с бюджетными перевозчиками, им остается перестраивать себя, уповая на снижение издержек в первую очередь на дальних перелетах. При этом в планах как British Airways, так и Iberia есть меры, которые сложно назвать популярными. Например, британцы планируют уменьшить на одного человека команды бортпроводников на дальних рейсах, а также не повышать зарплату персоналу в течение двух лет. В ответ, естественно, раздались обещания экипажей забастовать. Что же до Iberia, то ее возможные действия похожи вообще на жест отчаяния - компания рассматривает возможность целиком заменить всю программу европейских полетов, создав нового перевозчика.

Можно рассуждать, конечно, о том, что наступило время бюджетных перевозчиков, но это не так, и у больших авиакомпаний есть шанс вернуть себе хотя бы часть былого могущества. На дальних перелетах они продолжают оставаться безальтернативным вариантом, по крайней мере пока. Кроме того, при удачно проведенной реструктуризации системы вполне возможно вернуть себе и часть пассажиров, предпочитающих сегодня бюджетные линии для небольших расстояний. В конце концов, пассажиру важен комфорт, который большим компаниям предоставить куда легче, чем дискаунтерам. А стоимость одного кресла в бизнес-классе перекрывает несколько кресел в экономическом. Но для этого вначале надо решить социальные проблемы, умудрившись сократить издержки на персонал так, чтобы обойтись без парализующих забастовок....
Авторские права на данный материал принадлежат «Финансовые Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка