О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Тупик малой авиации

На различных совещаниях постоянно поднимается вопрос: нужна ли местная авиация? Ответ, как правило, однозначен - нужна. Тогда как ее поддержать?

"На различных совещаниях постоянно поднимается вопрос: нужна ли местная авиация? Ответ, как правило, однозначен - нужна. Тогда как ее поддержать? Сразу слышатся возгласы: авиация - это бизнес, а если бизнес, то поможет сам рынок, так что выживайте как хотите", - рассказывает генеральный директор ОАО "Новосибирск Авиа" Игорь Бородий.

- Две проблемы в региональной авиации существуют сегодня и, наверное, будут существовать в ней в ближайшие три-пять лет. Это платежеспособный спрос населения, который не покрывает затрат на перевозки, и состояние парка воздушных судов.

С первой проблемой все более-менее однозначно: нам просто нужно честно определиться с тем, это все-таки бизнес или социально значимая программа перевозок, и в зависимости от этого строить уже стратегию поддержки отрасли. Что же касается обновления парка, то выжить сегодня авиакомпании на самолетах Ан-24 не только практически, но и теоретически невозможно. Количество заводов, ремонтирующих агрегаты этих самолетов, сокращается - закрылся иркутский завод, к примеру. А учитывая, что рынок заводов еще и монополизирован, то вообще говорить не о чем. Есть завод в Тюмени, который занимается ремонтом и продлением силовых установок самолетов. Ремонт стоит 2,5 млн рублей, продление ресурса - 250 тыс. рублей. Как вы думаете, какое решение примет руководство завода по нашим двигателям? Только ремонт - продление нецелесообразно, потому что ремонт стоит дороже. Моно-полизация растет, растет себестоимость, доходы падают - практически малая авиация находится в тупике.

В начале 2000−х годов разрабатывалась программа поддержки малой авиации РФ. В аналитической записке по состоянию дел было сказано: "В Советском Союзе дотация государства на региональные перевозки составляла не менее 70 процентов". По прогнозу Росавиации, в этой программе закладывалась поддержка не менее 30 процентов. То есть еще до кризиса в проекте планировались такие суммы дотаций. А без них региональная авиация просто нерентабельна. Это проблема, а значит, нужна поддержка и федерального центра, и региональных, а также местных властей.

Надо признать, сегодня поддержка есть, но она либо предлагается выборочно, либо предоставляется таким путем, что получить ее проблематично. Например, мы работали по дотационной программе по перевозкам из Нижневартовска в Ханты-Мансийск. Подписались на полгода под указанными тарифами, а стоимость топлива резко пошла вверх, так что и наработались, и получили убытки.

Что касается парка судов, нашими акционерами принято решение о поэтапном его обновлении. Мы заключили договор о приобретении самолетов L-410 и соглашение о строительстве в аэропорту Толмачево технического центра по ремонту и обучению летного и технического состава. Это позволит экономить на обучении персонала и на содержании парка. У нас нет возможности проведения широкой и глубокой диверсификации бизнеса. Мы ограничены в возможностях, поэтому работаем на снижение издержек.

Некоторые считают, что выходом из тупика может стать укрупнение региональных авиаперевозчиков. На мой взгляд, этот путь также ведет в никуда, за счет объединения нищих не создашь богатого - можно только уменьшить затраты, а доходов не увеличишь....
Авторские права на данный материал принадлежат «Эксперт - Сибирь». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка