Северный край
5 марта 2010, 12:44
Илья Федоров: "Работы у нас впереди очень много"
О том, как НПО "Сатурн" завершило минувший год и о ближайших планах рассказал заместитель генерального директора ООО УК "Объединенная двигателестроительная корпорация" - управляющий директор ОАО "НПО "Сатурн" И.Федоров
- Илья Николаевич, нашу беседу хотелось бы начать с вопроса, который не касается напрямую работы НПО "Сатурн". Наверное, вы, как и вся Россия, следили за ходом Олимпиады в Ванкувере? НПО "Сатурн" имеет особое отношение к команде наших лыжников, поскольку совместно с "Лукойлом" принимало участие в финансировании подготовки наших спортсменов. Как бы Вы оценили итоги Олимпиады? Удовлетворяет ли Вас выступление нашей лыжной команды?
- Действительно, после моего назначения управляющим директором НПО "Сатурн" мы перечислили 13 миллионов на подготовку наших лыжников к Олимпиаде. Это достаточно серьезная сумма. Поэтому Федерация лыжного спорта имела все возможности для того, чтобы качественно готовиться к Олимпийским играм. Далее. Мы проанализировали ситуацию и решили, что в дальнейшем будем в первую очередь поддерживать детскую лыжную школу, которая работает в Рыбинске. В ближайшее время я намерен лично съездить в школу, встречусь с ее директором, посмотрю, в каких условиях она работает, чтобы окончательно определиться, в каких объемах мы будем оказывать такую помощь. Эта школа будет представлять на соревнованиях не только Рыбинск, но и "Сатурн". Что касается выступления сборной на Олимпиаде, то мне, как и всем неравнодушным людям, за нее стыдно. Во-первых, за нашей командой продолжает тянуться шлейф недавних допинговых скандалов, когда целый ряд ведущих спортсменов с известными фамилиями были вынуждены оставить спорт. Это большой минус и для лыжной федерации, и для России. Ну и, во-вторых, выступление наших лыжников, за исключением спринтеров, носило ужасающий характер. Я не помню такого, чтобы у женщин лучшие места были 19-е и ниже. Нас опережают не только традиционно сильные скандинавы, но даже такие экзотические для лыж страны, как Япония и другие. Ощущение такое, что наши лыжники к Олимпиаде просто не готовились, и никто меня в этом не переубедит. Мы в "Оборонпроме" - это наш основной акционер - обговаривали наши планы, и "Сатурн" готов помогать нашим лыжникам и дальше. Программа помощи у нас очень солидная - около сорока миллионов рублей, но если на форме лыжников есть логотип "Сатурна", то нам за них стыдно быть не должно.
- На фоне выступления нашей команды на Олимпиаде, хотя это вещи и несравнимые, радуют успехи НПО "Сатурн", достигнутые в прошлом году. Объем реализации товарной продукции по сравнению с предыдущим годом вырос на 20 процентов, прибыль от реализации продукции по итогам 2009 года составила более 1,3 млрд рублей, что на 56 процентов превышает показатель 2008 года. За счет чего удалось добиться таких результатов?
- Самое главное: в прошлом году "Сатурном" через "Оборонпром" серьезно занялось государство. Люди, которым премьер-министр Владимир Владимирович Путин поручил заниматься "Сатурном" - а это генеральный директор госкорпорации "Ростехнологии" Сергей Викторович Чемезов, генеральный директор госкорпорации "Оборонпром" Андрей Георгиевич Реус, мне это также поручено - много сделали для сокращения долга "Сатурна". Нам были предоставлены серьезные средства для увеличения уставного фонда и даны серьезные госгарантии. Готовится постановление правительства по уменьшению процентов по кредитам - мы серьезно надеемся на это. Во-вторых, появился продукт для серийного производства - авиадвигатели SaM146 для пассажирского самолета "Сухой СуперДжет-100" и газотурбинные установки для энергетиков и "Газпрома". Увеличение объемов по этим направлениям и сказались на результатах прошлого года. Конечно, в этом большая заслуга и прежнего руководства: Юрий Васильевич Ласточкин очень много сделал для подготовки этих продуктов к серийному производству. Но помощь государственных структур здесь невозможно переоценить. Кроме того, мы стали более экономно жить, что также сказалось на прибыли. Проблема только в одном: пока всю прибыль съедают проценты по кредитам. Но общий объем задолженности предприятия сократился примерно на 20 процентов.
- В одном из интервью вы сказали, что в настоящее время идет разработка финансовой модели предприятия, направленной на сокращение задолженности. Как предприятие намерено решать эту проблему?
- Хочу подчеркнуть, что задолженность в настоящее время существует только перед кредитными организациями. "Сатурн" сегодня - одно из немногих предприятий Ярославской области, которое все налоги во все фонды платит практически день в день. В то же время у нас есть партнеры, которые задолжали "Сатурну" немалые суммы - до двухсот миллионов рублей. Мы ведем с ними переговоры о реструктуризации этих долгов, чтобы составить реальный график их погашения.
- То есть, благодаря полученным госгарантиям, сложная ситуация во взаимоотношениях "Сатурна" с кредитными организациями, возникшая в конце 2008 года в результате глобального финансового кризиса, разрешена?
- Да, конечно. Мы, работая с государственными банками, в частности - с ВТБ, надеемся, что проценты по долгам будут минимизированы, и мы сможем реструктуризировать основную часть наших долговых обязательств, перенеся их погашение на более длительный период. Финансовая модель, по которой будет работать "Сатурн", будет готова к апрелю. Она готовится нашими специалистами совместно с "Оборонпромом".
- Выступая в Госдуме на Правительственном часе, министр промышленности и торговли Российской Федерации Виктор Христенко отметил, что в 2009 году государственная поддержка была оказана целому ряду предприятий авиапрома, в том числе и "НПО "Сатурн". В чем выражалась господдержка и на каких условиях она предоставлялась?
- В первую очередь, это средства на увеличение уставного капитала. И, конечно, предоставление госгарантий на достаточно льготных условиях, в частности, для реализации программы SaM146. Правительство ведь не дает денег просто так: все средства даются только на реализацию конкретных проектов. Сегодня это запуск в серию двигателя SaM146. Речь идет о 8,4 млрд рублей на три года.
- Поскольку НПО "Сатурн" является крупнейшим предприятием Ярославской области, правительство области очень заинтересовано в его успешной работе. Недавно губернатор Сергей Алексеевич Вахруков встречался с заместителем министра промышленности и торговли РФ, председателем совета директоров НПО "Сатурн" Денисом Валентиновичем Мантуровым и обсудил вопрос увеличения объемов загрузки предприятия в 2010 году. О чем конкретно шла речь на этой встрече?
- Во время визита на "Сатурн" премьер-министра Владимира Владимировича Путина были приняты несколько важных решений об увеличении загрузки предприятия. Речь шла в первую очередь об увеличении заказов Министерства обороны на производство новых и ремонт эксплуатирующихся двигателей - там уже двадцать лет ничего не ремонтировалось, дозагрузке мощностей "Сатурна" по производству газотурбинного оборудования, двигателей для кораблей ВМФ и увеличении других государственных заказов. Когда Сергей Алексеевич готовится к встречам с руководителями страны и отрасли, он всегда приглашает меня и интересуется состоянием дел на предприятии, какие есть трудности, чем можно помочь. Мы просили обратить внимание на выполнение данных ранее премьер-министром поручений, большая часть из которых пока не выполнена, и этот вопрос на встрече губернатора с Мантуровым обсуждался.
- Неужели в государственном аппарате есть люди, которые могут не выполнить указание премьер-министра?
- К сожалению, чиновничий аппарат не отличается большой разворотливостью. Действительно, даже уровень исполнения указаний премьер-министра оставляет желать лучшего. Поэтому мы с помощью губернатора терпеливо работаем над тем, чтобы поручения Путина воплотились в оборонный заказ, который уже станет законом.
- В конце января в Комсомольске-на-Амуре совершил первый полет опытный образец российского истребителя пятого поколения ПАК ФА с двигателем, разработанным в НПО "Сатурн". Западные аналитики оценили эту разработку как удар по американскому проекту F-35, поскольку, по их оценкам, наша машина превосходит американскую по целому ряду показателей. Между тем, в российской прессе звучали и скептические оценки перспектив этого проекта. Почему?
- Американцы всегда будут говорить, что наш перспективный самолет Т-50 превосходит их истребители, чтобы побольше выбить бюджетных денег на свои разработки. Тем более, что правительство США урезает средства на закупки самолетов. Так что к словам американцев надо относиться критически: все, что они говорят, они говорят в своих интересах. А если серьезно, то мы действительно отстаем от американцев хотя бы уже потому, что их истребитель пятого поколения стоит на вооружении и защищает их интересы, а наш пока совершил первый полет. Но я бы остерегся от чисто российских высказываний, что у нас все плохо. Долгосрочные программы, какой является разработка самолета Т-50, не могут дать мгновенного результата. Поскольку эта программа закрытая, я, естественно, не могу давать ее развернутую характеристику.
- Прежде, чем перейти к следующему вопросу, хотелось бы процитировать небольшой фрагмент из статьи, опубликованной в одном из российских изданий: "Анализируя доступные изображения ПАК ФА, специалисты отмечают его потенциально лучшую маневренность по сравнению с F-22, которая достигается лучшей механизацией крыла и цельноповоротными рулями направления и высоты. Отмечают также большую малозаметность благодаря более низкому профилю, правильной геометрии плоскостей с точки зрения отражения радиоволн, а также способности нести вооружение на внутренней подвеске. Располагая данными о новом двигателе производства НПО "Сатурн", разработанном для истребителя пятого поколения и проходящем испытания, аналитики предполагают достаточно высокую тяговооруженность российского истребителя. Анализ формы шасси и площади несущих поверхностей говорит об изначальном проектировании для возможного палубного применения. По поводу пресловутого российского качества комплексы есть только у российских критиков". Думаю, все это написано не для того, чтобы испугать американцев?
- Без комментариев. Очень хорошо сказал о ПАК ФА президент "Объединенной авиастроительной корпорации" Алексей Иннокентьевич Федоров: для российской авиационной промышленности - это прорыв в будущее. Поэтому его нужно оценивать как достояние государства.
- В последние годы "Сатурн" очень плотно сотрудничает с французской фирмой "Снекма". Но французы могут быть не только партнерами, а и конкурентами. На днях появилась информация, что холдинг "Вертолеты России" выбрал турбовальный двигатель Ardiden 3G французской компании Turbomeca в качестве силовой установки вертолета Ка-62. Начало серийного производства Ка-62 запланировано на 2013 год, но сначала этот вертолет будет выпускаться с российским двигателем РД-600В разработки НПО "Сатурн". На подготовку версии Ка-62 с французским двигателем потребуется еще 1,5-2 года. Будет ли "Сатурн" в дальнейшем участвовать в реализации этой программы?
- Здесь ситуация достаточно прозаическая. "Ардиден" выиграл конкурс на поставку двигателя для вертолета коммерческого. Наш двигатель РД-600В не может с ним конкурировать, поскольку он разработан около пятнадцати лет назад, и тогда не закладывались возможности его международной сертификации, без которой нельзя выйти на международный рынок. А вот вертолет Ка-60, который разработан по заказу Министерства обороны, будет выпускаться, я надеюсь, с двигателем РД-600В. Вопрос только в том, чтобы Министерство обороны нашло деньги под этот проект.
- Российский самолет Sukhoi SuperJet 100 с двигателем SaM146 стал главным событием МАКС-2009. Планировалось, что уже в этом году он начнет выполнять коммерческие рейсы. На каком этапе реализации находится эта программа? Что НПО "Сатурн" предстоит сделать в ее рамках в этом году?
- Четыре самолета уже летают. Больших проблем мы здесь не видим. Осталось провести около пяти процентов испытаний и на этом сертификация будет завершена. Думаю, что в мае все необходимые процедуры будут выполнены. В этом году мы планируем выпустить 12-13 двигателей.
- На март намечено открытие предприятия "Новые инструментальные решения" (НИР), одним из учредителей которого является НПО "Сатурн". Что будет значить это событие для "Сатурна"?
- Для "Сатурна" это важно, поскольку здесь будет выпускаться инструмент, покрытый тугоплавким металлом на наноуровне, с гораздо более высокой износоустойчивостью. Пока инструмент с такими характеристиками мы покупаем либо в Швеции, либо в Израиле. Как акционеры НИР, техническую сторону этого производства сегодня обеспечиваем мы, передавая часть высокотехнологичного оборудования. Надеемся, что после пуска предприятия мы именно здесь, а не за границей, будем покупать большую часть инструмента. Для нас это выгодно и почетно, поскольку именно руководители "Сатурна" в свое время убеждали и правительство, и Анатолия Борисовича Чубайса в необходимости создания такого производства именно у нас.
- А в каких цифрах выражаются сегодня затраты на приобретение инструмента в Швеции и Израиле?
- Миллионы долларов в год. Эти инструменты имеют очень высокие характеристики, поэтому это реально дорого.
- Полгода назад в интервью "Северному краю" вы рассказывали о том, что в ближайшее время на НПО "Сатурн" планируется внедрить систему бережливого производства. Работа в этом направлении уже началась? Есть ли уже какие-то результаты?
- У нас работает такая известная в мире компания, как "Маккинзи". Вместе с нашими специалистами они провели анализ состояния предприятия, в частности, по SaM146, им поставлена конкретная задача: что нужно сделать, чтобы выпускать конкретное количество двигателей в месяц. На основании полученных заключений мы делаем выводы, сколько и какого оборудования нам нужно. На участках, где производится SaM146, уже введено бережливое производство. Я сам хожу по цехам, встречаюсь с руководителями низшего звена, чтобы их сознание перестраивалось под задачи бережливого производства. Это не пиаровское мероприятие, это - надолго, навсегда. В результате уже растет производительность, сокращается время на перемещение компонентов двигателя между цехами.
- А что сложнее: внедрить новую технологию или перестроить сознание работника?
- Сознание перестроить сложнее. К сожалению, мы долго работали в системе, построенной на страхе, теперь наша задача - показать людям, что они не сторонние наблюдатели, а участники общего процесса. Для этого нужно менять менталитет.
- Насколько остра для "Сатурна" проблема кадров? При том, что в области существует безработица, многие руководители предприятий говорят, что найти квалифицированных специалистов сегодня очень трудно.
- Я хотел бы обратиться к директорам, перед которыми стоит такая проблема: присылайте своих рабочих к нам, мы их научим. А вообще нужно восстанавливать систему профтехобразования, чтобы она работала на конкретные задачи конкретных предприятий, и плотнее сотрудничать с Рыбинской авиационной академией. Система подготовки кадров, созданная в Рыбинске, может служить примером для этого. Все - дело рук человеческих. И ярославским директорам мы готовы помогать, причем - безвозмездно…
- То есть - даром?..
- Ну да (улыбается).
- Значит, как я понял, проблем с кадрами у "Сатурна" нет…
- Проблемы с кадрами есть всегда, потому что их нужно воспитывать. А для этого 11 марта вместе с Сергеем Алексеевичем Вахруковым мы открываем здесь, в Рыбинске центр подготовки специалистов высочайшей квалификации для работы на самом современном оборудовании и по эксплуатации двигателя SaM146.
- Один из самых болезненных сегодня вопросов - ситуация на рынке труда. Будут ли на "Сатурне" сокращения рабочих мест?
- Будут не сокращения, а перепрофилирование работников. Я не могу сказать, что на "Сатурне" не нужно сокращать людей. Наверное, в идеале, сократить было бы можно. Но у нас основной акционер - государство, и мы прекрасно понимаем свою социальную ответственность. Вот пример: когда в Уфе в объединении моторостроения сократили две тысячи человек, они очень быстро оказались востребованы на других предприятиях, потому что Уфа - полуторамиллионный город. Для Рыбинска сокращение даже 250 человек будет очень заметно. Но поскольку у нас постепенно закрываются определенные программы, люди, работающие на этих темах, будут перепрофилироваться, скажем, на станки с программным управлением на участки SaM146. Возможно, часть людей уйдет на "Сатурн - Газовые турбины". В этом случае мы планируем обеспечить тех, кто живет в центре, транспортом, чтобы они без проблем добирались за Волгу, где расположено это производство. Работы у нас впереди еще очень много....
Авторские права на данный материал принадлежат «Северный край». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 25, 2024
ВВС Республики Корея начали учения Soaring Eagle
Ноябрь 25, 2024
"Хабаровские авиалинии" сегодня открыли продажу билетов на 2025 год
Ноябрь 25, 2024
В Новосибирской области УФАС заставляет аэропорт изменить правила парковки из-за такси