Коммерсантъ
1 марта 2010, 09:53
Malev выполнил обратный рейс
Внешэкономбанк подписал соглашение о передаче Венгрии 95% акций авиакомпании Malev, доставшихся госкорпорации в 2007 г. от совладельца альянса AiRUnion Б.Абрамовича. Это решение ставит точку в попытках российской экспансии на западный авиарынок
Поздно вечером в пятницу министерство финансов Венгрии сообщило, что подписало соглашение с российским Внешэкономбанком (ВЭБ) о передаче в собственность Венгрии 95% акций национальной авиакомпании Malev из 99,95% акций, принадлежавших компании Airbridge zrt. 49,5% акций Airbridge владеет ВЭБ, контролировавший Malev через эту компанию. В рамках соглашения Венгрия выкупит допэмиссию Malev, часть которой будет оплачена деньгами, а часть - списанием задолженности компании перед венгерским бюджетом. Как говорится в сообщении венгерского минфина, на это планируется выделить $126 млн. В сообщении ВЭБа добавляется, что капитал компании будет увеличен на €100 млн. ВЭБ остается крупнейшим кредитором Malev, в свою очередь, предоставит компании новую банковскую гарантию на €32 млн и реструктурирует ранее предоставленные компании кредиты сроком на пять лет.
Malev - венгерский национальный авиаперевозчик, в 2009 году перевез 3,3 млн пассажиров. Выручка компании в 2008 году составила €419,7 млн, долг оценивается в €200 млн. В 2007 году в ходе приватизации Malev 99,5% ее акций купила компания Airbridge zrt, на 49% принадлежавшая гендиректору российской авиакомпании "Красэйр" и создателю альянса AiRUnion Борису Абрамовичу, а на 51% - венгерской предпринимательнице Магдольне Келте, также, по данным участников рынка, представляющей интересы господина Абрамовича. После краха AiRUnion в 2008 году Венгрия попросила Россию найти нового собственника, и в январе 2009 года 49% акций компании перешли к ВЭБу, который в 2007 году финансировал приватизацию компании Борисом Абрамовичем.
ВЭБ начал переговоры о возврате Malev Венгрии сразу же после того, как получил контроль над компанией. Источники в госкорпорации поясняли "Ъ", что убыточная авиакомпания с непонятными перспективами восстановления прибыльности интереса не представляла. Предварительной договоренности о сделке с венгерским правительством ВЭБ достиг еще в ноябре прошлого года, но стороны долго не могли согласовать объем передаваемого пакета, его оценку и условия реструктуризации долга авиакомпании.
Главный редактор "Авиатранспортного обозрения" Алексей Синицкий отмечает, что Malev был крупнейшим из иностранных заказчиков российского самолета Sukhoi Superjet (SSJ). Венгерская авиакомпания на салоне в Ле-Бурже в 2009 году подписала предварительное соглашение о покупке 30 SSJ за $1 млрд. "Новый собственник наверняка будет пересматривать стратегию Malev и его долгосрочные планы, и найдется ли в них место для Superjet - непонятно, только если это не было условием сделки",- отмечает он.
Передача Malev Венгрии окончательно ставит точку в попытках российской экспансии на европейский рынок авиаперевозок, которые начались в 2007 году с участия "Аэрофлота" в конкурсе на покупку 30,1% акций итальянской Alitalia, которые в итоге достались Air France-KLM. После этого в 2008 году "Аэрофлот" боролся за сербскую JAT и чешскую CSA, но в первом случае отказался от участия в конкурсе, а во втором - не был до него допущен. В том же году авиакомпания "Сибирь" (торговая марка S7) участвовала в конкурсе по приватизации австрийской Austrian Airlines, но ее заявка была отклонена. Авиакомпания Malev оставалась единственной успешной российской инвестицией на европейском рынке наряду с немецкой Blue Wings, подконтрольной Александру Лебедеву. Но и она неделю назад подала заявление о банкротстве. Глава аналитической службы агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев считает, что в ближайшие годы новых попыток выйти на западный рынок российские игроки предпринимать не будут. "Сейчас в России у рынка большие перспективы восстановления, чем в Европе. Кроме того, после кризиса российским перевозчикам имеет смысл не расширяться, а восстанавливать собственную платежеспособность и чистить балансы",- говорит эксперт....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Октябрь 30, 2024
Международный форум двигателестроения обозначил новые цели ОДК
Ноябрь 2, 2024
Сильный малый: в России создали учебно-боевой мини-дрон
Ноябрь 2, 2024
Евгений Дудоров: Дроны из РФ обойдутся в 5-8 раз дороже китайских
Ноябрь 2, 2024
Снегопад не повлиял на работу аэропорта "Большое Савино"