О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Конструкторское бюро "Сатурна" - модель для подражания

В минувшую пятницу в Рыбинске прошел торжественный вечер, посвященный 70-летию опытно-конструкторского бюро № 1 ОАО "НПО "Сатурн"

В минувшую пятницу в Рыбинске был большой праздник: во Дворце культуры "Авиатор" прошел торжественный вечер, посвященный 70-летию опытно-конструкторского бюро № 1 ОАО "НПО "Сатурн".

Технический директор - генеральный конструктор НПО "Сатурн" Михаил Леонидович Кузменко, поднявшись на сцену, сразу увлек своим оптимизмом собравшихся в зале членов большого коллектива ОКБ-1 и гостей, заверив:

- Поскольку все мы заинтересованы в успехе, мы обязательно его достигнем. Все, что мы делаем, делается во имя будущего. Самое главное, чтобы и дальше наша работа была нужна России.

Вечер начался с демонстрации документального фильма, посвященного истории и сегодняшнему дню ОКБ-1. С экрана собравшихся в зале поздравляли известные в стране люди, руководители предприятия, ветераны конструкторского бюро.

Заместитель генерального директора ООО "Управляющая компания "Объединенная двигателестроительная корпорация" - управляющий директор НПО "Сатурн" Илья Николаевич Федоров сказал:

- Конструкторское бюро НПО "Сатурн" - сегодня самое сильное в нашей стране, вооруженное современными технологиями… Особо надо отметить: мы гордимся работающими здесь людьми. А будущее КБ - оно безоблачно.

О том, насколько важна работа, которую выполняют рыбинские конструкторы, говорил с экрана генерал армии Владимир Михайлов, до недавнего времени возглавлявший Военно-воздушные силы страны. Чего стоит хотя бы такая его оценка сотрудников ОКБ-1:

- Мне есть, с чем сравнивать, ведь я побывал на всех предприятиях авиадвигателестроения. И могу заверить - другого такого конструкторского бюро в России нет. Вы идете впереди всех!

И это - не просто красивые слова. Претворение в жизнь новых идей в коллективе ОКБ-1 - это и есть то, что президент России в своем недавнем послании назвал инновационной политикой. Стратегия предприятия нацелена на работу по наиболее перспективным программам. К этому здесь шли не один год.

Выступая, генеральный конструктор определил основные вехи, пройденные коллективом за последние десять лет.

- В середине 90-х завод находился в кризисе, многое из того, что было наработано в советские годы, оказалось утраченным. Ценнейшие специалисты разошлись по фирмочкам и кооперативам. Первым делом нужно было решить вопрос: как собрать людей и где их учить? Собирали, что называется, по "сусекам", лучших специалистов из Москвы, Перми, Самары, Омска, других городов. В итоге сложилась мощная команда, которая стала носителем накопленного страной опыта. Мы поставили цель: провести компьютеризацию всех рабочих мест. И мы достигли ее. Сегодня КБ работает по безбумажной технологии и по уровню компьютеризации соответствует любому конструкторскому коллективу в мире. Когда снова потребовались люди, мы обратились в Рыбинскую авиационно-технологическую академию, Самарский авиационно-космический институт им. Королева, московские вузы. Они стали поставщиками кадров. Так налаживалась система подготовки персонала. Сегодня нам в среднем 42 года - это в семьдесят-то лет! Самому молодому моему заместителю - 29 лет. И я горжусь этим!

Михаил Леонидович особо подчеркнул, что сегодняшний коллектив ОКБ формировался одновременно с решением генеральной задачи: нужно было расширить ассортимент изделий, востребованных на рынке. Во-первых, это двигатели для боевых самолетов - "техника наивысших интеллектуальных достижений", "обреченная" на высокий государственный спрос. Второе направление - сфера промышленных технологий, где "Сатурн" не был представлен. В итоге за десять лет предприятие стало одним из ведущих поставщиков промышленных газотурбинных двигателей. И в-третьих, разработка двигателей для гражданской авиации, для ближнемагистральных самолетов, так как все-таки важно было остаться авиационным предприятием.

Избранный курс оказался верен. Он помог, уверен генеральный конструктор, легче переживать экономические невзгоды и более эффективно использовать научно-технический потенциал.

Плоды этой стратегии не заставили себя ждать. Так, сейчас по заказу индийских ВВС идет работа над двигателем для учебно-тренировочных самолетов АЛ-55И. Заместитель генерального конструктора Евгений Ефимов - он тоже стал одним из героев фильма - подчеркивает:

- Это первый российский двигатель, опытно-конструкторские работы по которому проводились в интересах иностранного заказчика. АЛ-55И создавался с использованием новейших методик математического моделирования, которые позволяют значительно сократить сроки создания двигателя.

Генеральный конструктор выразился более эмоционально:

- У нас качественно новый уровень проектирования. Задуманный сегодня двигатель может появиться на свет через 1 - 2 - 3 года. Это позволило на равных вести разговор и с французской компанией "Снекма", когда конструкторский коллектив уверенно взялся за совместную разработку двигателя SaM146.

В новых условиях работы резко выросла интеллектуальная составляющая. Здесь опять нужно сказать о человеческом факторе. Для генерального конструктора каждый человек, по его признанию, - микрокосмос с его галактиками. На вопрос: благодаря чему в КБ реализуются сложнейшие проекты? - он отвечает следующим образом:

- В КБ работают специалисты, которые погружаются в океан неизведанного, чтобы найти жемчужину… А "жемчужина" - это базовый элемент, идея, которую можно заложить в основу многих проектов.

И если говорить о том, что более всего ценит генеральный конструктор в человеке, специалисте, это "порядочность, честность - и по отношению и к коллегам, и к "железу", которое делаем, плюс дисциплина, воля, смелость; и на третьем месте - талант, который от Бога".

Глубокий интерес к личности, уважение к таланту, молодости и опыту - залог успешной творческой работы, не признающей выходных и праздников. Одна юная работница КБ призналась: не замечаю, как пролетает рабочий день, и уходить нехочется - так интересно работать! А один из ведущих специалистов отрасли Юрий Александрович Пыхтин подчеркнул:

- Мне импонирует смелость в выдвижении на самые ответственные посты молодежи, инициирование взаимодействия конструкторских поколений "отцов и детей".

Заместитель начальника ОКБ-1 по планированию Анатолий Иванович Лысенко, говоря о преемственности, отметил:

- Даже в самое сложное время - в 90-е годы - велась работа над новыми темами. И в этом я вижу огромную заслугу наших мэтров: Г. Сабаева, В. Голованова, В. Балашова, Г. Матвеенко, Г. Шарухина, С. Пиотуха. Они - наш "золотой фонд".

На торжественном вечере говорили и о будущем, близком и не очень. О предстоящем участии в конкурсе на двигатель для перспективных фронтовых истребителей. О новых, более мощных газотурбинных установках для перевооружения российской энергетики. И все это делается для людей.

Михаил Леонидович Кузменко заметил:

- Хотелось бы, чтобы жизнь вокруг улучшилась. Чтобы люди жили счастливее и богаче. А город Рыбинск становился краше. Нам нужен успех, и мы обязаны быть победителями....
Авторские права на данный материал принадлежат «Северный край». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка