Lenta.Ru
26 ноября 2009, 12:50
Ветер над Невой
Французский вертолетоносец "Мистраль" примет участие в балтийских учениях
Большая советская энциклопедия
Французский вертолетоносец "Мистраль", прибывший в Санкт-Петербург 23 ноября 2009 года с трехдневным дружеским визитом, примет участие в совместных учениях на Балтийском море. В частности, будет отрабатываться посадка российских вертолетов Ка-52 "Аллигатор" на палубу корабля. Не исключено, что результат совместных учений может повлиять на решение России о покупке "Мистраля".
Хотя официально было объявлено, что прибытие "Мистраля" в Россию не имеет отношения к переговорам с Францией относительно покупки корабля такого типа, очевидно, что он все же может повлиять на их ход. В Санкт-Петербурге корабль, очевидно, служит натурным экспонатом для российских военных и представителей оборонно-промышленного комплекса.
Как пишет газета "Коммерсант", в ходе своего визита во Францию, запланированного на 27 ноября, российский премьер-министр Владимир Путин обсудит возможность покупки французского вертолетоносца. Впрочем, с кем именно Путин будет обсуждать такую возможность, не уточняется. Однако газета указывает, что контракт в ходе визита подписан не будет. Во Франции будут назначены лишь ответственные за переговоры, причем, возможно, ими станут министры обороны двух стран.
Надо брать
Корабли класса "Мистраль" могут быть использованы для перевозки войск и грузов, для высадки десанта. "Мистраль" способен развивать скорость до 18,8 узла, а дальность его плавания составляет 19,8 тысячи миль (31,8 тысячи километров). Корабль может перевозить 16 тяжелых или 35 легких вертолетов, причем шесть из них могут одновременно находиться на верхней палубе. Кроме того, корабль может принять четыре легких десантных катера или два на воздушной подушке, до 470 десантников или - на короткий срок - до 900.
Впервые о возможности приобретения иностранной техники заявил в октябре 2008 года главнокомандующий ВМФ адмирал Владимир Высоцкий во время посещения военно-морского салона Euronaval во Франции. Летом 2009 года французские СМИ сообщили, что переговоры по продаже корабля уже начались, а позже эту информацию подтвердил российский Генштаб.
Вертолетоносец представляет собой разновидность авианосцев, предназначенных для транспортировки вертолетов. Корабли такого типа не имеют самолетного взлетно-посадочного оборудования (катапульт или посадочных тросов), но могут быть использованы в качестве противолодочных или десантных кораблей. При этом в составе авиагруппы, помимо вертолетов, могут быть несколько самолетов с вертикальным или сверхкоротким взлетом. В отличие от легких авианосцев, вертолетоносцы предназначены для решения более узкого круга задач.
Если Россия все же решится на покупку, а последние события позволяют говорить о том, что все к тому идет, страна сможет применять вертолетоносец для проведения десантных, миротворческих и спасательных операций, а также для борьбы с пиратами. По предварительным данным, после покупки "Мистраля" Россия планирует использовать корабль в составе Северного и Тихоокеанского флота.
После подписания контракта, который оценивается в 400-500 миллионов евро, строительством нового военного корабля для России будут заниматься компании STX France и DCNS (Direction des Constructions Navales Services). Корабль будет строиться по гражданским стандартам и будет поставляться без вооружения и радаров. Впрочем, вертолетоносцы типа "Мистраль", которых на вооружении у самой Франции имеется два, и без того не используют никаких секретных технологий. К слову, по этой причине особых препятствий для продажи корабля со стороны Франции ожидать не следует.
Против
Зато препятствием может стать позиция российского военно-промышленного комплекса. В частности, руководство Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) уверено, что Россия могла бы потратить миллионы евро на строительство собственных вертолетоносцев (благо наработки уже есть), а не на зарубежный корабль. Впрочем, правительство, возможно, чтобы не обижать российских производителей, планирует купить четыре лицензии на производство кораблей класса "Мистраль".
Если покупка лицензий будет согласована французской и российской сторонами, то строительством кораблей смогут заняться Балтийский завод и "Адмиралтейские верфи", принадлежащие ОСК. То есть деньги так или иначе корпорация получит. А заодно сможет наработать навыки по созданию десантных вертолетоносцев.
У России пока есть опыт строительства лишь противолодочных вертолетоносцев. В частности, в 1967 году в состав Военно-морского флота России был включен крейсер-вертолетоносец "Москва", а в 1969-м - "Ленинград". Корабли такого класса благодаря наличию 14 вертолетов, ракетного, торпедного и пушечного вооружения оказались эффективными для целей противолодочной обороны. В 1990-е годы оба корабля были списаны.
ОСК оказался не единственным противником покупки "Мистраля". Неожиданную "поддержку" корпорация получила со стороны Эстонии, которая заявила, что Франции не следует продавать корабль России. В частности, командующий силами обороны Эстонии генерал-лейтенант Антс Лаанеотс заявил, что у эстонских военных вызывает опасение намерение Москвы приобрести "Мистраль", который будет базироваться в Балтийском море. Мол, "Мистраль" в руках России может представлять серьезную угрозу для безопасности Эстонии.
"Мы знаем, что в Калининграде, а точнее в Балтийске, размещается одна бригада морской пехоты (около двух тысяч человек - примечание "Ленты.Ру"). Если четыре подобных корабля появятся, например, в Балтийском море, то угроза с моря возрастет в разы", - заявил Лаанеотс.
Получается, что для России покупка "Мистраля" представляется одновременно и важной, и бесполезной. Важной, потому что страна сможет, узнав заграничные технологии, создавать подобные корабли самостоятельно (по такому пути, в частности, пошли Китай и Индия). Однако в краткосрочной перспективе приобретение является бесполезным, поскольку у России нет опыта проведения десантных морских операций с использованием кораблей типа "Мистраль"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Lenta.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 15, 2024
СПАФ 2025 состоится 24-27 июня при поддержке Минпромторга России
Ноябрь 15, 2024
14 ноября Виктору Анатольевичу Кобзеву исполнилось 75 лет
Ноябрь 18, 2024
Лоукостер Spirit Airlines объявил о банкротстве
Ноябрь 18, 2024
В Индии внутренние авиаперевозки достигли рекордного суточного максимума