О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Банкир передал "Аэрофлот" в надежные руки

Центробанк провел "немного странную" операцию, предоставив А.Лебедеву, владельцу Национального резервного банка, кредит под залог акций 11,79% "Аэрофлота"

Центробанк провел "немного странную" операцию, предоставив Александру Лебедеву, владельцу Национального резервного банка, кредит под залог акций 11,79% "Аэрофлота". Есть вероятность, что испытывающий финансовые затруднения бизнесмен не сможет закрыть сделку и акции останутся у ЦБ.

Российский Центробанк стал владельцем пакета акций "Аэрофлота", ранее принадлежавших крупнейшему миноритарию авиакомпании Александру Лебедеву, председателю совета директоров Национальной резервной корпорации (НРК) и члену совета Национального резервного банка (НРБ). Об этом сообщила пресс-служба "Аэрофлота" в среду, 26 ноября.

Как пояснил РИА Новости Александр Лебедев, речь идет о сделке репо, в рамках которой НРБ получил рефинансирование в ЦБ под акции "Аэрофлота" с обязательством их обратного выкупа через определенный срок. Лебедев не уточнил срока сделки репо. Как подсчитал GZT.RU, рыночная стоимость заложенных ЦБ РФ под сделку репо 11,79% акций (130,9 млн штук) "Аэрофлота", на 25 ноября 2009 года составляет почти 6 млрд рублей, или $207,6 млн по курсу ЦБ на день сделки (28,8481 руб./$).

Куда двинулись пакеты

НРК через кипрскую Grabor Trading (Overseas) Limited и люксембургскую Transinvest Control S.A. в совокупности владеет около 30% акций "Аэрофлота". Контрольный пакет авиакомпании (51,17% акций) принадлежит государству.

В результате сделки кипрская компания Grabor Trading (Overseas) Limited сократила долю в "Аэрофлоте" с 14,24 до 2,31%. Другая офшорная компания, Dusland Limited, сократила долю в "Аэрофлоте" с 9,76 до 0,83% акций. В свою очередь Национальный резервный банк увеличил долю в "Аэрофлоте" с 0,85 до 8,17%. Пресс-секретарь председателя совета директоров НРК Артем Артемов пояснил РИА Новости, что структура собственности "Аэрофлота" в результате всех совершенных сделок, по сути, не меняется.


В рабочем порядке

По словам Андрея Рожкова, аналитика ИФК "Метрополь", информация о том, что ЦБ приобрел 11,79% акций "Аэрофлота" выглядит немного странно. Обычно ЦБ напрямую не покупает пакеты акций, тем более коммерческих компаний. В редких случаях приобретения могут осуществляться через другие государственные или частно-государственные банки, такие как ВЭБ или ВТБ.

"Мы видим две причины, объясняющие данную сделку. Первая - срочный характер сделки: НРК (собственник проданного пакета акций) могла испытывать острую необходимость в финансовых средствах. Вторая - государство, которое владеет контрольным пакетом акций, могло не захотеть увидеть потенциально нелояльного акционера", - делится своими сомнениями Рожков.

Как заметил GZT.RU Сергей Карыхалин, начальник отдела аналитики УК "КапиталЪ", российский Центробанк - вполне может выполнять в ряде случаев функции классического банка, который дает кредиты под залог акций и облигаций. По словам Крыхалина, ситуация вполне обычная и риск потери акций невелик.

"По закону банки могут привлекать финансирование ЦБ в рамках операций репо на срок от одного дня до одного года. Все кредитные договоры с ЦБ - их несколько - заключены на срок менее трех месяцев. Все они обязательно будут закрыты в срок, а акции возвращены на баланс НРБ",- заявили "Коммерсанту" в НРБ.

"Вот если бы НРК не смогла вовремя вернуть кредит, а ЦБ получил акции "Аэрофлота", тогда и вправду начали бы закрадываться сомнения", - говорит Карыхалин.

ВЭБ и немцы

Первая попытка Национальной резервной корпорации получить деньги под залог акций "Аэрофлота", датированная декабрем 2008 года, чуть не закончилась потерей части акций одной из крупнейших российских авиакомпаний. Margin сall (требование немедленно вернуть предоставленный кредит) наступило у НРК по договору репо с Deutsche Bank, в залоге у которого находилось 3% акций "Аэрофлота", рассказал тогда нашему корреспонденту владелец НРК Александр Лебедев (всего у корпорации - около 29% акций перевозчика). По словам Лебедева, банк потребовал погасить остаток долга из-за падения капитализации "Аэрофлота".

Акции госперевозчика подешевели почти в 3 раза: если в начале 2008 года капитализация авиаперевозчика на РТС составляла $4,33 млрд, то за последний месяц бумаги подешевели до $1,48 млрд.

Чтобы не потерять акции "Аэрофлота", НРК из собственных средств погасила Deutsche Bank остаток по кредиту — $23 млн, рассказывает Лебедев. В другие иностранные банки было заложено еще примерно 2% акций "Аэрофлота". Как уточнил Лебедев, эти банки погасить кредиты не требовали. Но чтобы избежать угрозы перехода акций "Аэрофлота" в собственность иностранных банков, НРК попросила ВЭБ рефинансировать ее долг. Заявка на $100 млн была удовлетворена.

Договор репо на сумму $400 млн НРК заключила с Deutsche Bank в 2007 году. Финансирование по сделке привлекалось в том числе на развитие авиакомпании Red Wings. Доля акций "Аэрофлота" в залоге у банка менялась: 16 августа 2007 г. перевозчик сообщал, что доля Deutsche Bank в его капитале увеличилась до 8,83%, а 25 июня 2008 г. - сократилась до 3,24%.

Лебедев и его крылья

Александр Лебедев приобрел 30% акций "Аэрофлота" в 2003 году. В 2008 году Forbes оценил состояние бизнесмена в $3,1 млрд и поставил на 39-е место в рейтинге самых богатых людей России.


Письмо без ответа

Ранее владелец Национальной резервной корпорации и крупнейший частный акционер "Аэрофлота" Александр Лебедев отправил первому вице-премьеру Игорю Шувалову письмо, в котором предложил несколько вариантов развития самых больших российских авиакомпаний. Одним из таких вариантов был переход "Аэрофлота" под контроль структур Лебедева.

Для этого надо было, по мнению Лебедева, провести дополнительную эмиссию акций "Аэрофлота" на $1-1,5 млрд. Бизнесмен готов был сам выкупить ценные бумаги компании, оплатив их принадлежащими ему авиационными активами - самолетами авиаперевозчиков Red Wings и немецкой Blue Wings.

В письме Лебедева также указывалось, что если государство откажется отдавать ему контроль над авиакомпанией, то он попросит чиновников выкупить у него 30% принадлежащих ему акций "Аэрофлота" почти за $1 млрд. Полученные средства Александр Лебедев пообещал направить на кредитование авиации.

Кроме того, бизнесмен указал, что готов выкупить у государства блокирующий пакет авиакомпании "Сибирь" (S7) - второго по величине авиаперевозчика в России. Ранее "Аэрофлот" настаивал на том, чтобы чиновники передали ему блокпакет "Сибири". Тогда же Александр Лебедев провел и предварительные переговоры с основными владельцами "Сибири" - семьей Филевых - об объединении своих авиационных активов....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка