Когда в конце лета 2008 года рухнул полугосударственный авиаальянс AiRUnion, а его пассажиры по несколько суток ждали своих рейсов в аэропортах, власти не смогли придумать ничего лучше, как затеять создание государственного авиаперевозчика, позже получившего громкое название "Росавиа". Инициатором выступила госкорпорация "Ростехнологии", ей и поручили растить будущего лидера отрасли. В качестве стартового капитала власти передали госкорпорации несколько авиакомпаний - питерскую ГТК "Россия", "Кавминводыавиа", "Оренбургские авиалинии", "Владивостокавиа", "Саратовские авиалинии" и "Сахалинские авиатрассы".
Помогать "Ростехнологиям" вызвался мэр Москвы Юрий Лужков - он пообещал приютить будущую авиакомпанию в столичном аэропорту Внуково и передать ей ряд активов. Взамен Москве полагалось 49% акций "Росавиа". "Создаваемая компания будет большой, и это будет мощный конкурент "Аэрофлота", - заявил Лужков в ноябре 2008 года. Ожидалось, что "Росавиа" уже в 2014 году будет перевозить до 20 млн пассажиров.
Но создание нового перевозчика продвигалось со скрипом. Стало ясно, что, объединив несколько проблемных активов, лидера отрасли не вырастишь. Решение организационных вопросов затягивалось, а ожидаемая госпомощь (на реструктуризацию активов) не приходила. Объявленный тендер на закупку 50 новых лайнеров, итоги которого должны были подвести в конце прошлого года, был перенесен.
В результате еще в декабре 2009 года появилась информация, что вскоре "Ростехнологии" лишатся ГТК "Россия", на которую претендовали правительство Санкт-Петербурга и "Аэрофлот". Совет директоров последней возглавляет Игорь Левитин, а его заместитель в министерстве Валерий Окулов 12 лет возглавлял эту авиакомпанию. Параллельно из проекта "Росавиа" вышло московское правительство, забрав перевозчика "Атлант-Союз". "Ростехнологии" попытались спасти свой проект, занявшись поиском нового партнера. В частности, обсуждался вопрос о создании альянса с группой S7 (объединяет авиакомпании "Сибирь" и "Глобус"). Возглавить объединенный бизнес предлагается представителям "Сибири".
Но союз "Аэрофлота" и Игоря Левитина оказался проворнее: компания договорилась с бизнесменом Александром Лебедевым о выкупе у него 25,8% собственных акций почти за 400 млн долл. Часть этих бумаг планировалось потратить на выкуп активов "Росавиа", оставалось только получить одобрение на эту сделку у правительства. В прошлую пятницу первый вице-премьер Игорь Шувалов собрал у себя представителей Минтранса и "Ростехнологий", но вопрос о судьбе "Росавиа" так и не был решен. По словам источников РБК daily, альянс с "Сибирью" не получил поддержку Шувалова из-за эпизода годичной давности. В декабре 2008 года, когда "Сибири" отказали в получении государственных субсидий (в распределении которых участвовал Шувалов), совладелец перевозчика Владислав Филев разослал ряд писем руководству страны, в которых указывал, что "господдержка, изначально нацеленная на стабилизацию рынка, используется как инструмент недобросовестной конкуренции".
Оставалась последняя инстанция - премьер Владимир Путин, который в итоге поддержал Левитина. Министр транспорта пообещал, что принадлежащие "Ростехнологиям" активы - ГТК "Россия", "Кавминводыавиа", "Оренбургские авиалинии" и др. - будут в течение этого года акционированы и объединены, после чего состоится их слияние с "Аэрофлотом".
В "Аэрофлоте" начнут тщательно изучать рыночные позиции и финансовое состояние авиакомпаний, которые планируются к передаче. "По итогам данного исследования будет составлен план вхождения этих активов в консолидированную группу "Аэрофлот", - отметил официальный представитель авиакомпании Олег Михайлов. В компании полагают, что увеличение их доли на рынке до 30-35% не должно восприниматься в качестве угрозы монополизации рынка.
На сегодняшний день капитализация "Аэрофлота" составляет около 2 млрд долл. По данным участников рынка, активы "Росавиа" оцениваются примерно в 200 млн долл., то есть "Ростехнологии" смогут получить около 10% акций "Аэрофлота". ГТК "Россия" войдет в компанию как региональная "дочка", по примеру авиакомпании "Донавиа". По настоянию властей Санкт-Петербурга, 25% плюс одна акция будут принадлежать правительству города. Вчера в администрации Санкт-Петербурга не стали комментировать решение Путина, однако в минувшую субботу губернатор Валентина Матвиенко заявила, что город устраивает решение судьбы ГТК "Россия".
У госкорпорации же осталась возможность начать все с чистого листа. Источник, близкий к "Ростехнологиям", сообщил РБК daily: "Тендер на закупку среднефюзеляжных самолетов, проводимый госкорпорацией, состоится. Ожидается, что его результаты будут объявлены до конца первого квартала. Все достигнутые ранее договоренности на этот счет с российскими и иностранными авиастроительными компаниями сохранили свою актуальность"....
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 16, 2024
СКАН-Интерфакс на XXIII встрече Авиационного пресс-клуба представил рейтинг медиаактивности авиакомпаний и аэропортов
Декабрь 13, 2024
Авиационный, весёлый, находчивый
Декабрь 20, 2024
Эксперты Туту: иностранцы едут отмечать Новый год в Россию
Декабрь 20, 2024
В Архангельской области первый раз состоялись гонки дронов