АК&М
30 ноября 2009, 16:48
Рейтинговое агентство АК&М подтвердило рейтинг кредитоспособности ОАО "Роствертол" по национальной шкале "А" со стабильными перспективами
Рейтинговое агентство АК&М подтвердило рейтинг кредитоспособности ОАО "Роствертол" по национальной шкале "А" со стабильными перспективами
В качестве одного из существенных позитивных факторов, явившихся основой для подтверждения высокого рейтинга Роствертола, выступает стабильное финансовое состояние компании. По итогам 2008 года показатели рентабельности находились на приемлемом уровне и демонстрировали рост. Рентабельность основной деятельности увеличилась с 10.58% до 11.49%, рентабельность продаж - с 9.57% до 10.30%, а общая рентабельность отчетного периода - с 6.48% до 7.41%. Рентабельность активов ОАО "Роствертол" по итогам 2008 года составила 4.21% (в 2007 году она равнялась 4.18%), что существенно лучше, чем по отрасли "производство транспортных средств и оборудования" (-1.1%). В I полугодии 2009 года показатели рентабельности продолжили позитивную динамику. Рентабельность продаж составила 15.16% против 6.77% по итогам I полугодия 2008 года, а рентабельность основной деятельности - 17.86% против 7.26%.
Суммарная задолженность по кредитам и займам Роствертола на начало 2009 года равнялась 3010.7 млн. руб. и снизилась в 2008 году на 7%. Отношение долга к EBITDA и выручке Роствертола в 2008 году составило 2.83 и 0.38 соответственно, что несколько лучше результатов 2007 года.
В I полугодии 2009 года наблюдалось некоторое увеличение долговой нагрузки. Объем долга Роствертола с начала года увеличился на 14% до 3438.6 млн. руб. Коэффициент покрытия процентов (interest coverage ratio) EBIT в 2008 году и I полугодии 2009 года несколько ухудшился. По итогам I полугодия 2009 года отношение EBIT к процентам к уплате составило 1.7, против 2.8 в 2008 году (3.0 в 2007 году). Отношение долга к активам и собственному капиталу по итогам I полугодия 2009 года составило 0.77 и 0.26, что незначительно хуже уровней 2008 года, когда наблюдалось существенное улучшение этих показателей. В структуре капитала компании доля собственных средств невысока и по итогам I полугодия 2009 года составляет 34% (41% по итогам 2008 года). Фактор долговой нагрузки Роствертола несколько сглаживается наличием господдержки. В марте 2009 года принято решение о возмещении предприятию из федерального бюджета 2009 года части затрат на уплату процентов по кредитам. Лимит возмещаемых средств составит 150-160 млн. руб. Кроме того, предприятие получит субсидии как экспортер высокотехнологической продукции.
Доля долгосрочных обязательств в структуре заемных средств (кредитов и займов) на 1 июня 2009 года составила 95%, что свидетельствует о высоком качестве кредитного портфеля Роствертола. При этом можно отметить рост доли и величины долгосрочных обязательств по сравнению с ситуацией на начало года на фоне снижения абсолютных объемов краткосрочного долга.
Невысокий объем краткосрочных обязательств предопределяет хороший уровень ликвидности активов Роствертола. По итогам I полугодия 2009 года коэффициенты текущей ликвидности составили 1.87 и 0.18 соответственно.
Важным положительным фактором, принятым во внимание при подтверждении рейтинга, явилась хорошая публичная кредитная история Роствертола.
26 мая 2009 года (в установленный срок) был погашен первый выпуск облигаций Роствертола на сумму 800 млн. руб.
Руководство предприятия придерживается политики своевременного исполнения долговых обязательств. Фактов неисполнения обязательств по кредитам не выявлено, просроченная задолженность по кредитам банков в настоящее время отсутствует. Просроченной кредиторской задолженности также нет.
Положительным фактором для компании выступает сохраняющийся спрос на продукцию на зарубежных рынках и постепенное увеличение спроса на внутреннем рынке.
Перспективы продвижения продукции Роствертола на внешнем рынке, как и ранее, оцениваются в целом оптимистично. При практическом соответствии большинства технико-эксплуатационных характеристик и превосходстве по ряду из них, по сравнению с зарубежными аналогами изделия Роствертола характеризуются более низкими ценовыми уровнями, что создает существенные конкурентные преимущества. Кроме того, ряд стран предъявляет повышенный спрос именно на вертолеты российского производства, что связано с особенностями их внешнеполитических отношений.
Спрос на внутреннем рынке определяется моральным и физическим устареванием находящейся на вооружении РФ техники. Согласно прогнозам экспертов, объем внутреннего рынка вертолетов будет увеличиваться. Кроме того, учитывая, что в ближайшие годы значительная число вертолетов, состоящих на вооружении РФ, будет выведена из строя по причине истечения сроков эксплуатации, можно говорить о гарантированном уровне спроса на продукцию предприятия для поддержания боеготовности частей.
Учитывая, что вертолет Ми-28Н принят на вооружение российскими ВС, а Роствертол является его единственным производителем в РФ, можно говорить об устойчивых предпосылках внутреннего спроса на продукцию компании. Вертолеты Ми-28Н включены в госпрограмму вооружений РФ и уже поставляются Минобороны. Планируется, что "Ми-28Н" должны заменить стоящие на вооружении с 70-х годов вертолеты типа Ми-24, а объем закупок этих машин должен составить около 10 штук в год.
Сильной стороной Роствертола является разветвленная география стран - эксплуатантов вертолетной техники предприятия, что дает компании конкурентные преимущества на зарубежном рынке. Роствертол является основным предприятием, обслуживающим вертолетный парк силовых структур России и стран, импортирующих продукцию ОАО "Роствертол". Высокое качество сервисного обслуживания и ремонта ранее выпущенной предприятием техники позволяет обеспечить сопровождение продукции на всех этапах ее жизненного цикла и увеличить доходы за счет ремонта и модернизации ранее поставленной продукции. Услуги по ремонту вертолетов также позволяют сглаживать колебания выручки от продажи вертолетов. При снижении выручки от производства вертолетов (включая запчасти и АТИ) в 2008 году, суммарная выручка продемонстрировала рост за счет увеличения доходов от ремонта.
Среди факторов, поддерживающих рейтинг, можно назвать экспортную ориентированность предприятия. Экспорт авиационной техники занимает значительную долю (около 50%) в суммарном растущем экспорте российского ВПК.
Несмотря на то, что значительная доля продаж на внешнем рынке обуславливает увеличение валютного риска, в целом экспортную ориентированность предприятия эксперты РА "AK&M" рассматривают в качестве позитивного фактора. Емкость внешнего рынка существенно выше емкости российского рынка, а, следовательно, устойчивые позиции, завоеванные Роствертолом на мировом рынке авиационной техники, создают предпосылки для увеличения доходов за счет роста экспортных поставок. Роствертол имеет право на ведение внешнеэкономической деятельности по поставкам вертолетов Ми-26Т и совместно с Рособоронэкспортом вертолетов типа Ми-35.
Заинтересованность в поставках вертолетов Ми-35М проявляют ряд стран Азии, Африки и Латинской Америки. В конце 2008 года был подписан контракт с Бразилией о поставках 12 вертолетов Ми-35М. Сохраняется интерес многих зарубежных стран к вертолету Ми-28 НЭ (Ночной охотник). Высока потребность в транспортном вертолете Ми-26Т, особенно в противопожарном варианте. В настоящее время идут предконтрактные переговоры о поставках вертолетов более чем с 15 странами мира. В то же время в условиях ставки на экспортные поставки несет в себе риск, зависящий от мировых политических тенденций.
Рейтинг Роствертола ограничивается рядом рисков, основным из которых является сохраняющаяся сильная зависимость от политики федеральных властей и мирового рынка оружия. Финансовые потоки Роствертола во многом определяются наличием заказов как со стороны российских вооруженных сил, во многом определяемых состоянием госбюджета и военной доктриной, а также внешней и внутренней политикой, так и экспортных контрактов, которые в свою очередь зависят от состояния мирового рынка оружия и политического расклада сил на мировой арене. Наличие такой зависимости создает предпосылки нестабильности денежных потоков компании.
Одним из наиболее существенных факторов, сдерживающих кредитный рейтинг Роствертола, особенно в условиях продолжающихся кризисных явлений в экономике, является то обстоятельство, что компания характеризуется достаточно высокой зависимостью от производителей отдельных систем вертолетов, в частности двигателей, радионавигационной системы, систем управления и др. Устойчивость работы производителей подсистем, которые являются предприятиями ОПК, часто монополистами в области профильной продукции, и находятся в различном финансовом положении, существенно влияет на ритмичность поставки необходимых компонентов вертолета. Всего ОАО "Роствертол" имеет около 300 поставщиков комплектующих изделий. Возможный сбой графика поставок может негативно отразиться на выпуске и сдаче Роствертолом (как внутренним, так и внешним потребителям) конечной продукции, однако следует признать, что предприятие организовало достаточно эффективную систему МТО и обеспечивает исполнение контрактных обязательств в срок. Также Роствертол имеет ряд наработок, снижающих влияние данного риска - действующую конструкторскую документацию, предусматривающую установку на вертолеты ряда блоков и систем импортного производства для поставки продукции на экспорт.
В контексте анализа кредитоспособности нельзя не отметить валютные риски компании. Поскольку Роствертол осуществляет внешнеэкономическую деятельность, на долю которой в среднем приходится около 51% выручки, то в условиях номинирования экспортных контрактов в долларах США заметную роль приобретает зависимость от колебаний обменного курса рубля. Потери Роствертола возникают в условиях удешевления доллара. Учитывая складывающиеся в настоящее время тенденции на валютном рынке, этот риск является достаточно существенным.
ОАО "Роствертол" характеризуется определенной зависимостью от ФГУП "Рособоронэкспорт" в плане поставок продукции военного назначения (ПВН). Ввиду ограничений права самостоятельной деятельности в данной области, поставки значительной части ПВН осуществляются через Рособоронэкспорт, что оказывает определенное влияние на оперативность предконтрактной работы и работы по исполнению контрактов. В то же время положительное значение имеет наличие у ФГУП "Рособоронэкспорт" разветвленной сети зарубежных представительств и наработанных связей с потенциальными покупателями продукции ОАО "Роствертол".
ОАО "Роствертол" входит в состав интегрированной группы Вертолеты России (дочерняя компания ОПК Оборонпром) и является ведущим производителем вертолетов в рамках гособоронзаказа.
ОАО "Роствертол" серийно выпускает: вертолет Ми-26Т в различных вариантах исполнения, вертолет типа Ми-24 (экспортный вариант - Ми-35), находящийся на вооружении в более чем 30 странах мира, лопасти несущего винта вертолетов типа Ми-26, Ми-24/35, Ми 28, Ми-2, запасные части к вертолетам Ми-26 и Ми-24/35. Кроме того, предприятие осуществляет ремонт вертолетов Ми-26Т, вертолетов типа Ми-24 и их сервисное обслуживание. На Роствертоле в 2006 году начато производство вертолетов Ми-28Н (Ночной охотник), который принят на вооружение в качестве основного вертолета российской армии.
Свыше 5% УК Роствертола в настоящее время владеют: НП "НДЦ" - 10.62%, ОАО КБ "Центр-инвест" - 8.17%, ОАО ФД "Сельмашинвест" - 6.73%, ЗАО "Лидер" - 8.59%, ЗАО "АВИАТОР" - 10.12%, ОАО "ОПК "ОБОРОНПРОМ" - 22.76%.
В 2008 году продолжилась тенденция роста выручки и денежных потоков. Выручка Роствертола в 2008 году составила 7 913 млн. руб., EBITDA - 1065.5 млн. руб. По сравнению с 2007 годом EBITDA увеличилась на 27.1%, а выручка возросла на 9.3%.
Чистая прибыль в 2008 году составила 420.2 млн. руб. (+24.3%). Доля экспортной выручки несколько снизилась, но по-прежнему осталась на высоком уровне (45.1%.
В I полугодии 2009 года выручка Роствертола незначительно уменьшилась, однако показатель чистой прибыли превысил значение 1 полугодия 2008 года на 43%.
Рейтинговое агентство АК&М является ведущим независимым национальным рейтинговым агентством в России. Начало рейтинговой деятельности - 1993 год. Рейтинговое агентство АК&M аккредитовано СРО Национальная фондовая ассоциация. ...
Авторские права на данный материал принадлежат «АК&М». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 15, 2024
СПАФ 2025 состоится 24-27 июня при поддержке Минпромторга России
Ноябрь 15, 2024
14 ноября Виктору Анатольевичу Кобзеву исполнилось 75 лет
Ноябрь 18, 2024
Лоукостер Spirit Airlines объявил о банкротстве
Ноябрь 18, 2024
В Индии внутренние авиаперевозки достигли рекордного суточного максимума