Военно-промышленный курьер
25 ноября 2009, 12:21
Вернуться и завоевать
Ближневосточный рынок оружия остается одним из важнейших для России
Самая любопытная интрига, связанная с продвижением российского оружия на Аравийском полуострове, разворачивается вокруг серии контрактов с Саудовской Аравией, до сих пор не экспортировавшей российское оружие. Главная причина, по которой в Саудовской Аравии начали обращать внимание на российское оружие, - желание диверсифицировать источники получения ВВТ в связи с ухудшением отношений с США, долгое время остававшимися главными поставщиками оружия Эр-Рияду.
Слухи о том, что королевство собирается приобрести крупную партию вооружения у России, ходят уже около двух лет.
Однако первое официальное подтверждение возможности подписания контрактов с Эр-Риядом состоялось лишь в ноябре этого года, накануне Dubai Air Show-2009. Тогда заместитель директора ФС ВТС Константин Бирюлин заявил, что пока никаких документов подписано не было, но стороны ведут обсуждение возможных форм ВТС.
Считается, что вооруженные силы Саудовской Аравии рассматривают возможность пополнения своих арсеналов за счет 150 российских вертолетов (30 боевых Ми-35 и 120 Ми-17 и Ми-171), более 150 танков Т-90С, около 250 боевых машин пехоты БМП-3, а также нескольких десятков зенитных ракетных систем и комплексов.
В первую очередь могут быть подписаны контракты на продажу Саудовской Аравии российских вертолетов и танков. В августе российские СМИ распространили информацию неназванного представителя системы ВТС, который утверждал, что сделки по этой технике могут быть заключены до конца 2009 года. Известно также, что саудовские военные проявляют интерес и к последней модели российского боевого вертолета - Ми-28Н.
Неизвестно, продолжалось ли какое-либо обсуждение вопросов ВТС с Саудовской Аравией в ходе выставки Dubai Air Show-2009, - никаких официальных комментариев по этому поводу сделано не было. Но надо отметить, что одним из немногих "генералов" от ОПК, лично принявших участие в этой выставке, оказался руководитель компании "Вертолеты России" Андрей Шибитов.
Вообще именно вертолетная тематика стала наиболее приоритетным направлением работы российской делегации на Dubai Air Show-2009. Наиболее значимое публичное мероприятие - открытие сервисного предприятия International RotorCraft Services, состоявшееся 16 ноября. Сервисный центр, который будет обслуживать российскую винтокрылую технику, эксплуатирующуюся в регионе Ближнего и Среднего Востока, создан холдингом "Вертолеты России" совместно с базирующейся в Шардже компанией Airfreight Aviation.
Основными функциями International RotorCraft Services станут сертифицированный ремонт вертолетов и их агрегатов, поставка запасных частей со своего склада в Шардже, доработка вертолетов по запросам заказчиков, сертифицированное продление ресурсов и сроков службы вертолетов и их основных агрегатов. Открытие сервисного центра в Шардже вписывается в объявленный "Вертолетами России" год сервиса, направленный на переход от экспорта вертолетной техники как таковой к экспорту жизненного цикла машин.
Сейчас на Ближнем, Среднем Востоке и в Северной Африке эксплуатируется более 600 российских вертолетов. При этом около 200 из них летают в Афганистане, Пакистане и Ираке - они весьма напряженно эксплуатируются в рамках западных военных операций в Афганистане и Ираке. В течение 2009-2010 годов "Вертолеты России" поставят в регион еще не менее 50 вертолетов семейства Ми-17, а до 2015 года сюда должны быть дополнительно поставлены около 120 машин.
Надо отметить, что до сих пор на Ближнем Востоке и в Центральной Азии наибольшим спросом пользуется проверенное временем и многочисленными войнами семейство Ми-8/17, отличающееся высокими тактико-техническими характеристиками, выносливостью и неприхотливостью в обслуживании. Однако российская вертолетная индустрия готовит к выходу на рынок и ряд новых моделей, таких, как Ми-38, "Ансат", Ка-60. По словам Андрея Шибитова, до сих пор более активному продвижению машин нового поколения на этот рынок препятствовало отсутствие сервисной базы, которая теперь появилась. "На фоне сохранения существующей географии заказчиков интерес к вертолетам российского производства увеличивается со стороны эксплуатантов из ряда новых государств", - отметил Андрей Шибитов. В числе прочих вертолетов в арабском регионе есть четко проявленный интерес к закупке Ми-28, отметил генеральный директор холдинга "Вертолеты России".
