Военно-промышленный курьер
2 марта 2010, 12:25
В погоне за большим пирогом
Индийский рынок оружия стал ареной для самой жесткой конкурентной борьбы
Во время проведения Defexpo 2010 на севере страны, в горах проходили сравнительные высотно-климатические испытания винтокрылых машин, представленных на тендер минобороны Индии, предполагающий закупку 197 легких вертолетов. В ходе испытаний отрабатывались запуск и взлет с горной площадки на высоте 5 км над уровнем моря после ночного "стояния". В этом тендере российский Ка-226 соперничает с лучшей европейской продукцией от AgustaWestland и Eurocopter.
Сразу после закрытия выставки, 19 февраля на базе ВМС Индии "Ханса" в штате Гоа состоялась торжественная церемония постановки на вооружение первых четырех палубных истребителей МиГ-29К/КУБ, которые получила эскадрилья "Черные пантеры".
Скромнее, безо всякой помпы прошло не менее важное мероприятие - передача ВМС Индии последнего, пятого морского патрульного самолета Ил-38SD после восстановительного ремонта и модернизации путем установки новейшего комплекса "Морской змей".
Пожалуй, в феврале ни одна другая страна не могла похвастаться событиями в военной области, сравнимыми по значимости с индийскими. То ли еще будет! Ожидается, что до 2022 года Индия закупит вооружения и военной техники (ВВТ) на общую сумму 100 миллиардов долларов США. В отличие от семидесятых-восьмидесятых годов прошлого века, когда Советский Союз получал практически все крупные индийские заказы на ВВТ, сегодня покупатель намеренно поддерживает высокий градус борьбы между крупнейшими производителями мира. Руководствуясь принципиальным решением по всемерному расширению собственного оборонного производства, Индия настойчиво ищет таких глобальных производителей, которые с уважением относятся к контрактным обязательствам, послепродажной поддержке, понимают значение стоимости жизненного цикла, имеют опыт офсетных программ, обладают прорывными критическими технологиями и главное - готовы ими делиться.
Далеко не всегда (но пока что довольно часто) российские предложения получают высокую оценку покупателя. Именно это подвигло правительство Индии продлить кооперационное соглашение с Россией в области ВТС еще на десятилетие - до 2022 года. Однако все виды вооруженных сил Индии желают расширить базу поставщиков и склонны к диверсификации при заключении новых контрактов. Это обстоятельство играет важную роль в выборе поставщика 126 истребителей, определить которого призван тендер MMRCA. С учетом возможного опциона, который увеличит размер поставки еще на половину, общая стоимость сделки может превысить 10 миллиардов долларов. Эта очень большая сумма даже для Индии с ее масштабными закупками последних лет. Столь серьезные траты грозят повышенными политическими рисками, что подвигло министерство обороны недавно поинтересоваться мнением военнослужащих Главного штаба ВВС Индии: а стоит ли выбирать одного победителя тендера по программе MMRCA, может быть, распределить заказ между двумя участниками - Россией и США, подавшими лучшие предложения в виде МиГ-35 и F-16IN? В идеале сделка должна быть заключена в 2010 году и полностью оформлена в 2011-м. Приобретаемые самолеты составят основу фронтовой авиации ВВС Индии и будут служить в ее составе на протяжении трех с половиной десятилетий.
Не менее значим и конкурс на неатомные подводные лодки следующего поколения, фаворитом которого считается Россия с проектом "Амур". Как стало известно в ходе Defexpo 2010, Совет по закупкам имущества закончил работу над "Принципами приобретения" несколько месяцев назад и вскоре претендентам будет выдан "Запрос на предложение" (RFP).
Вообще ежегодно в Индии проводятся сотни различных тендеров на поставку имущества, запасных частей, модернизацию и другие виды работ. И как сказал журналистам заместитель генерального директора ФГУП "Рособоронэкспорт" Виктор Комардин, российские предложения побеждают в большинстве случаев. Но американские, европейские и израильские конкуренты полны решимости изменить ситуацию и, надо признать, в последнее время им это удается все чаще.
