Эксперт - Северо-Запад
23 ноября 2009, 11:48
Не пускают на сторону
Финскому рынку авиаперевозок предстоят серьезные перемены
Отменены были все рейсы Finnair, кроме чартерных, - часть пришлось снять еще в воскресенье. Забастовка продолжилась и во вторник: пока пилоты и руководство компании с помощью государственных представителей пытались уладить скандал, пришлось отменить еще более 200 рейсов в дополнение к 250, отмененным в понедельник и воскресенье. Забастовка затронула более 30 тыс. пассажиров.
С четвертой попытки
Камнем преткновения стали планы Finnair начать активно пользоваться услугами субподрядчиков на внутренних рейсах. Стремясь вывести компанию из кризиса, руководство еще в конце лета приняло решение отдать обслуживание внутренних перелетов своему давнему партнеру - Finncomm Airlines, планируя, что ее пилоты обойдутся значительно дешевле, чем собственные.
Тогда бескомпромиссная позиция профсоюзов не помешала администрации принять решение. Дело в том, что срок действия предыдущего коллективного договора истек в ноябре прошлого года и с тех пор стороны обсуждали новый, а пилоты не могли, как раньше, использовать положения старого договора, чтобы заблокировать решение руководства. В течение полутора лет профсоюз отклонил три предложения Finnair по урегулированию трудового конфликта. Профсоюз был готов принять любые другие меры по сокращению издержек, но не давать права прибегать к услугам пилотов других авиакомпаний: сокращение зарплат и увеличение пенсионного возраста не так страшны, как сокращение персонала.
Глава профсоюза пилотов Кристиан Ринтала в интервью финскому новостному агентству STT заявил, что пилоты не могут "выдать Finnair карт-бланш использовать персонал других перевозчиков, в то время как собственных пилотов компания будет сокращать". Профсоюзный лидер подчеркнул, что решение отказаться от предложения авиакомпании и государственных "переговорщиков" было единогласным, а забастовка - крайней мерой.
Во вторник вечером обе стороны приняли компромиссное предложение: пилоты получили новый коллективный контракт на два года, позволив Finnair прибегнуть к аутсорсингу, но в определенных пределах. Пилоты согласились на пятипроцентное снижение заработной платы и общее сокращение затрат на подразделение на уровне 13%. Объявлен также годовой мораторий на сокращение персонала. Стороны отказались от привлечения субподрядчиков: профсоюз позволил отдать два борта Finncomm, но с условием, что они будут обслуживаться профсоюзным персоналом.
Два дня простоя обошлись перевозчику дорого: представители Finnair называют цифры убытков от 2,5 до 5 млн евро в день, в дополнение к 140 млн, заявленным по итогам квартала. Глава кадровой службы Finnair Ансси Комулайнен посетовал: "Забастовка свела на нет экономию, которой нам с таким трудом удалось добиться благодаря усилиям работников других подразделений". По мнению CEO авиакомпании Юкки Хиенонена, "такой подход неприемлем, когда индустрия авиаперевозок переживает тяжелейший кризис за всю ее историю. Капитан должен командовать на борту, а командовать бизнесом должны его руководители".
Конкуренты подсуетились
В понедельник конкуренты Finnair объявили, что выделят на полеты в Финляндию и из нее более вместительные самолеты, чтобы хоть как-то компенсировать последствия забастовки, "приземлившей" национального авиаперевозчика. Первой успела латвийская национальная авиакомпания airBaltic: она снизила цены на авиабилеты для пассажиров, которые из-за забастовки работников Finnair задержались в аэропортах. "Из всех международных авиакомпаний airBaltic имеет наибольшее количество пунктов назначения в Финляндии, поэтому мы тщательно отслеживаем спрос на наших прямых рейсах в Финляндии и остальных 60 маршрутах, на которых может отразиться забастовка работников Finnair", - сообщил коммерческий директор airBaltic Теро Таскила.
Blue1 и SAS запустили дополнительные рейсы из Хельсинки в Копенгаген, Оулу и Стокгольм, а на регулярные маршруты отправили более вместительные, чем обычно, борты. Аналогичным образом поступили и британские авиалинии. Руководство финских внутренних авиалиний - Finncomm на время забастовки решило чаще летать в города Куопио и Вааса, а также открыть новые направления.
Непрекращающиеся скандалы с профсоюзами могут послужить импульсом для перестройки всего рынка авиаперевозок Финляндии. Например, представителей туристической индустрии северной части страны не устраивает, что авиасообщение с их регионом почти полностью завязано на национального перевозчика.
Туроператоры рассчитывают, что на рынке появятся и новые игроки. Основные конкуренты Finnair на внутренних маршрутах - компания Blue1 ("дочка" SAS) и Finncomm - рассматривают возможности расширения. Они уже показали свою способность быстро реагировать и не упускать прибыль, пока Finnair пытается разрешить кризис. В самом начале забастовки Finncomm впервые за весь период своей работы пустил регулярные рейсы из Хельсинки на север - в Оулу и Рованиеми.
В этой связи очень своевременным выглядит и решение airBaltic продолжить экспансию в финские регионы и с ноября запустить рейсы из Лаппеенранты в Ригу и Таллин. Такая стратегия позволит латышам отнять часть бизнеса у Finnair, которая последнее время пытается избавиться от менее прибыльных внутренних маршрутов в пользу дальних. "Если забастовка повторится, долгосрочные последствия такого кризиса могут быть значительными для всех участников рынка", - прокомментировал ситуацию CEO Finncomm Airlines Юхани Пакари....
Авторские права на данный материал принадлежат «Эксперт - Северо-Запад». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться