Газета
12 февраля 2010, 11:14
Истребитель с "человеческим интеллектом"
Российский ВПК создал самолет пятого поколения, который будет стоить дешевле американских аналогов
В воздухе проводилась проверка управляемости истребителя, работы новых двигателей и систем управления ими. Летные испытания самолета проходили на аэродроме Комсомольского-на-Амуре авиационного производственного объединения имени Ю.А. Гагарина.
ОКБ Сухого разрабатывает ПАК ФА с 1990-х годов. Самолет создан с применением технологии "стелс", которая позволит снизить его заметность в оптическом, инфракрасном и радиолокационном диапазонах волн. Т-50 будет способен выполнять боевые задачи в любую погоду и время суток, а также будет отличаться сверхманевренностью. Самолет сможет совершать взлет и посадку на взлетно-посадочных полосах длиной 300-400 м.
Технические данные о перспективном истребителе пока засекречены. Предположительно ПАК ФА сможет развивать скорость до 2,6 тыс. км/ч и совершать перелеты на расстояние до 5,5 тыс. км. Т-50 будет вооружен одной-двумя пушками калибра 30 мм.
На истребителе могут быть установлены 10 точек подвески в закрытых бомбоотсеках и еще два дополнительных внешних пилона.
Макаров также заявил "Газете", что Т-50 будет стоить существенно дешевле американского аналога, хотя о конкретной цене пока говорить преждевременно.
Старт Т-50 вдохновил на реформу ВВС
На этой неделе во Владимире прошло очередное заседание координационного комитета по вопросам противовоздушной обороны при Совете министров обороны СНГ под председательством главнокомандующего Военно-воздушными силами (ВВС) России генерал-полковника Александра Зелина. Одной из главных тем дискуссии и стало создание авиационного комплекса пятого поколения, призванного в том числе решать и задачи противовоздушной обороны.
Зелин после совещания во Владимире сообщил корреспонденту "Газеты" о том, что в ближайшие годы его род войск откажется от привычного названия, а также от прежнего разделения на рода авиации. К этой реформе военных летчиков побудил успешный старт ПАК ФА.
Зелин подтвердил сроки начала поставок в войска самолета пятого поколения - в 2015 году.
"В 2013 году мы получим главный результат по ПАК ФА, в 2015-м начнутся его поставки в войска", - заверил Зелин.
С появлением многофункциональных истребителей, способных уничтожать как наземные, так и воздушные цели, ВВС России откажется от четырех узкоспециализированных родов авиации: бомбардировочной, штурмовой, разведывательной и истребительной авиации противовоздушной обороны.
"По всей видимости, мы отойдем от терминов "истребительная авиация", "фронтовая авиация", а будем, как в дружественных странах, называть авиацию тактической или оперативно-тактической", - заметил Зелин корреспонденту "Газеты".
Напомним, что сейчас ВВС объединяют семь родов авиации, четыре из которых теперь сольются в один.
Главком пояснил, что стратегическая (дальняя) и военно-транспортная авиация как роды ВВС сохранятся. "Дальняя (будем говорить стратегическая), военно-транспортная, тактическая и армейская - вот такая авиация будет в составе ВВС России", - пообещал Зелин.
По словам генерал-полковника, на перемены ВВС во многом сподвиг удачный полет самолета пятого поколения. Причем еще до появления этой машины в войсках, которое ожидается через пять лет, уже сейчас практически все летательные аппараты оперативно-тактического и тактического звена, даже вертолеты, способны поражать воздушные цели и таким образом выполнять задачи ПВО.
Главком ВВС заявил "Газете", что изменение произойдет в течение года.
В погоне за американским Raptor
Появление ПАК ФА позволило экспертам говорить, что у России есть ответ американскому истребителю F-22 Raptor. Работы по созданию истребителя пятого поколения начались в СССР еще в 80-х. Но из-за распада государства об истребителях пятого поколения пришлось на время забыть.
В США первый полет прототипа современного F-22 состоялся еще в 1990 году, а комплектование первой строевой части серийными истребителями F-22 Raptor было завершено в 2006-м.
В России к разработке отечественного авиационного комплекса пятого поколения удалось вернуться только в 2002 году. Тогда по итогам конкурса разработчиком ПАК ФА стало ОКБ "Компания Сухой".
Требования к машинам были высоки: сверхманевренность, способность на длительный сверхзвуковой полет, малозаметность во всех физических полях. Кроме того, самолеты должны быть круглосуточными, всепогодными, пригодными к скрытному применению.
Особые требования предъявлены были и к оборудованию: наличие глубоко интегрированного многофункционального комплекса бортового оборудования новой архитектуры с элементами искусственного интеллекта, а также высокоэффективной автоматизированной системы обороны. Отметим, что американским конструкторам требования по сверхманевренности выполнить не удалось, это попытались скомпенсировать за счет всеракурсного применения вооружения.
"Беркут" не удался
Эксперты утверждают, что о характеристиках и возможностях ПАК ФА говорить пока рано. Для начала необходимо завершить все связанные с программой проекты, в первую очередь по двигателю и системам вооружения.
Кроме того, тактико-технические характеристики самолета должны быть подтверждены на государственных совместных испытаниях. Отметим, что только для того, чтобы определить и подтвердить боевые возможности ПАК ФА, необходимо модернизировать полигон Государственного летно- испытательного центра МО РФ в соответствии с заявленными возможностями авиационного комплекса.
Интересно, что ПАК ФА - не первая громкая премьера ОКБ Сухого со времен развала СССР. 25 сентября 1997 года летчик-испытатель Игорь Вотинцев впервые поднял в воздух самолет С-37-1, также известный под названием "Беркут".
В конструкции этого самолета, выполненного по схеме "интегральный неустойчивый триплан" с высокорасположенным крылом обратной стреловидности, много новаторских решений. Частично они были использованы и при разработке ПАК ФА. Однако уже в начале 2000-х годов эксперты признали "Беркут" проектом, бесперспективным для отечественных ВВС.
Многие специалисты сомневаются, что разработку ПАК ФА удастся завершить к 2015 году. Эксперты также напоминают, что российская авиационная промышленность заметно отстает от американской и к моменту поступления в войска ПАК ФА, скорее всего, успеет морально устареть.
"Пятый" пробовался по частям
Как рассказал "Газете" один из работников корпорации "Сухой", элементы будущей конструкции Т-50 отрабатывались на тех самолетах, которые к тому времени были в наличии, прежде всего на семействе Су-27 и Су-30.
Своего рода летающей лабораторией для Т-50 стал Су-47 "Беркут". На этом самолете, по информации "Газеты", отрабатывались элементы малозаметности, новые композитные материалы - углепластики, которые составляют около 70% всей обшивки самолета, поднятого в небо в январе.
"Эти материалы обладают уникальной прочностью, легкостью и невидимостью для радаров.
Также на "Беркуте" был отработан внутренний отсек для вооружения, в котором спрятаны навесные ракеты, что улучшает аэродинамику самолета. Именно поэтому Су-47 фотографировали так, чтобы не было видно подбрюшье этого самолета с люками", - отметил собеседник.
Новый самолет не в ущерб заказам
На примере других самолетов пробовались другие элементы. Все было организовано таким образом, чтобы в условиях реализации экспортных контрактов, проведения необходимых научно-исследовательских и конструкторских работ элементы будущего самолета финансировались и собирались как мозаичное панно.
Система управления испытывалась на Су-30, а двигатель с управляемым вектором тяги реализовали на базе Су-30 МКИ. Это фактически обеспечивает самолету сверхманевренность.
Плюс конструктивные разработки, связанные с уменьшением отражающей поверхности для повышения малозаметности и с хитроумным каналом отвода горячих газов, которые при выходе из самолета значительно уменьшают температуру, что защищает самолет от ракет с тепловым самонаведением.
Без бумажки - на станок
Т-50 - первый военный самолет, созданный по безбумажной технологии (в гражданской авиации пионером стал Sukhoi SuperJet 100). Чертежей просто нет, есть компьютерные модели. Они в электронном виде передаются на завод и загружаются на станки.
Основные проблемы в создании планера самолета были связаны с созданием элементов (деталей) большой площади. Для этого пришлось изменить технологический процесс (возможно, закупить новые станки) на одном из заводов в Обнинске. Еще в начале десятилетия такой технологии не было.
"Сейчас зарубежных комплектующих на прототипе Т-50 нет, но, судя по тем изменениям в умах руководства Минобороны, которое смотрит в сторону израильских беспилотников и французских вертолетоносцев, вполне могут появиться, если наша промышленность не справится.
На платформу самолета можно смонтировать любое оборудование, все зависит от целей и задач Минобороны", - говорит бывший сотрудник "Сухого". По его словам, не стоит забывать и о том, что Т-50 изначально создавался не только для внутреннего пользования, но и как экспортная машина, а там окончательная компоновка машины будет целиком зависеть от потребностей заказчика.
"Захотят поставить французскую авионику или израильские радары - значит, поставят", - сказал собеседник "Газеты".
Другой эксперт "Газеты", полковник запаса, в 1982-1993 годах штурман стратегической авиации, считает, что даже на фоне зарубежных образцов "двигателестроение у нас достаточно хорошее".
"Уж в чем в чем, а в двигателях мы пока не отстаем от американцев, - сетует бывший штурман. - Единственно, у нас не хватает денег на идеи. Те идеи, которые есть, не могут быть воплощены, потому что не хватает денег. Вот тот же самый турбовентиляторный двигатель позволяет F-35 уже взлетать вертикально.
Мы таких средств сейчас не имеем, чтобы проработать это".
В скором времени, по мнению экспертов "Газеты", начнется этап летных испытаний, в ходе которых будет доводиться буквально все: элементы фюзеляжа, крыльев, оперения, носовая часть, кабина, бортовое оборудование и прочее. Фактически все конструкторские теории, заложенные в самолет, будут отрабатываться на практике. То, что этот самолет взлетел, не означает, что он готов и завтра пойдет в серию, отмечают эксперты. Некоторые даже сравнивают его с макетом. И только когда завершатся все этапы испытаний, в том числе с участием военных, тогда и будет определен окончательный облик самолета, включая его электронную часть и вооружение.
Что движет истребителем
По информации "Газеты" сейчас в Т-50 используется модернизированный вариант двигателя от самолета Су-27. Штатный двигатель пока не выбран. Существуют две конкурентные разработки заводов "Салют" (ФГУП "Московское машиностроительное производственное предприятие "Салют" - "Газета") и "Сатурн" (ОАО "Сатурн", Краснодар - "Газета"). Но эти модели выполнены во многом в произвольном виде, Минобороны до сих пор не объявило тендер на двигатель для Т-50.
Выбор двигателя - вопрос не месяца и не года, это как минимум несколько лет. И при условии непрерывного финансирования. Стоит напомнить о том провале в производстве, что наблюдался несколько лет в России. Именно этим и можно, пожалуй, объяснить то, что первый полет Т-50 был воспринят в целом как достижение.
Об основных проблемах и достижениях, которые воплотил в себе истребитель пятого поколения, "Газете" сегодня рассказывают главнокомандующий ВВС России генерал-полковник Александр Зелин, заслуженный военный летчик РФ, заслуженный летчик-испытатель, Герой России полковник Игорь Маликов, замдиректора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко, генерал-полковник, начальник вооружения ВС РФ в 1994-2001 годах Анатолий Ситнов.
Заслуженный летчик-испытатель, герой России полковник Игорь Маликов: "Не секрет, что военная авиация убыточна"
Самолет, как известно, сложная конструкция. Это навигационные системы, позволяющие переместиться из пункта А в пункт Б, и, безусловно, вооружение. Сейчас оборудование самолетов все быстрее насыщается компьютерами. Например, на Су-27 уже 50 компьютеров стоят, а на самолетах пятого поколения их будет еще больше.
Для обнаружения противника существуют инфракрасные средства обнаружения и радиолокаторы. Из радиолокационных средств самолеты пятого поколения, скорее всего, будут использовать активную фазированную антенную решетку. Естественно, что все это должен освоить тот человек, который работает с самолетом пятого поколения: время атаки достаточно скоротечно, поэтому нужно все это знать, понимать и владеть ситуацией.
Наши инженеры, надо отдать им должное, добились адаптивной системы управления. Самолетами второго, третьего поколений было сложно управлять, поскольку они работали на механике. Сейчас же система управления перешла на электронику.
Причем все настолько адаптивно для человека, что управлять самолетом четвертого, четвертого+ поколений (и, наверное, тем более пятого) уже достаточно комфортно.
Разработчики знают, как сделать так, чтобы самолет выполнял все маневры с минимальными радиусами разворота, потому что эти радиусы разворота позволяют выйти в хвост противнику, прицелиться и, конечно, победить в воздушном бою.
Выстрелил - забыл
Естественно, все современное оружие очень высокоинтеллектуальное. Часть вооружений тоже обладает высоким интеллектом.
Сейчас взято направление на то, чтобы создавать высокоточные боеприпасы, потому что расход высокоточных боеприпасов гораздо меньше, чем обычных.
К примеру, при пуске ракеты "воздух - воздух" все делает электроника. Есть даже такая характеристика - "выстрелил - забыл". Хотя в любом случае решение по применению такого оружия принимает летчик.
Как боевая единица самолет несет колоссальное количество вооружения. Можно даже уничтожить целую страну с помощью одной машины. Большие скорости, большие высоты не позволяют его быстро обнаружить и обезопасить.
Для комфорта не хватает климат-контроля
Но любая машина имеет недостатки. К примеру, когда речь заходит о комфорте нахождения внутри машины. Человеку нужны температура, давление, кислород. Ему нужны питание, туалет. С точки зрения нахождения в кабине наши самолеты Су-27, МиГ-29 не очень удобны: зимой в них холодно, а летом жарко (на земле, когда самолет подруливает к взлетной полосе). У нас в самолетах кондиционер начинает работать только в тот момент, когда самолет взлетает, при повышенных оборотах двигателя. В идеале должен быть климат-контроль.
В военном самолете нельзя сидеть без маски из-за давления. Хотя в современных бомбардировщиках уже делается по-другому: давление в кабине чуть больше - и можно сидеть без маски.
Можно сделать комфортным катапультное кресло - мягким, с подогревом, однако все это отрицательно сказывается на процессе катапультирования. Естественно, наши инженеры над ним работают.
Вектор тяги иногда тяготеет к земле
Сейчас пошли самолеты с двигателем с изменяемым вектором тяги, который обеспечивает великолепную управляемость. Дискомфорта никакого нет. На разных скоростях и разных режимах управляемость, конечно, разная. Например, Су-27 и МиГ-29 не были приспособлены для того, чтобы летать на очень малых скоростях. Это очень удобные машины, но на малой скорости они становятся неуправляемыми и падают. Наверное, в будущем все самолеты будут иметь вектор тяги, который позволит на низких скоростях выполнять все фигуры высшего пилотажа и разворачиваться в сторону противника, чтобы его поразить.
Наши самолеты обладают достаточно хорошим обзором из кабины, однако чем больше стекол на кабине, тем менее прочный самолет. Современные материалы позволяют частично справиться с этой проблемой.