Не последнюю роль здесь играют мощные рекламные кампании, которые наши соперники практически ни на день не прекращают. Особенно масштабно они выступают в ходе подготовки и проведения крупных выставок на индийской территории: совокупные рекламные бюджеты отдельных фирм под конкретную выставку порой составляют не десятки и сотни тысяч, а миллионы долларов США. Как говорится, реклама - двигатель торговли. И наш двигатель здесь явно барахлит, по мощности и главное - выхлопу, его работа практически незаметна на фоне "заряженных" западных турбин. Финансовое обеспечение рекламной деятельности российских компаний-поставщиков в Индии в десятки, если не в сотни раз меньше, чем западных фирм. В результате тон публикаций в индийской прессе становится все более "прозападным", а в ряде случаев - откровенно антироссийским.
Ряд индийских издателей, которые еще год-два назад активно поддерживали российский ОПК, сегодня не скрывают своего резко отрицательного отношения к России, построению и функционированию ее системы военно-технического сотрудничества, а также работе отдельных рекламных агентств. Defexpo 2010 - отличный пример. В ходе выставки три крупные местные издательские группы (выпускают журналы Force, Vayu и International Aerospace соответственно) большим тиражом публиковали и бесплатно распространяли ежедневные иллюстрированные журналы. Основными рекламодателями, скупившими более двух третей общей площади этих трех изданий, стали крупнейшие оборонные концерны США и Западной Европы. Всего их порядка тридцати. А список российских рек- ламодателей трех выставочных изданий ограничился двумя пунктами. Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) и входящая в нее РСК "МиГ", которые, кстати, в выставке со своими стендами не участвовали (с материалами по их продукции можно было ознакомиться на стенде ФГУП "Рособоронэкспорт"), разместили свои модули и заметки на страницах выставочных номеров Vayu. А что же Рособорон-экспорт и другие наши участники? А они то ли не смогли, то ли не захотели потратиться на популярные индийские СМИ.
Нашим "оборонщикам" на Defexpo 2010 помог Сергей Собянин, заместитель председателя правительства России - руководитель аппарата правительства. Он посетил выставку в день открытия и своим присутствием привлек внимание прессы. А на второй день настал черед министра промышленности и торговли РФ Виктора Христенко: он потратил на знакомство с экспозицией не менее полутора часов, обойдя все российские стенды и посетив несколько иностранных. Интересно заметить, что уровень VIP-посетителей Defexpo 2010 с российской стороны оказался даже выше, чем с индийской: хозяев здесь представляли Араккапарамбил Куриан Энтони - министр обороны Индии, Радж Кумар Сингх - секретарь по вопросам оборонной промышленности, Паллам Раджу - государственный министр по обороне и Радип Кумар - секретарь по вопросам обороны.
По некоторым проектам в области ВТС с Индией наше лидерство бесспорно. После подписания соответствующего межправительственного соглашения и передачи России технических требований к истребителю пятого поколения в сентябре 2009 года равнодолевое участие промышленности двух стран в программе Fifth-Generation Fighter Aircraft (FGFA) - дело решенное. В настоящее время завершается подготовка основного контракта по FGFA. Возможно, его подпишут во время предстоящего визита в Индию председателя правительства РФ Владимира Путина.
Практически как о состоявшемся факте на выставке Defexpo 2010 говорили и о создании совместного российско-индийс-кого предприятия по многоцелевому военно-транспортному самолету Multirole Transport Aircraft (MTA). Хорошие перспективы имеют отечественные вертолеты и не только выше- упомянутый Ка-226. Об этом свидетельствует... демонстрация модели специальной версии вертолета Ka-52 на стенде европейской "ракетной" фирмы MBDA. От основного варианта "Аллигатора" он отличается национальными эмблемами ВВС Индии и переделанными пилонами, предназначенными для навески ракет класса "воздух-воздух" ATAM (совместная разработка MBDA и его индийских партнеров), модернизированного варианта противотанковой ракеты Milan - Milan 2T и новейшей многоцелевой PARS 3 LR. Первое огневое испытание ATAM с вооруженной версии вертолета AHL Dhruv (WSI) компании HAL прошло в декабре 2009 года - считайте, накануне Defexpo 2010. Ракета Milan 2T сейчас серийно производится на заводах индийской группы Bharat по лицензии как развитие проекта "Милан" (ракеты этой серии начали выпускаться в Индии в 1985 году). Новый вариант отличается наличием тандемной головной части, позволяющей поражать танки с навесными панелями "активной брони". А новинка - PARS 3 LR вызвала повышенный интерес посетителей Defexpo 2010 главным образом потому, что ее широко распиарили во всех бесплатных выставочных журналах. Спасибо европейским ракетчикам: повесив свою распиаренную ракету под Ка-52, они помогли и продвижению нашей техники на местный рынок.
И все же, несмотря на многочисленные новинки, демонстрировавшиеся на иностранных стендах, самые интригующие экспонаты представили сами хозяева. Впервые на Defexpo 2010 выставлялась оперативно-тактическая ракета Shaurya - новейшая разработка Defence Research and Development Organization (DRDO). Это специальное подразделение министерства обороны, занимающееся поисковыми исследованиями и проектированием прорывных образцов военной техники. Опытные экземпляры ракеты успешно начали огневые испытания в ноябре 2008 года. Пусковую установку с боевой ракетой показали на параде в День Республики 16 января, а Defexpo 2010 стала первой выставкой, где открыто демонстрировалась новая система. Максимальная дальность полета Shaurya - порядка 600 км. Она создается в противовес новым китайским системам DF-11В и DF-15А как мощное средство сдерживания.
Не менее интересная новинка - PAD Exo Atmospheric Interceptor. Это противоракета, созданная на базе тактической баллистической ракеты Prithvi. DRDO уже накопила приличный опыт перехвата, а PAD - одна из нескольких разработок противоракет, которые ведутся в Индии. Первый успешный перехват в атмосфере (высота 15 км) состоялся в декабре 2007 года, когда ракета AAD (Advanced Air Defence), запущенная с острова в Бенгальском заливе, прервала управляемый полет цели, роль которой играла Prithvi. Однако есть информация, что Индия провела первый ракетный перехват еще раньше - в 2006-м противоракета уничтожила цель в стратосфере на высоте 60 км (тип противоракеты и цели точно неизвестны).
Множество новых разработок представило отделение DRDO, занимающееся роботами и дистанционно управляемыми аппаратами. На выставке демонстрировалось с десяток натурных экспонатов такого рода. Среди вооруженных пулеметами и специальными средствами поражения "колесных" роботов "затерялся" совершенно изумительный аппарат - миниатюрный вертолет Netra с четырьмя воздушными винтами. Это полностью автономный летательный аппарат, созданный для борьбы с террористами и повстанцами. Сам БЛА Netra, корпус которого сделан из композиционных материалов, и аппаратура управления переносятся двумя бойцами. Продолжительность полета ограничивается тридцатью минутами и определяется емкостью аккумулятора. Когда заряд снижается до критического уровня или прерывается радиосвязь с базой, аппарат возвращается "домой" в автоматическом режиме. Состав оборудования включает GPS-приемник, гироскоп, акселерометр и радиовысотомер. Система стабилизации справляется и с ветром, и с прочими воздействиями внешних факторов. Траектория полета определяется заложенными в компьютерную память аппарата данными, которые отрабатывает автопилот. Целевая нагрузка БЛА Netra - стабилизированная видеокамера, которая передает на базу видеоизображение в режиме реального времени по защищенному каналу радиосвязи.
Netra вызвала повышенный интерес в связи с последними террористическими актами, унесшими жизни нескольких граждан Республики Индия. Посетившие выставку высокие правительственные деятели в очередной раз обещали журналистам, что предпримут все меры для укрепления технической оснащенности полиции и сил спецназначения, включая выделение дополнительных средств на закупку новейшего вооружения и оборудования, в том числе и некоторых образцов, представленных на Defexpo 2010. В этой связи российские компании рассчитывают выиграть один из тендеров, как раз предполагающих поставку автоматов для сил специального назначения....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 26, 2024
Специалисты ГосНИИАС приняли участие в конференции "Созвездие САПР"
Ноябрь 26, 2024
На ПК "Салют" студенты "Крыльев Ростеха" изучили жизненный цикл деталей авиадвигателя
Ноябрь 26, 2024
Ведущие эксперты Минтранса России, Росавиации, крупнейшие финансовые институты, инвестиционные группы и операторы аэропортов примут участие в Международном форуме "Развитие аэропортов - 2024"