ПАО "Компания "Сухой"
23 ноября 2009, 14:45
Компания "Сухой" отмечает 100 лет со дня рождения главного конструктора самолетов Су-7/Су-17 Николая Зырина
Компания "Сухой" отмечает 100 лет со дня рождения главного конструктора самолетов Су-7/Су-17 Н.Зырина
Выходец из рабочей семьи, после окончания школы в 1928 году он был направлен на учебу на рабфак имени В.И. Ленина, а в 1931 году поступил в Московский авиационный институт и был одним из первых его выпускников. МАИ он окончил в 1936 году по специальности инженер-механик по самолетостроению, но свою трудовую деятельность в области авиации начал в качестве конструктора КБ завода № 39 еще весной 1935 года, совмещая ее с учебой. По распределению он попал в то же самое КБ завода № 39 - в ОКБ Николая Поликарпова, под руководством которого за пять последующих лет прошел путь от инженера-конструктора до заместителя начальника КБ. В начале Великой Отечественной войны в августе 1941 года Николай Зырин был переведен из Москвы в Казань на эвакуированный авиационный завод № 22, где в качестве помощника главного конструктора, а в дальнейшем - начальника ОКБ занимался вопросами обеспечения серийного выпуска, доработок и модификации бомбардировщика Владимира Петлякова Пе-2. К 1944 году в должности главного конструктора этого самолета на заводе № 22 находился Владимир Мясищев. В сентябре 1944 года ОКБ была выделена новая производственная база в Москве - завод № 482, и после возвращения коллектива, вплоть до 1946 года, Николай Зырин в качестве заместителя главного конструктора был ближайшим помощником прославленного советского авиаконструктора.
После расформирования в 1946 г. ОКБ Владимира Мясищева Николай Зырин был переведен на завод № 51, где в течение года работал под началом Владимира Челомея над созданием беспилотных самолетов-"снарядов" (по нынешней терминологии - крылатых ракет) 10Х, 14Х, 16Х типа "ФАУ-1". Затем в апреле 1947 года был направлен на завод № 134, где в должности заместителя главного конструктора впервые близко познакомился с Павлом Сухим. В первые послевоенные годы ОКБ Сухого работало над созданием первых отечественных реактивных самолетов: летные испытания проходили истребители Су-9 и Су-11, а в заделе уже были бомбардировщик Су-10, перехватчик Су-15 и будущий сверхзвуковой экспериментальный самолет Су-17 (индексы Су-9, Су-11, Су-15 и Су-17 были повторены на новых самолетах после восстановления ОКБ Сухого).
Позже Н. Зырин был направлен в ОКБ-1 министерства вооружений, где принимал непосредственное участие в разработке и создании первого отечественного зенитно-ракетного комплекса ПВО С-25. В начале 1954 года он был переведен во вновь организованное ОКБ-2 (Химки), где под руководством Петра Грушина в должности начальника конструкторского отдела, а затем заместителя главного конструктора принимал участие в разработке первой отечественной управляемой ракеты класса "воздух - воздух" РС-1У и зенитной ракеты типа В-750 для зенитного ракетного комплекса С-75.
Николай Зырин всегда чувствовал себя авиаконструктором и никогда не терял надежды вернуться к проектированию самолетов. В 1956 г. ему удалось добиться перевода в ОКБ Сухого. Здесь в должности заместителя главного конструктора, а с ноября 1959 года - главного конструктора ОКБ-51 он проработал почти 30 лет, до июня 1985 года. Этот период был наиболее плодотворным в его трудовой деятельности. Сначала Николай Григорьевич курировал в ОКБ конструкторские отделы, разрабатывавшие планер самолета, а позднее стал руководителем работ по машинам типа Су-7 и Су-17. В дальнейшем под его непосредственным руководством в ОКБ проводились все работы по проектированию, постройке и испытаниям всех модификаций истребителей-бомбардировщиков типа Су-7 и Су-17. За 20 лет были созданы и внедрены в серию 15 модификаций самолетов (включая экспортные варианты). За счет постоянных работ по модернизации самолета и БРЭО, а также расширения номенклатуры вооружения с включением в его состав управляемых ракет было достигнуто увеличение технического ресурса самолетов типа Су-17 на 70%, массы боевой нагрузки - на 60%, а интегральный показатель боевой эффективности вырос в 4 раза практически без увеличения общей стоимости.
В 1970-1980-е годы самолеты типа Су-17 состояли на вооружении ВВС и авиации ВМФ СССР. Во время афганской войны Су-17, наряду со штурмовиком Су-25, были основными самолетами тактического звена ВВС 40-й армии, обеспечивая авиационное прикрытие наземных войск. За время серийного производства Су-17, с 1970 по 1991 год, на экспорт было поставлено 1165 самолетов Су-20 и Су-22 (экспортные модификации Су-17) в 15 стран мира. Самолеты этого типа состояли на вооружении авиации СССР и России вплоть до 1997 года, а за рубежом до сих пор находятся в строю вооруженных сил нескольких государств.
За заслуги в области создания новой авиационной техники Николай Зырин был удостоен многих правительственных наград: дважды награжден орденом Трудового Красного Знамени (1943 и 1956 года), орденом Отечественной Войны 1-й степени (1945 год), и орденом Ленина (1971 год). В 1967 году он стал лауреатом Ленинской премии, в 1975 году - Государственной премии, а в начале 1982 года получил звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали "Серп и Молот"....
Авторские права на данный материал принадлежат «ПАО "Компания "Сухой"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 15, 2024
СПАФ 2025 состоится 24-27 июня при поддержке Минпромторга России
Ноябрь 15, 2024
14 ноября Виктору Анатольевичу Кобзеву исполнилось 75 лет
Ноябрь 19, 2024
Аэровокзал "Южно-Сахалинск" - образец бережливого авиапредприятия
Ноябрь 19, 2024
В МАИ стартовала XI Международная неделя авиакосмических технологий