Сегодня, несмотря на жестокую конкурентную борьбу, доля России на оружейном рынке Ближнего Востока возрастает. Об этом говорят объемы реализуемых контрактов. Связи в сфере военно-технического сотрудничества здесь развиваются с такими странами, как ОАЭ, Иордания, Кувейт, Сирия, Иран, Алжир, Ливия, Египет. Как считает директор по особым поручениям компании "Рособоронэкспорт" Михаил Завалий, "рынок вооружений Ближнего Востока характеризуется значительной емкостью и остается для России важнейшим, поэтому спектр наших взаимоотношений с арабскими партнерами чрезвычайно широк: от авиатехники и средств ПВО до проектов в космической сфере, для реализации которых Россия имеет все необходимые технологии и ресурсы".
Присутствие России на арабском оружейном рынке характеризуется двумя важнейшими факторами: новыми поставками в те государства, с которыми в сфере ВТС активно сотрудничал СССР, и завоевание новых рынков. К числу первых относятся Сирия, Ливия, Йемен, Иран, Алжир, Египет. В 90-е годы начались поставки российского оружия в ОАЭ, Кувейт, Марокко, Оман. Наиболее важным прорывом России в этой части планеты, как уже отмечалось, стали бы оружейные контракты с Саудовской Аравией.
На Dubai Air Show-2009 заинтересованным покупателям из стран Ближнего и Среднего Востока Россия предложила многофункциональные истребители "продвинутого" четвертого поколения Су-35 и МиГ-35, комплексы ПВО средней дальности "Бук-М2Э" и малой дальности "Тор-М2Э", учебно-боевой самолет Як-130, ударные вертолеты Ми-35, военно-транспортные Ми8/17, тяжелые Ми-26, а также боевой вертолет Ка-52, по традиции вызывающий большой интерес у военных всего мира.
Российская боевая техника хорошо известна своими высокими тактико-техническими характеристиками. Также она традиционно несколько дешевле образцов европейского и американского производства. Однако в современном мире российскому авиапрому приходится вести нелегкую конкурентную борьбу со странами, стремительно рвущимися на авиационный рынок. В рамках Dubai Air Show-2009 состоялась зарубежная премьера китайского учебного самолета L-15, создававшегося в КНР при определенном содействии КБ Яковлева. Сегодня эта машина - прямой конкурент российского Як-130, который предлагается зарубежным заказчиком в качестве основного средства подготовки пилотов для истребителей марки Су и МиГ.
Конечно, пока китайская авиапромышленность еще не до конца оперилась, многие настороженно относятся к технике Made in China, однако авиастроители из Поднебесной с каждым годом демонстрируют все больший прогресс и, по всей видимости, недалеко то время, когда на рынках третьих стран китайская авиатехника начнет отбивать позиции у западных и российских производителей. Ведь далеко не все государства мира даже в среднесрочной перспективе смогут себе позволить технику пятого поколения, за которой все-таки будущее.
Каким оно должно быть в представлении США, на Dubai Air Show-2009 показала компания Lockheed Martin, разработчик истребителя F-22, который именно здесь впервые был полноценно продемонстрирован широкой публике. В первый день работы выставки "Раптор" отлетал 14-минутную демонстрационную программу, показав возможности сверхманевренности, которая является одной из отличительных черт истребителей пятого поколения. Пируэты F-22, его возможности по быстрому перестроению и развороту фактически на месте производят довольно сильное впечатление. Не совсем ясно, правда, насколько они могут быть применимы в ходе современного воздушного боя. Хотя и считается, что маневренный воздушный бой на близких дистанциях все еще актуален для боевой авиации, но все-таки в реалиях сегодняшнего дня он останется скорее экзотическим явлением.
Так или иначе, но слово в гонке за пятым поколением теперь за Россией. Наш ПАК ФА, как неоднократно заявлялось, должен взлететь до конца года, а аэрокосмический салон Farborough-2010, который пройдет летом будущего года в Англии, как сказал глава компании "Сухой" Михаил Погосян, может стать подходящей площадкой для обсуждения характеристик и возможностей российского истребителя пятого поколения. Именно на Farborough в 2008 году состоялся первый публичный показ F-22, правда, тогда он лишь пронесся над летным полем. Российский ответ запаздывает как минимум на два года. Остается надеяться, что он будет достойным....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 15, 2024
СПАФ 2025 состоится 24-27 июня при поддержке Минпромторга России
Ноябрь 15, 2024
14 ноября Виктору Анатольевичу Кобзеву исполнилось 75 лет
Ноябрь 18, 2024
Лоукостер Spirit Airlines объявил о банкротстве
Ноябрь 18, 2024
В Индии внутренние авиаперевозки достигли рекордного суточного максимума