О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Долетались

Левитин переиграл Чемезова, а "Аэрофлот" съел "Росавиа"

"Хорошо. Решение принято. Приступайте к работе" - этими словами вчера премьер Владимир Путин поставил точку в проекте по созданию авиакомпании "Росавиа", которую еще год назад преподносили как будущего лидера российской авиации. Слова премьера были адресованы "могильщику" "Росавиа" министру транспорта Игорю Левитину, настоявшему на передаче "Аэрофлоту" активов так и не созданной авиакомпании. В битве за наследство "Росавиа" ему удалось переиграть не кого-нибудь, а главу госкорпорации "Ростехнологии" Сергея Чемезова, давнего приятеля Путина.

Когда в конце лета 2008 года рухнул полугосударственный авиаальянс AiRUnion, а его пассажиры по несколько суток ждали своих рейсов в аэропортах, власти не смогли придумать ничего лучше, как затеять создание государственного авиаперевозчика, позже получившего громкое название "Росавиа". Инициатором выступила госкорпорация "Ростехнологии", ей и поручили растить будущего лидера отрасли. В качестве стартового капитала власти передали госкорпорации несколько авиакомпаний - питерскую ГТК "Россия", "Кавминводыавиа", "Оренбургские авиалинии", "Владивостокавиа", "Саратовские авиалинии" и "Сахалинские авиатрассы".

Помогать "Ростехнологиям" вызвался мэр Москвы Юрий Лужков - он пообещал приютить будущую авиакомпанию в столичном аэропорту Внуково и передать ей ряд активов. Взамен Москве полагалось 49% акций "Рос­авиа". "Создаваемая компания будет большой, и это будет мощный конкурент "Аэрофлота", - заявил Лужков в ноябре 2008 года. Ожидалось, что "Рос­авиа" уже в 2014 году будет перевозить до 20 млн пассажиров.

Но создание нового перевозчика продвигалось со скрипом. Стало ясно, что, объединив несколько проблемных активов, лидера отрасли не вырастишь. Решение организационных вопросов затягивалось, а ожидаемая госпомощь (на реструктуризацию активов) не приходила. Объявленный тендер на закупку 50 новых лайнеров, итоги которого должны были подвести в конце прошлого года, был перенесен.

В результате еще в декабре 2009 года появилась информация, что вскоре "Ростехнологии" лишатся ГТК "Россия", на которую претендовали правительство Санкт-Петербурга и "Аэрофлот". Совет директоров последней возглавляет Игорь Левитин, а его заместитель в министерстве Валерий Окулов 12 лет возглавлял эту авиакомпанию. Параллельно из проекта "Росавиа" вышло московское правительство, забрав перевозчика "Атлант-Союз". "Ростехнологии" попытались спасти свой проект, занявшись поиском нового партнера. В частности, обсуждался вопрос о создании альянса с группой S7 (объединяет авиакомпании "Сибирь" и "Глобус"). Возглавить объединенный бизнес предлагается представителям "Сибири".

Но союз "Аэрофлота" и Игоря Левитина оказался проворнее: компания договорилась с бизнесменом Александром Лебедевым о выкупе у него 25,8% собственных акций почти за 400 млн долл. Часть этих бумаг планировалось потратить на выкуп активов "Росавиа", оставалось только получить одобрение на эту сделку у правительства. В прошлую пятницу первый вице-премьер Игорь Шувалов собрал у себя представителей Минтранса и "Ростехнологий", но вопрос о судьбе "Росавиа" так и не был решен. По словам источников РБК daily, альянс с "Сибирью" не получил поддержку Шувалова из-за эпизода годичной давности. В декабре 2008 года, когда "Сибири" отказали в получении государственных субсидий (в распределении которых участвовал Шувалов), совладелец перевозчика Владислав Филев разослал ряд писем руководству страны, в которых указывал, что "господдержка, изначально нацеленная на стабилизацию рынка, используется как инструмент недобросовестной конкуренции".

Оставалась последняя инстанция - премьер Владимир Путин, который в итоге поддержал Левитина. Министр транспорта пообещал, что принадлежащие "Ростехнологиям" активы - ГТК "Россия", "Кавминводыавиа", "Оренбургские авиалинии" и др. - будут в течение этого года акционированы и объединены, после чего состоится их слияние с "Аэрофлотом".

В "Аэрофлоте" начнут тщательно изучать рыночные позиции и финансовое состояние авиакомпаний, которые планируются к передаче. "По итогам данного исследования будет составлен план вхождения этих активов в консолидированную группу "Аэрофлот", - отметил официальный представитель авиакомпании Олег Михайлов. В компании полагают, что увеличение их доли на рынке до 30-35% не должно восприниматься в качестве угрозы монополизации рынка.

На сегодняшний день капитализация "Аэрофлота" составляет около 2 млрд долл. По данным участников рынка, активы "Росавиа" оцениваются примерно в 200 млн долл., то есть "Ростехнологии" смогут получить около 10% акций "Аэрофлота". ГТК "Россия" войдет в компанию как региональная "дочка", по примеру авиакомпании "Донавиа". По настоянию властей Санкт-Петербурга, 25% плюс одна акция будут принадлежать правительству города. Вчера в администрации Санкт-Петербурга не стали комментировать решение Путина, однако в минувшую субботу губернатор Валентина Матвиенко заявила, что город устраивает решение судьбы ГТК "Россия".

У госкорпорации же осталась возможность начать все с чистого листа. Источник, близкий к "Ростехнологиям", сообщил РБК daily: "Тендер на закупку среднефюзеляжных самолетов, проводимый госкорпорацией, состоится. Ожидается, что его результаты будут объявлены до конца первого квартала. Все достигнутые ранее договоренности на этот счет с российскими и иностранными авиастроительными компаниями сохранили свою актуальность"....
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка