О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Путь конструктора

22 ноября исполнилось 100 лет со дня рождения главного конструктора семейства самолетов Су-7 и Су-17 лауреата Ленинской и Государственной премий, Героя Социалистического Труда Н.Зырина

22 ноября исполнилось 100 лет со дня рождения талантливого конструктора крылатых ракет и комплексов ПВО, ближайшего соратника Павла Сухого, главного конструктора семейства самолетов Су-7 и Су-17 лауреата Ленинской и Государственной премий, Героя Социалистического Труда Николая Зырина.

О жизни и работе Николая Григорьевича известно не так уж и много. Его фамилия, как говорится, не на слуху у обычных людей. В прежние времена военные самолеты ставили на вооружение ВВС нашей страны и отправляли на экспорт - в другие государства, а имена их создателей зачастую оставались в тени грифов секретности. Не стал исключением и Николай Зырин, о его участии в различных проектах, имеющих приоритетное значение для обеспечения безопасности страны, знал очень ограниченный круг специалистов.

Дорога к вершинам конструкторской работы Николая Зырина началась с обычных ступеней, которые проходили его сверстники. После окончания школы в 1928 году он был направлен на учебу в рабфак имени В.И. Ленина, а в 1931 году поступил в Московский авиационный институт и был одним из первых его выпускников. МАИ он окончил в 1936 году по специальности "Инженер-механик по самолетостроению", но свою трудовую деятельность в области авиации начал в качестве конструктора завода № 39 еще весной 1935 года, совмещая ее с учебой. По распределению его направили в то же самое заводское конструкторское бюро - ОКБ Н.Н. Поликарпова. За пять последующих лет Николай под руководством корифея отечественного авиаконструирования прошел путь от инженера-конструктора до заместителя начальника ОКБ.

В начале Великой Отечественной войны, в августе 1941 года, Николая Зырина перевели из Москвы в Казань на эвакуированный авиационный завод № 22. Здесь он в качестве помощника главного конструктора В.М. Петлякова (в дальнейшем - начальника ОКБ) занимался вопросами обеспечения серийного выпуска, доработок и модификации бомбардировщика Пе-2.

После гибели Петлякова с 1943 года главным конструктором и руководителем опытно-конструкторских отделов на заводе № 22 в Казани по модификациям и серийному производству пикирующего бомбардировщика Пе-2 назначили В.М. Мясищева. В сентябре 1944 года для ОКБ выделили новую производственную базу в Москве - завод № 482. После реэвакуации коллектива Николай Зырин продолжал работать в качестве заместителя главного конструктора прославленного советского авиаконструктора вплоть до 1946 года.

С марта 1946 года после расформирования ОКБ В.М. Мясищева у Зырина начался довольно продолжительный период "административных" назначений. Сначала его перевели на завод № 51. Здесь он в течение года работал под началом В.Н. Челомея, создавая беспилотные "самолеты-снаряды", называемые по нынешней терминологии крылатыми ракетами. Затем в апреле 1947 года он был направлен на завод № 134, где в должности заместителя главного конструктора впервые близко познакомился с П.О. Сухим.

В те первые послевоенные годы ОКБ Сухого напряженно работало над созданием первых отечественных реактивных самолетов. Летные испытания проходили истребители Су-9 и Су-11, а в заделе ОКБ уже были бомбардировщик Су-10, перехватчик Су-15 и будущий сверхзвуковой экспериментальный самолет Су-17. Забегая вперед, необходимо отметить, что индексы Су-9, Су-11, Су-15 и Су-17 были повторены на новых самолетах после восстановления ОКБ П.О. Сухого.

В конце 1949 года ОКБ попало под жернова административного сокращения в Министерстве авиационной промышленности и было расформировано и переведено на завод № 156, в ОКБ А.Н. Туполева. Однако Зырин в отличие от П.О. Сухого не задержался и там. Менее чем через год его направили в ОКБ-1 министерства вооружений. Необычная для тех лет форма перевода объяснялась неординарностью ситуации. В это время по заданию И.В. Сталина в стране разворачивались работы по созданию новой, более эффективной системы ПВО. Головным исполнителем работ по данной тематике было определено вышеназванное ОКБ-1, руководителем которого стал Серго Берия. Важность решаемых задач потребовала собрать воедино наиболее грамотных и талантливых специалистов. Возможно, внимание на Н. Зырина обратили по причине имевшегося у него опыта работы по крылатым ракетам.

С конца 1950 года по январь 1954 года в качестве заместителя технического руководителя, а в дальнейшем начальника отдела Николай Зырин принимал непосредственное участие в разработке и создании первого отечественного зенитно-ракетного комплекса ПВО С-25.

В начале 1954 года Н. Зырина переводят во вновь организованное ОКБ-2, где под руководством Петра Грушина в должности начальника конструкторского отдела, а затем заместителя главного конструктора он принимал участие в разработке первой отечественной управляемой ракеты класса "воздух - воздух" РС-1У и зенитной ракеты типа В-750 для зенитно-ракетного комплекса С-75.

Вместе с тем Николай Зырин, считая своим призванием работу авиаконструктором, никогда не терял надежды вернуться к проектированию самолетов. В мае 1956 года ему удалось добиться перевода в воссозданное ОКБ Сухого. В должности заместителя главного конструктора, а с ноября 1959 года - главного конструктора ОКБ-51, он проработал до июня 1985 года. Этот период стал наиболее плодотворным во всей его трудовой деятельности.

Первоначально Николай Григорьевич курировал в ОКБ конструкторские отделы, разрабатывавшие планер самолета. Позднее в соответствии с новой структурой распределения обязанностей он стал возглавлять работы по машинам типа Су-7 и Су-17. В дальнейшем под его непосредственным руководством в ОКБ проводились все работы по проектированию, постройке и испытаниям всех модификаций истребителей-бомбардировщиков типа Су-7 и Су-17. За 20 лет были созданы и внедрены в серию (включая экспортные варианты) 15 модификаций самолетов.

За счет модернизации самолета, его БРЭО, а также расширения номенклатуры вооружения с включением в его состав управляемых ракет было достигнуто увеличение технического ресурса самолетов типа Су-17 на 70 процентов, массы боевой нагрузки - на 60 процентов, а интегральный показатель боевой эффективности вырос в 4 раза. Все это удалось сделать практически без увеличения общей стоимости летательного аппарата.

В 1970-1980-е годы самолеты типа Су-17 состояли на вооружении ВВС и авиации ВМФ СССР. Во время боевых действий в Афганистане Су-17, наряду со штурмовиком Су-25, стал основным самолетом тактического звена ВВС 40-й армии.

У нас в стране самолеты этого типа состояли на вооружении вплоть до 1997 года, а в нескольких странах мира они до сих пор находятся в боевом строю. С 1970 по 1991 год в 15 стран мира на экспорт поставлено 1.165 самолетов Су-20 и Су-22 (экспортные модификации Су-17).

За заслуги в области создания авиационной техники Николай Зырин награжден двумя орденами Ленина и двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Отечественной войны I степени....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка