Время новостей
2 марта 2010, 11:02
Условное крушение
Вынесен приговор пилотам Ту-134, разбившегося в самарском аэропорту
Катастрофа Ту-134 авиакомпании UTAir, выполнявшего рейс по маршруту Сургут-Самара-Белгород, произошла утром 17 марта 2007 в самарском аэропорту "Курумоч", где лайнер должен был совершить промежуточную посадку. Как утверждали в авиакомпании, из-за резко ухудшившейся погоды борт просто промахнулся мимо взлетно-посадочной полосы (ВПП), приняв за нее рулежную дорожку, поэтому соприкосновение с землей произошло за 400 м до ВПП и в 150 м правее. Ударившись о землю, самолет завалился на правое крыло, после чего, перевернувшись, развалился на части. На борту Ту-134 находилось 50 пассажиров и семь членов экипажа. Подоспевшие пожарные и спасатели быстро смогли сбить пламя и эвакуировать всех людей, находившихся в самолете. В результате крушения шесть пассажиров погибли, еще 32 человека, в том числе и члены экипажа, получили травмы.
Специалисты Межгосударственного авиационного комитета (МАК), участвовавшие в расследовании аварии, практически сразу пришли к выводу, что в крушении лайнера виноваты пилоты. В частности, комиссия МАК установила, что "в условиях отсутствия надежного визуального контакта с огнями приближения и наземными ориентирами командир воздушного судна не принял своевременного решения об уходе на второй круг". Впрочем, человеческий фактор стал не единственной причиной катастрофы.
В результате расследования был выявлен целый комплекс нарушений и недочетов в работе наземных служб аэропорта, который, однако, не был назван главным фактором. Речь шла о несвоевременном информировании экипажа об ухудшении погоды и о действиях диспетчера, который, используя посадочный локатор, мог предупредить экипаж об опасном сближении с землей и неправильном заходе на посадку. Кроме того, как полагали специалисты, мог он и рекомендовать экипажу в плохих метеоусловиях уйти на второй круг. Однако решающим фактором в развитии трагических событий, согласно заключению экспертов, все же была признана ошибка экипажа: решение об уходе на второй круг по всем правилам принимает именно командир воздушного судна, а в условиях плохой видимости он просто обязан был сделать это по инструкции. Однако такое решение он принял слишком поздно.
Кроме того, расследование показало, что в условиях сильного тумана лайнером управлял второй пилот, хотя обычно в сложных условиях управление берет на себя командир воздушного судна. Как установили эксперты, несогласованные действия экипажа и привели к катастрофе. Когда же решение уходить на второй круг было принято, командир и второй пилот не разобрались, кто будет осуществлять управление самолетом. В итоге командир так и не принял управления на себя, хотя второй пилот полагал, что командир воздушного судна потупит именно так. В результате этой секундной заминки машина продолжила снижение и ударилась о землю.
Осенью 2008 года командиру экипажа Олегу Зубкову и второму пилоту Андрею Лапанову было предъявлено обвинение по ст. 263-3 УК России (нарушение правил безопасности при эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц), и вскоре их дело дошло до суда. Оба пилота были признаны виновными, и вчера суд вынес им приговор. Олег Зубков был приговорен к шести годам условно с испытательным сроком в четыре года, а Лапанов - к двум годам условно с испытательным сроком в два года. Ранее прокурор просил суд назначить подсудимым реальные сроки наказания - для командира экипажа пять лет колонии, а для второго пилота - три года в колонии-поселении.
В последнем слове оба подсудимых свою вину не признали. По словам Олега Зубкова, катастрофа произошла из-за совокупности ряда обстоятельств, в том числе из-за ошибки работников метеослужб и диспетчера. Андрей Лапанов в свою очередь отметил, что глубоко сожалеет о том, что произошло, но свою вину не признает. "Те условия, в которые мы попали, - сильно сомневаюсь, чтобы кто-то мог выйти с минимальными потерями", - сказал он.
Наказывать некого
Вчера же, как сообщило агентство РИА Новости, Восточно-Сибирское управление на транспорте СКП прекратило уголовное дело по факту другой крупной авиакатастрофы - крушения в 2006 году в иркутском аэропорту аэробуса А310 авиакомпании S7, в результате которого погибли 203 человека. 9 июля 2006 года он, совершив посадку в иркутском аэропорту, не смог остановиться на взлетно-посадочной полосе и, съехав с нее, пробил ограждение летного поля, врезался в гаражи и взорвался. Из 203 человек, находившихся на борту, выжили 79. Среди 125 погибших были и два пилота аэробуса. По заключению МАК, причиной катастрофы А310 стали ошибочные действия экипажа. По факту ЧП было возбуждено уголовное дело по ст. 263-3 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта). "Следственным управлением уголовное дело прекращено по основанию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 24 УПК РФ - в связи со смертью обвиняемого или подозреваемого (пилотов), - сообщили в СКП. - В соответствии с заключением повторной комплексной летно-технической судебной экспертизы установлено, что непосредственной причиной авиационной катастрофы, произошедшей с самолетом, явилось столкновение воздушного судна с наземным препятствием вследствие увеличения режима прямой тяги левого двигателя, произошедшего в результате непроизвольных ошибочных действий экипажа воздушного судна". Ранее сообщалось, что, по заключению экспертов, кто-то из пилотов после приземления случайно передвинул на почти "полный газ" ручку управления одним из двух двигателей лайнера....
Авторские права на данный материал принадлежат «Время новостей». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 26, 2024
Специалисты ГосНИИАС приняли участие в конференции "Созвездие САПР"
Ноябрь 26, 2024
На ПК "Салют" студенты "Крыльев Ростеха" изучили жизненный цикл деталей авиадвигателя
Ноябрь 26, 2024
Ведущие эксперты Минтранса России, Росавиации, крупнейшие финансовые институты, инвестиционные группы и операторы аэропортов примут участие в Международном форуме "Развитие аэропортов - 2024"