О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Суперджет" тормозит

Сроки коммерческих поставок покупателям самой брендовой разработки отечественного авиапрома - ближнемагистрального самолета Sukhoi Superjet 100 - сдвинулись из-за проблем с поставками двигателей на эти лайнеры

Сроки коммерческих поставок покупателям самой брендовой разработки отечественного авиапрома - ближнемагистрального самолета Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100) - сдвинулись из-за проблем с поставками двигателей на эти лайнеры. Об этом заявил сегодня журналистам губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт.

По словам Шпорта, вчера на эту тему он имел беседу с председателем правительства Владимиром Путиным (на территории Хабаровского края располагается то самое Комсомольское-на-Амуре авиационно-производственное объединение им. Гагарина, где собирают SSJ-100). "Премьера очень волновали вопросы авиастроения, прежде всего с самолетом Sukhoi Superjet 100, он этот вопрос хорошо знает. Здесь мы уже несколько отстали от первоначальных сроков. Председатель правительства задал вопрос, почему, что тормозит. Тормозит одно - нет двигателей", - сказал хабаровский губернатор. По его словам, ситуация дошла до крайности - для того чтобы начать испытания четвертого летного образца, авиастроители вынуждены были переставить двигатели на него с первой машины. На сегодняшний день в таком виде самолет налетал около 540 часов. Глава "Гражданских самолетов Сухого" (ГСС) Владимир Присяжнюк чуть ранее заявил, что основные сертификационные работы (по EASA) самолета Sukhoi Superjet 100 планируется завершить в октябре 2010 года.

Напомним, что контракт на приобретение первых 30 машин и опцион еще на 15 штук базовый покупатель - российский "Аэрофлот" и ГСС подписали в декабре 2005 года. Там было прописано, что поставка первых машин в базовой конфигурации начнется в ноябре 2008 года. Объем сделки при этом оценивался в размере около 820 млн долларов (в каталожных ценах). Первый экземпляр SSJ-100 был представлен в Комсомольске-на Амуре 26 сентября 2007 года, а полетел он еще спустя полгода - 19 мая 2008 года. Поэтому срок поставки серийных самолетов заказчикам был сдвинут на конец 2009 года.

"Аэрофлот" особо не роптал, но в это самое время и случилась коллизия с двигателями SaM146, которые для нового российского самолета должно делать совместное предприятие российского НПО "Сатурн" (Рыбинск, Ярославская область) и французской Snecma. Сами двигатели хорошие, но в 2007−2009 году овладеть частным "Сатурном" (он контролировался менеджментом предприятия во главе с генеральным директором Юрием Ласточкиным) вознамерился госхолдинг "Оборонпром", чтоб включить его в состав государственной Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК). В итоге в прошлом году Ласточкин стал мэром Рыбинска, а "Сатурн" вошел-таки под нажимом федеральных властей в ОДК. Но борьба за этот актив между частными акционерами и государством крайне негативно сказалась на сроках сертификации SaM146. По словам управляющего директора НПО "Сатурн" Ильи Федорова, который сейчас от имени ОДК управляет рыбинским предприятияем, сейчас выполнено 90% испытаний двигателя для SSJ-100. Поэтому только в мае нынешнего года ОДК надеется получить на него сертификат.

Он также отметил, что на 2010 год НПО "Сатурн" подписан контракт на производство двигателей для установки на коммерческий SSJ-100 со сроком исполнения до 30 июля (на каждый самолет ставится по два двигателя). "Далее идет ускорение темпов производственного процесса, и в месяц мы планируем выдавать по два-три двигателя. В этом году мы должны выпустить 12−13 двигателей, непосредственно отдать в ГСС, и один двигатель у нас будет на всякий случай. По 2011 году мы сейчас предполагаем, что будет выпущено более 30 двигателей - в плане у нас 33 двигателя", - сказал топ-менеджер ОДК.

По словам Шпорта, НПО "Сатурн" действительно обещает поставку двигателей во втором полугодии. Таким образом, если все пойдет так, как говорят в ОДК, то ГСС под конец года сможет отдать заказчикам четыре-пять самолетов Sukhoi Superjet 100 (по словам Шпорта, "Армянским авиалиниям" и "Аэрофлоту"). А в следующем году - еще 13−15. Конечно, это резко контрастирует с планами главного государственного авиастроителя, который даже в "кризисном" варианте планировал до 2012 года выпустить 118 региональных машин, из которых 74 должны были представлять Sukhoi SuperJet 100.

Задержка в поставках уже отразилась и на цене машин. Судя по просочившейся в прессу информации, "Аэрофлот" не стал расторгать контракт на поставку SSJ-100 или выставлять штрафные санкции за их задержку, но стоимость каждого самолета, по сравнению с первоначальными договоренностями, уменьшилась в среднем на 3 млн долларов. Теперь в зависимости от комплектации она составит от 23,5 до 24,17 млн долларов за машину. Это можно расценить как своеобразную "премию за терпение" одному из ведущих отечественных авиаперевозчиков....
Авторские права на данный материал принадлежат «Эксперт». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка