Коммерсантъ
1 марта 2010, 09:53
Malev выполнил обратный рейс
Внешэкономбанк подписал соглашение о передаче Венгрии 95% акций авиакомпании Malev, доставшихся госкорпорации в 2007 г. от совладельца альянса AiRUnion Б.Абрамовича. Это решение ставит точку в попытках российской экспансии на западный авиарынок
Поздно вечером в пятницу министерство финансов Венгрии сообщило, что подписало соглашение с российским Внешэкономбанком (ВЭБ) о передаче в собственность Венгрии 95% акций национальной авиакомпании Malev из 99,95% акций, принадлежавших компании Airbridge zrt. 49,5% акций Airbridge владеет ВЭБ, контролировавший Malev через эту компанию. В рамках соглашения Венгрия выкупит допэмиссию Malev, часть которой будет оплачена деньгами, а часть - списанием задолженности компании перед венгерским бюджетом. Как говорится в сообщении венгерского минфина, на это планируется выделить $126 млн. В сообщении ВЭБа добавляется, что капитал компании будет увеличен на €100 млн. ВЭБ остается крупнейшим кредитором Malev, в свою очередь, предоставит компании новую банковскую гарантию на €32 млн и реструктурирует ранее предоставленные компании кредиты сроком на пять лет.
Malev - венгерский национальный авиаперевозчик, в 2009 году перевез 3,3 млн пассажиров. Выручка компании в 2008 году составила €419,7 млн, долг оценивается в €200 млн. В 2007 году в ходе приватизации Malev 99,5% ее акций купила компания Airbridge zrt, на 49% принадлежавшая гендиректору российской авиакомпании "Красэйр" и создателю альянса AiRUnion Борису Абрамовичу, а на 51% - венгерской предпринимательнице Магдольне Келте, также, по данным участников рынка, представляющей интересы господина Абрамовича. После краха AiRUnion в 2008 году Венгрия попросила Россию найти нового собственника, и в январе 2009 года 49% акций компании перешли к ВЭБу, который в 2007 году финансировал приватизацию компании Борисом Абрамовичем.
ВЭБ начал переговоры о возврате Malev Венгрии сразу же после того, как получил контроль над компанией. Источники в госкорпорации поясняли "Ъ", что убыточная авиакомпания с непонятными перспективами восстановления прибыльности интереса не представляла. Предварительной договоренности о сделке с венгерским правительством ВЭБ достиг еще в ноябре прошлого года, но стороны долго не могли согласовать объем передаваемого пакета, его оценку и условия реструктуризации долга авиакомпании.
Главный редактор "Авиатранспортного обозрения" Алексей Синицкий отмечает, что Malev был крупнейшим из иностранных заказчиков российского самолета Sukhoi Superjet (SSJ). Венгерская авиакомпания на салоне в Ле-Бурже в 2009 году подписала предварительное соглашение о покупке 30 SSJ за $1 млрд. "Новый собственник наверняка будет пересматривать стратегию Malev и его долгосрочные планы, и найдется ли в них место для Superjet - непонятно, только если это не было условием сделки",- отмечает он.
Передача Malev Венгрии окончательно ставит точку в попытках российской экспансии на европейский рынок авиаперевозок, которые начались в 2007 году с участия "Аэрофлота" в конкурсе на покупку 30,1% акций итальянской Alitalia, которые в итоге достались Air France-KLM. После этого в 2008 году "Аэрофлот" боролся за сербскую JAT и чешскую CSA, но в первом случае отказался от участия в конкурсе, а во втором - не был до него допущен. В том же году авиакомпания "Сибирь" (торговая марка S7) участвовала в конкурсе по приватизации австрийской Austrian Airlines, но ее заявка была отклонена. Авиакомпания Malev оставалась единственной успешной российской инвестицией на европейском рынке наряду с немецкой Blue Wings, подконтрольной Александру Лебедеву. Но и она неделю назад подала заявление о банкротстве. Глава аналитической службы агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев считает, что в ближайшие годы новых попыток выйти на западный рынок российские игроки предпринимать не будут. "Сейчас в России у рынка большие перспективы восстановления, чем в Европе. Кроме того, после кризиса российским перевозчикам имеет смысл не расширяться, а восстанавливать собственную платежеспособность и чистить балансы",- говорит эксперт....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 26, 2024
Генеральным директором провайдера "Аэрофлот Техникс" станет Марат Терещенко
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 26, 2024
Пассажирам Nordwind теперь доступны Отели Островка
Ноябрь 26, 2024
В аэропорту Домодедово открылся сервис по ремонту мобильных устройств