Пятое поколение - удовольствие не из дешевых
Чтобы получить впечатление от полета на Т-50, нужно самому на нем полетать. Впечатление одно: мы сделали эту машину, наконец подняли ее в воздух. Страна не остановилась, она идет вперед. По авиации можно оценивать уровень страны, ведь самолеты строят очень немногие страны. Это огромные затраты. А военная авиация и вовсе является убыточной.
В самолете пятого поколения реализованы идеи, которые были заложены ранее. Основные параметры Т-50 - высокая маневренность, высокая тяговооруженность, он может летать на бесфорсажных (максимальных) режимах двигателя на сверхзвуковых скоростях. У него есть управляемые сопла, двигатель пятого поколения, возможность изменять вектор тяги.
Еще один критерий - заметность. Сейчас все самолеты делают по принципу уменьшения заметности. Это определяется внешним видом самолета, конструкцией фюзеляжа, покрытием.
Еще один серьезный критерий - искусственный интеллект, искусственный пилот, который будет помогать летчику пилотировать самолет. Он будет позволять лететь по маршруту, вести полет безопасно.
Естественно, такой самолет становится очень дорогим. Самолет в боевых условиях живет недолго, поэтому стоимость и эффективность очень важны. Это боевая игрушка, и при потере ее страна многого лишается.
Естественно, первые полеты, которые будут выполняться на Т-50 сейчас, в первую очередь направлены на определение взлет но-посадочных характеристик. Мы уже знаем, что летать он может; теперь предстоит его научить комфортно и безопасно садиться, безопасно взлетать, а дальше уже пойдут другие вещи. Это безопасное выполнение фигур высшего пилотажа, полеты по маршруту. Будут определены летно-технические характеристики, расход топлива, все это занесут в искусственный интеллект.
Главком ВВС России генерал-полковник Александр Зелин: "С появлением самолетов пятого поколения неизбежно и появление новой системы ПВО"
Когда самолет пятого поколения начал создаваться?
В 2002 году тогдашним главкомом ВВС генералом армии Владимиром Михаловым был проведен конкурс проектов. Тогда был выбран именно этот проект, в конкурсе победило конструкторское бюро "Сухого". После этого последовала кропотливая работа. Прошло всего восемь лет, и мы увидели первый полет самолета пятого поколения.
Какие требования предъявлялись к проектам на конкурсе?
Основные характеристики, которые закладывались в эту машину, - это, во-первых, интеллект, который предполагает способность самолета позволить пилоту комплексно решать те задачи, которые перед ним будут ставиться.
Во-вторых, самолет должен обладать сверхманевренностью, малозаметностью, сверхзвуковой крейсерской скоростью и высокой эффективностью применения всего комплекса оружия, которое будет находиться на его борту, кстати, внутри фюзеляжа. Все эти характеристики в данной модели есть.
Изменится ли концепция противовоздушной обороны с появлением самолетов пятого поколения?
Мне довелось уже дважды смотреть на самолет пятого поколения ВВС США - F-22 Раптор на выставках.
Могу сказать, что нам есть с чем сравнивать и к чему стремиться. Вместе со средствами угроз самолета пятого поколения, естественно, развивается система противовоздушной обороны.
Как говорится, на каждое "ядие" есть свое противоядие. Поэтому и система ПВО будет развиваться, чтобы эффективно поражать данные воздушные цели.
Когда новый самолет поступит в войска?
Я, как председатель госкомиссии по созданию данного самолета, непосредственно занимаюсь созданием этого проекта. И у нас строго определены сроки выполнения работ: мы почти вовремя взлетели, я думаю, в скором времени получим заключение по работе всех систем данного самолета во время первого полета.
Я думаю, что в 2013 году мы должны получить эту машину и еще через два года, в 2015 году, начнем эту машину закупать и ставить на вооружение ВВС России.
Начальник вооружения ВС РФ (1994-2001 годы) генерал-полковник Анатолий Ситнов: "Мы доработаем Т-50 быстрее, чем американцы свой F-22"
Чего руководство ВВС ждет от истребителя Т-50?
Ждут не только в ВВС, прежде всего это эпохальное событие для всего государства. Создание истребителя пятого поколения дает всем понять, что Россия была, есть и будет великой авиационной державой. А то, что подняли истребитель пятого поколения, показывает, что у нас есть возможности создавать истребители и пятого поколения, и следующих поколений военно-транспортной и гражданской авиации.
Сколько времени понадобится на доработку самолета, чтобы его действительно с полной уверенностью можно было назвать истребителем пятого поколения?
Если сравнить, как США доводили F-22 25 лет, то я думаю, что на этот истребитель потребуется гораздо меньше времени, поскольку вопросы проработаны достаточно полно - это уже второй вариант истребителя пятого поколения. Первый вариант у нас создан на заводе "МиГ" (ОАО "Российская самолетостроительная корпорация "МиГ". - "Газета"), поэтому какую-то часть работ мы уже прошли. Встанет вопрос о доводке двигателя и разработке информационного обеспечения. А создание двигателя пятого поколения предусматривает создание собственно летательного аппарата (то есть у Т-50 двигатель еще не такого уровня, так что вполне вероятно, что после создания нового двигателя появится более совершенный самолет, нежели Т-50. - "Газета").
Для этого создаются информационная среда, система обеспечения взаимодействия, включая наземный комплекс, воздушный комплекс, космос и так далее. И это уже совершенно другое слово в военной технике. А в дальнейшем пойдут роботизированные комплексы, автоматические системы в полном объеме и так далее.
Когда самолет примут на вооружение?
Когда будет создано достаточно устойчивое производство, которое будет переведено на новые рельсы. Ведь новый истребитель можно сделать на коленке один, а чтобы его поставить в серию, надо очень многое сделать и в области материалов, и в области технологий, в области подготовки кадров и т.д. Но у него уже сделано очень многое - новая оптоэлектроника, новая аэродинамика и все остальное, так что основа у него сделана, надо только развивать и делать.
Константин Макиенко, заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий: "У самолетов пятого поколения единственный недостаток - огромная цена"
Каковы перспективы Т-50 на международном рынке?
После 2020 года на рынке истребительной авиации будут безраздельно доминировать два или три типа: американский F-35, российский Т-50 и, возможно, некий китайский муляж истребителя пятого поколения. Я думаю, у российской машины будут все возможности контролировать до 30% рынка истребителей.
Причем некоторые страны, например Индия, будут формировать свой парк за счет покупки как российских Т-50, так и американских F-35. Российско-индийский самолет сможет преобладать на рынках Юго-Восточной Азии и некоторых государств Ближнего и Среднего Востока и Магриба, которые являются традиционными покупателями советской и российской авиационной техники.
В чем преимущества и недостатки самолетов пятого поколения с точки зрения особенностей конструкции и эксплуатации?
У этих истребителей есть единственный фундаментальный недостаток: огромная цена покупки и высокая цена эксплуатации и подготовки пилотов.
Как, на ваш взгляд, может измениться конечный вариант истребителя по сравнению с его прототипом?
Прогнозировать, насколько конечный облик истребителя будет отличаться от прототипа, сейчас не может никто. В 2012 году предстоит критическая ревизия проекта, в ходе которой он может претерпеть серьезные изменения.
Серийные поставки в оптимистическом варианте начнутся в 2018-2020 годах, достижение начальной боевой готовности - на два-три года позже....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 24, 2024
Моя мечта – собрать полную и достоверную хронику событий в российской авиации
Декабрь 24, 2024
Агентство "АвиаПорт" представляет летопись российской и мировой авиации
Декабрь 24, 2024
Аэрофлот разыграет бесплатные перелеты и скидочные купоны на 18 новогодних рейсах
Декабрь 23, 2024
Что поменяли и что сохранили в аэропорту Вологды. И зачем это сделали