О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Им бы в небо

"Ростехнологии" не смогли запустить "Росавиа", и на смену было предложено сразу несколько новых авиапроектов. Чиновники бредят авиационной маниловщиной, порождая одного за другим големов авиапрома. Вопрос в том, какой из них действительно оживет

Небо притягивает к себе российские власти словно гигантский магнит. Никакие трудности чиновников при этом не пугают. После того, как в январе госкорпорация "Ростехнологии" не смогла запустить проект "Росавиа", на смену было предложено сразу несколько новых авиационных проектов. Чиновники бредят авиационной маниловщиной, порождая одного за другим големов авиапрома. Вопрос в том, какой из них действительно оживет.

Новый крупнейший

Холдинг "Росавиа" чиновники еще на стадии проекта объявили новой надеждой российской авиации. Потенциально крупнейший перевозчик в России с пассажиропотоком в 20 миллионов человек мог стать настоящим конкурентом "Аэрофлота". Не вышло.

"Пузырь", как топ-менеджмент "Аэрофлота" некогда окрестил "Росавиа", лопнул, а его останки пожирает сам "Аэрофлот". В начале февраля премьер-министр России Владимир Путин согласился с предложением министра транспорта Игоря Левитина объединить активы "Ростехнологий" с крупнейшим российским авиаперевозчиком. Менеджеры госкорпорации противились, но Левитин, занимающий пост главы совета директоров "Аэрофлота", убедил премьера одобрить сделку.

Альтернативный вариант развития активов "Ростехнологий" - через слияние с авиакомпанией S7 ("Сибирь"), третьей по объему перевозок в России, - премьер-министр одобрять отказался. Путин счел, что объединение "Сибири" и ГТК Россия, находящихся в плачевном финансовом положении, - не лучшее решение. Сейчас только у ГТК Россия кредиторская задолженность превышает 6 миллиардов рублей.

Теперь власти страны акционируют авиакомпанию ГТК Россия, которая должна была обеспечить 60 процентов выручки "Росавиа", после чего все перевозчики госкорпорации сольются с "Аэрофлотом". Последний расплатится с "Ростехнологиями" собственными акциями, выкупив их у частного акционера Александра Лебедева. После слияния "Ростехнологии" получат до 15 процентов акций в объединенной авиакомпании.

"Аэрофлот" - крупнейший российский авиаперевозчик. Основным акционером является государство (51,17 процента). Компания базируется в московском аэропорту "Шереметьево".

Госкорпорации "Ростехнологии" принадлежат ФГУП "ГТК Россия", ФГУП "Кавминводыавиа" и ФГУП "Оренбургские авиалинии" и акционерные общества "Саратовские авиалинии", "Сахалинские авиатрассы" и "Владивосток авиа".

С учетом авиакомпаний "Росавиа" объем перевозок группы "Аэрофлот" за 11 месяцев 2009 года составил бы более 16 миллионов пассажиров против 4,65 миллиона у ближайшего конкурента - "Трансаэро".

Игорь Левитин полагает, что обновленный "Аэрофлот" займет "примерно 30-35 процентов" внутренних перевозок в России. "Это вписывается в рамки антимонопольного регулирования, и мы можем с антимонопольной службой подумать, как в будущем эти регулятивные меры постоянно контролировать", - докладывал министр Путину.

Руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев пока лишь заявил, что его подчиненные будут заниматься анализом сделки по передаче "Аэрофлоту" авиакомпаний в течение двух месяцев. "Мы всерьез будем рассматривать эту сделку. Владимир Владимирович не случайно ставил вопрос о последствиях для конкуренции", - убеждал он журналистов.

Пока же ФАС не видит большой опасности для рынка внутренних авиаперевозок РФ от этой сделки. Скорее, напротив, - пользу. Решение премьера, по мнению Артемьева, является единственно возможным с точки зрения ситуации в авиационной отрасли. "Активы являются проблемными, и ситуация очень сложная. Это решение принято, чтобы активы не были потеряны, так как "Аэрофлот" - единственная компания, которая может провести санацию этих предприятий", - употребил модное во время кризиса словечко Артемьев.

По оценке ФАС, доля "Аэрофлота" на внутреннем рынке авиаперевозок в случае поглощения всех шести компаний, на базе которых "Ростехнологии" планировали создать "Росавиа", составит около 40 процентов. Это немногим больше цифры, названной Левитиным. Так что скорее всего служба выставит "Аэрофлоту" предписание, в котором обставит сделку специальными условиями.

Неясно лишь, как будет обстоять дело с долгами авиакомпаний, передаваемых "Аэрофлоту". Сам перевозчик, как утверждает его менеджмент, закончил 2009 год с чистой прибылью. Принятие должников "на борт" может существенно ухудшить показатели "Аэрофлота".

Проигравший и новый претендент

"Ростехнологиям", лишившимся "Росавиа", чиновники тоже нашли дело. Минтранс предложил госкорпорации заняться лизингом, то есть приобретать и сдавать самолеты в аренду российским авиакомпаниям. Точнее - все тому же "Аэрофлоту".

Ранее стало известно, что "Ростехнологии" лишь передвинули, но не отменили тендер на закупку 65 самолетов для "Росавиа" на сумму в 2,5 миллиарда долларов. Задержка понадобилась, чтобы условия тендера, как отмечают в госкорпорации, можно было согласовать с "Аэрофлотом".

Министр Левитин позднее пояснил, зачем это необходимо перевозчику. По словам чиновника, бывшие авиакомпании "Ростехнологий" нуждаются в замене парка, а госкорпорация сможет оказать поддержку "Аэрофлоту" в поставке и сервисном обеспечении этих самолетов. Кроме того, сделка будет выгодной для "Аэрофлота", так как "Ростехнологии" являются крупным поставщиком титана для всех трех авиапроизводителей - участников тендера (Boeing, Airbus и ОАК).

Отвечая на вопрос о том, за счет чего "Ростехнологии" будут финансировать покупку самолетов, замгендиректора "Ростехнологий" Игорь Завьялов лишь сказал, что госкорпорация рассматривает различные способы привлечения средств для проведения тендера. "Лишних денег у нас нет, но если сделка нормальная, то средства найдутся", - отметил он.

Руководство "Аэрофлота", в свою очередь, сделало реверанс в сторону госкорпорации. Гендиректор "Аэрофлота" Виталий Савельев утверждает, что перевозчик и сам нуждается в обновлении парка. "Покупать новые машины через "Ростехнологии" мы бы стали даже без Росавиа", - отметил Савельев.

Короче говоря, свой клок шерсти "Ростехнологии" все же получат. А вот правительство Москвы, которое также хотело поучаствовать в создании "Росавиа", не получит даже этого. Зато московские чиновники не отказались от планов по созданию конкурента "Аэрофлоту".

Изначально в проекте "Росавиа", напомним, столица должна была получить в новом холдинге 49 процентов акций, передав "Росавиа" принадлежащую городу авиакомпанию "Атлант-Союз" и денежный взнос. Партнерам, однако, не удалось договориться и теперь Москва готова развивать "Атлант-Союз" самостоятельно.

Авиакомпания правительства Москвы, услугами которой в 2009 году воспользовались 970 тысяч человек, к 2015 году станет вторым по величине перевозчиком в России. При этом газета "РБК daily", которой удалось ознакомиться со стратегией развития "Атлант-Союза", утверждает, что финансировать развитие перевозчика чиновники намерены на средства из бюджета города.

Согласно планам Москвы, маршрутная сеть "Атлант-Союза", которая насчитывает всего 13 пунктов, к 2015 году увеличится до 50. Пассажиропоток "Атлант-Союза", базирующегося во "Внуково", увеличится более чем в восемь раз, а авиапарк будет обновлен и вырастет до 90 лайнеров.

Планы поистине московского масштаба. Как бы с ними теперь взлететь?...
Авторские права на данный материал принадлежат «Lenta.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка