О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

T-50 выполнил первый полет

Самолет Т-50, созданный по программе "Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации" 29 января выполнил первый полет с заводского аэродрома Комсомольского-на-Амуре авиационного производственного объединения им. Ю.А.Гагарина

Самолет Т-50, созданный по программе "Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации" (ПАК-ФА) 29 января выполнил первый полет с заводского аэродрома Комсомольского-на-Амуре авиационного производственного объединения им. Ю.А.Гагарина (КнААПО).

Истребители пятого поколения - одна из острых тем современной гонки вооружений. США опередили Россию в этой области. Еще 15 декабря 2005 г. в США вступила в строй первая эскадрилья самолетов F-22A, проходит испытания более легкий и дешевый истребитель F-35.

Идею создания самолета пятого поколения и двигателей для него обдумывали еще в 80-е годы со сроками сдачи в эксплуатацию в 90-х. Но в силу ряда объективных и субъективных факторов, работы по ним были практически остановлены. Кроме непростого положения в экономике и почти полного нарушения кооперационных связей в период установления демократии в нашей стране, на работы повлиял ряд организационно-технических и субъективных причин, не позволивших получить двигатель пятого поколения в конце 80-х, хотя уже в то время были достигнуты положительные результаты, и средств на это выделялось достаточно.

Программа разработки истребителя пятого поколения берет начало с 1983 г., когда ОКБ им. Микояна начало разрабатывать истребитель по программе МФИ ("Многофункциональный истребитель") под индексом И-90 в ответ на американскую программу ATF. Этот проект материализовался как "опытно-экспериментальный самолет 1.44". Реализация программы МФИ велась даже с некоторым опережением работ по ATF, но развал СССР поставил программу в очень тяжелое положение. Первый полет самолета 1.44 состоялся 29 февраля 2000 г., то есть с опозданием на 10 лет. Стало понятно, что страна уже не может производить такой самолет в достаточных количествах. Одновременно началась проработка легкого истребителя пятого поколения по аналогии с американскими F-22 и F-35.

Экспериментальный самолет С-37 "Беркут", созданный ОКБ им. Сухого для исследования возможностей крыла с обратной стреловидностью, совершил первый полет 25 сентября 1997 г. Его летные испытания не вышли за рамки демонстрационных, так как в ВВС этот самолет вообще не рассматривали как истребитель. Понимая, что фирма начинает терять свои позиции, в 1998 г. ОКБ им. Сухого вышло с предложением создать "средний фронтовой истребитель", способный заменить и тяжелую и легкую боевую машину пятого поколения. Однако в то время главком ВВС генерал армии Владимир Михайлов несколько раз заявлял, что в России будут созданы два типа самолетов пятого поколения - тяжелый весом в 30 т и легкий весом 14 т.

В 1999 г. "Сухой" официально начал работы по созданию ПАК ФА (в ОКБ самолет получил обозначение Т-50). В результате неведомого общественности конкурса в 2002 г. ОКБ им. Сухого стало монопольным разработчиком перспективного истребителя. В 2004 г. эскизный проект был одобрен ВВС, а в 2005 г. был дан зеленый свет техническому проекту.

В 2006 г. Новосибирское авиационное производственное объединение им. Чкалова приступило к строительству носовой части планера. Окончательную сборку нового самолета поручили КнААПО. В 2007 г. было официально объявлено о начале строительства первого опытного самолета Т-50.

Летом 2008 г. было объявлено об утверждении проекта самолета и отправки чертежей опытной машины на КнААПО. Постройка первых опытных экземпляров самолета началась на КнААПО с декабря 2007 г. Ожидается, что испытания продолжатся 5-6 лет и в серию машина пойдет не раньше 2015 г.

В это же время правительство Индии высказало намерение участвовать в этом проекте. Соглашение о совместной разработке и производству истребителя пятого поколения было подписано 18 октября 2007 г. в Москве в рамках 7-го заседания российско-индийской межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству межправительственного соглашения. Стоимость проекта оценивалась в $10 млрд. При этом расходы планировалось покрывать на паритетных началах. Аналогичное соглашение о совместной разработке истребителя пятого поколения было подписано и с Бразилией.

Главный заказчик ПАК-ФА, главком ВВС России генерал-полковник Александр Зелин, еще в 2008 г. отметил, что "анализ принятых решений и текущего хода разработки позволяют нам быть уверенными в том, что по своим тактико-техническим характеристикам и уровню боевых возможностей наш истребитель не будет уступать лучшим зарубежным аналогам". Он также добавил, что к 12 августа 2009 г. Россия получит летный образец самолета пятого поколения и в этом же году он поднимется в воздух.

Еще в январе 2009 г. вице-премьер Сергей Иванов заявил, что в Комсомольске-на-Амуре уже практически завершено строительство первого экземпляра истребителя пятого поколения. Иванов пообещал, что чуть ли не в июне 2009 г. машина "встанет на крыло". Были определенные надежды увидеть эту машину на МАКС-2009, но они не оправдались.

В самом конце прошлого года президент ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" (ОАК) Алексей Федоров сообщил журналистам, что сейчас идет подготовка к первому полету и ведется наземная отработка систем самолета. Он также подтвердил информацию о начале пробежек "прототипа этого самолета" и сказал, что первый полет "состоится в ближайшее время". При этом он отметил, что комплекс принципиально новый и рассматриваются два варианта этого полета - в Комсомольске-на-Амуре или в Жуковском.

В декабре прошлого года генеральный директор компании "Сухой" Михаил Погосян, сопровождавший министра обороны РФ Анатолия Сердюкова в ходе его визита в КНР, где проходило 13-е заседание российско-китайской смешанной межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству, также сказал, что первый вылет опытного образца самолета Т-50 может состояться уже в 2009 г....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка