О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Boeing поделится опытом управления ресурсами экипажа

Центр подготовки и обеспечения полетов компании Boeing совместно с МАК, FAA и ИКАО проводит в Москве семинар по введению в программу управления ресурсами экипажа

Москва. 2 марта. АвиаПорт - Центр подготовки и обеспечения полетов компании Boeing проводит в Москве семинар по введению в программу управления ресурсами экипажа, сообщает корреспондент "АвиаПорта" с места событий.

Семинар, который проводится со 2 по 4 марта, организован Международным авиационным комитетом (МАК) совместно с Федеральным Авиационным Управлением США (FAA), Центром подготовки и обеспечения полетов компании Boeing (Boeing Training and Flight Services) и ИКАО.

Первый день семинара посвящен обзору системы надзора в области одобрения и проверки программ обучения в авиакомпаниях США и совместной работе с авиакомпаниями по этому направлению. Затем в течение двух дней специалисты Boeing дадут представление о программе управления ресурсами экипажа (CRM, Crew Resource Management) и расскажут, как наилучшим образом выходить из стрессовых ситуаций путем приобретения навыков межличностных коммуникаций, лидерства и принятия решений. Кроме того, планируется провести курс для командиров воздушных судов и проанализировать целый ряд авиационных происшествий. На семинаре экипажи должны получить навыки распознавания и управления угрозами и ошибками по мере их возникновения.

Открывая семинар, координатор Регионального проекта ИКАО Виктор Рухлиский сказал, что вопреки ожиданиям, семинар вызвал повышенный интерес. "Первоначально планировалось, что в семинаре примут участие не более 40 специалистов, но потом мы решили не ограничивать число участников, и сегодня на семинар записалось около 130 человек", - сказал он.

В зале конференций МАК собрались представители десяти государств (Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина), причем от шести государств присутствовали представители авиационных властей. В семинаре также приняли участие представители 28 авиакомпаний и трех ВУЗов (Минский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный университет и Московский государственный университет гражданской авиации).

Зарубежные партнеры в свою очередь отметили, что не ожидали, что семинар вызовет столь большой интерес. Все выступающие буквально в один голос заявляли, что количество участников превзошло все ожидания, что очень приятно.

С азами CRM участников семинара познакомил капитан Джон Штайнес. До своего прихода в Центр подготовки и обеспечения полетов компании Boeing он 18 лет отлетал в гражданской авиации на самолетах Boeing 727 и Boeing 737, а до этого 22 года был летчиком ВВС США, летая на военно-транспортных самолетах C-130 и самолетах и Boeing 707. Его общий налет составляет около 15 тыс. часов, в том числе несколько тысяч часов в качестве инструктора.

Он подчеркнул, что тот курс, который Boeing привез в Москву, разработан "специально для тех, кто только получает базовые навыки, для тех, кто находится на начальном этапе подготовки". CRM позволяет сформировать профессиональные навыки и привычки, стиль поведения в кабине экипажа, и использовать все имеющиеся ресурсы, внешние и внутренние для нормальной работы экипажа. Девять основных принципов программы были известны задолго до ее появления и на первый взгляд кажутся столь тривиальными, что для их соблюдения нет необходимости в специальной подготовке.

Катализатором создания системы CRM стали несколько катастроф, произошедших в США в 1970-х годах. Первым "звонком" стала в 1972 г. катастрофа самолета L-1011 (FL401) во Флориде. На посадке не сработала одна из ламп сигнализации о выпуске шасси. Экипаж самолета дружно бросился на поиск неисправности, и забыл о самолете. "Каждый думал, что самолетом управляет кто-то другой", - констатировал Д.Штайнес. В 1973 г. на самолете DC-8 авиакомпании United Airliners в Орегоне возникла похожая ситуация: решая проблему с выпуском шасси в зоне ожидания, экипаж не заметил, что самолет полностью выработал топливо.

В результате NASA получила задание более глубоко исследовать причины этих катастроф. Выяснилось, что пилотов просто не учили быть командиром воздушного судна, не учили управлять экипажем. Отсутствовал эффективный обмен информацией в экипаже, недостаточно использовались лидерские качества командира.

Первую программу обучения этим качествам разработала авиакомпания United Airliners. Ее примеру последовали и другие перевозчики. Затем появилась обобщенная программа CRM, которая на первом этапе носила исключительно добровольный характер. Однако когда практика показала, что с введением CRM в программу обучения количество катастроф по вине экипажа снизилось, она стала обязательной и была включена в требования FAA к подготовке экипажей. Сегодня CRM также вошла в ряд руководящих документов ICAO....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка