Клопс.Ru
5 марта 2010, 15:20
Почему калининградская "КД авиа" не смогла пережить кризис
Кризис пришел к гражданской авиации России, как Терминатор к Саре Коннор
Пригорюнились, растерянно ощупывая дырявые карманы, менеджеры. Вздрогнули уволенные летчики, почувствовав, как сжимается на плече "невидимая рука рынка". Заплакали, развязывая фирменные шейные платки и снимая пилотки, стюардессы.
"Красэйр", "Самара", "Домодедовские авиалинии", "Омскавиа" (вместе входившие в альянс "Эйрюнион"), "Дальавиа", "Интеравиа" - все они оказались не в силах справиться с кризисом. С серьезными неприятностями столкнулись "Сибирь" (S7), Sky Express, "Россия".
Очередной удар - банкротство крупного перевозчика "КД авиа" - настиг отрасль совсем недавно. Компания, несмотря на все попытки ее спасти, все же уподобилась вошедшему в штопор самолету и в конце прошлого года с грохотом разбилась на западе России, в Калининграде. Два топ-менеджера "КД" (бывший основной акционер компании Сергей Грищенко и бывший исполнительный директор Леонид Ицков) были арестованы и до сих пор находятся в СИЗО.
"Кирдык-авиа"
Калининградский аэропорт "Храброво" похож на заброшенный элитный бункер из постапокалиптического фильма. Еще светятся теплым голубоватым неоном рекламные щиты и блестит полированный металл рамок пропускных терминалов. С постеров на стенах глядят симпатичные, покрашенные под кита-косатку "Боинги" с двумя оранжевыми литерами KD на синих боках; в ватниках с той же аббревиатурой суетятся "слоны" - рабочие самолетного обслуживания. Но под крышей уже щебечут свившие себе там гнезда воробьи, а в сумраке лестничных маршей ловят капли сочащейся с потолка воды пластмассовые тазики. Буквы "КД" теперь символизируют слово "кирдык".
А ведь начиная с 2007 года этот порт, входивший в состав компании "КД авиа", был международным хабом - узелком, связывающим ниточки маршрутов, проходящих с запада на восток и с востока на запад. В 2008 году, например, аэропорт "переварил" почти два миллиона пассажиров (более 160 тыс. человек в месяц). С тех пор как "косатка" "КД авиа" всплыла кверху брюхом, эта цифра едва дотягивает до 20 тыс. в месяц. Перевалочный пункт международного значения превратился в заштатный аэропорт.
У самой авиакомпании сначала тоже все было в шоколаде: в 2007 году - главный приз в номинации "Авиакомпания года" и "Приз пассажирских симпатий" (в интернет-форумах до сих пор множество людей тоскуют по прикольным "косаткам" и хорошему обслуживанию на рейсах), количество перевезенных за год - 1,6 миллиона человек.
Но уже в середине 2008 года стало понятно, что дела плохи. На тот момент долги "КД авиа" составляли более 7 миллиардов рублей. Дальше события засвистели одно за другим со скоростью вылетающих из пулемета стреляных гильз.
В декабре 2008 года Сергей Грищенко привлекает новых акционеров - банк "Санкт-Петербург". В обмен на обслуживание долга компании они получают основную долю акций "КД авиа". Тем не менее в 2009 году долг достигает 14 миллиардов рублей и новый генеральный директор, назначенный акционерами, объявляет дефолт. Затем Росавиация запрещает "КД авиа" летать. А Грищенко и Ицкова обвиняют в преднамеренном банкротстве компании.
Рейдерский захват?
- Невозможно поверить в то, что Ицков и Грищенко сознательно развалили предприятие, - рассказывает мне Александр Шацкий, лидер инициативной группы сотрудников "КД авиа", потерявших работу. Группа не очень большая, около 100 человек, но это единственная организованная ячейка. По заверению Александра, главная их цель - вернуть задолженности по зарплате, которую перестали платить еще в апреле прошлого года. Но, разбираясь в ситуации, Александр увидел некую схему, по которой, как он считает, и развивались события.
Шацкий уверен, что Грищенко, который вложил в "КД", по разным оценкам, от 150 до 300 млн. долларов личных денег, стал жертвой внешних сил. Вот как, по его мнению, это произошло.
В 2008 году банк "Санкт-Петербург" назначает нового гендиректора. Тогда же в совет директоров компании (в нем пять кресел, включая председательское) входят четыре человека, представляющих интересы банка. Грищенко через некоторое время выводят из состава совета. Затем от дел отстраняют и исполнительного директора Леонида Ицкова. Ицков занимает должность директора ЗАО "Международный аэропорт "Калининград" ("МАК") - структуры, еще недавно входившей в состав "КД авиа". Но по требованию Росавиации аэропорт и авиакомпания были разделены на два разных предприятия. Таким образом, фактически потеряв авиакомпанию, Грищенко все еще контролирует аэропорт.
А через два дня после ареста двух управленцев в Калининграде регистрируется ЗАО "Аэропорт "Храброво", по мнению Шацкого, напрямую связанное с банком "Санкт-Петербург". Представители этого предприятия начинают переманивать к себе на работу сотрудников все еще действующего ЗАО "МАК". Говорят людям, что со временем Грищенко все равно потеряет имущество аэропорта.
- Мои выводы просты, - объясняет Шацкий. - У Грищенко рейдерскими методами пытаются отнять его последние активы - аэропорт. При этом ни он сам, ни его правая рука Ицков, находясь за решеткой, не могут ничего сделать.
Странные траты
Губернатор Калининградской области Георгий Боос встречает меня в своем рабочем кабинете. Правительство региона размещается в огромном замке, построенном еще немцами, - одном из немногих зданий, уцелевших после бомбежки Кенигсберга англичанами в 1944 году.
- Георгий Валентинович, неужели "КД авиа" нельзя было спасти? - спрашиваю я. - Ведь правительство России выделило на это 4 миллиарда рублей и деньги уже были переведены в бюджет вашего региона...
- Это действительно так, - отвечает губернатор. - И у нас был разработан план, следуя которому мы не только вытащили бы компанию из финансовой дыры, но и вернули бы ее в рынок на очень неплохих позициях.
План, о котором говорит Боос, заключается в следующем. "КД-авиа" проводит дополнительный выпуск акций на 7 - 8 миллиардов рублей. Правительство Калининградской области покупает ценные бумаги на выделенные правительством РФ
4 миллиарда и входит таким образом в состав собственников компании. Еще 3 - 4 миллиарда рублей акциями забирают за долги кредиторы "КД".
- На тот момент, когда этот план был разработан, вся задолженность компании составляла 9 - 10 миллиардов рублей, - говорит губернатор. - Из них 5 - 6 миллиардов были кредитами со сроком погашения в 2014 году, то есть их можно было выплатить спокойно, не торопясь.
Но этому плану сбыться было не суждено.
- Уже после того как договоренности были достигнуты, начались странные дела, - объясняет Георгий Валентинович. - Представители акционеров присылают мне предложение. И пишут там следующее. Они дополнительно выпускают лишь один миллиард акций по цене 1 рубль, но продают этот пакет бюджету Калининградской области... уже за 4 миллиарда! Я был ошарашен.
От такой сделки губернатор отказался.
- Это была бы пустая трата бюджетных средств, - говорит Боос. - Деньги не привели бы к финансовому оздоровлению компании, а область не получила бы той доли в предприятии, на которую она рассчитывала.
- Но почему акционеры неожиданно решили отказаться от заранее согласованного плана?
- У меня создалось впечатление, что они просто не заинтересованы в дальнейшем развитии авиакомпании, - пожимает плечами губернатор. - Им это по какой-то причине неинтересно.
Разговоры о том, что дело пахнет рейдерским захватом предприятия, губернатор, конечно, слышал. Но, по его мнению, бывшее руководство компании само загнало себя в ловушку.
- Все или почти все долги - на совести бывших владельцев компании, - говорит Боос. - Никто их насильно не тащил закладывать свой пакет акций банку "Санкт-Петербург". Да, я разочарован тем, что банк не справился с ситуацией. У меня есть к нему претензии, потому что его представители не реализовали ту программу, о которой мы договаривались. Но обвинять их в рейдерском захвате я не могу.
Основания у губернатора есть. Дело в том, что топы "КД авиа" уже обращались за помощью к правительству региона. Это было еще в 2008 году, когда у предприятия возникли первые неразрешимые собственными силами трудности.
- Грищенко попросил о поддержке, а мы попросили открыть нам финансовые документы для анализа, - вспоминает Боос. - Далеко нас не пустили, но и того, что мы увидели, вполне хватило. У компании были слишком раздутые расходы. Была сформирована огромная - порядка 6 миллиардов рублей - дебиторская задолженность со стороны предприятий, фактически принадлежащих Грищенко. То есть деньги за оказание услуг были выплачены вперед, а сами услуги - не оказаны. Приведу один пример. 1,5 миллиарда рублей "КД авиа" перевела на закупку обычного бортпитания. Да это же огромная сумма - зачем? На несколько лет вперед? Учитывая, что компания работала как лоу-костер, то есть продавала дешевые билеты, она должна была на всем экономить. А тут наоборот - гигантские, при этом совершенно неоправданные расходы. И таких примеров множество.
Словом, губернатор уверен: Сергей Грищенко своими руками пустил "КД авиа" по ветру. И теперь, очевидно, потеряет не только деньги.
- Эти люди обладали связями с серьезными фигурами, с большими политиками и крупными чиновниками, - говорит Боос. - И раз уж их задержали, то основания были столь серьезными, что нельзя уже было отбиться даже этими связями. Но, разумеется, судить о степени вины Ицкова и Грищенко - дело не мое. На то есть суд....
Авторские права на данный материал принадлежат «Клопс.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 25, 2024
ВВС Республики Корея начали учения Soaring Eagle
Ноябрь 25, 2024
"Хабаровские авиалинии" сегодня открыли продажу билетов на 2025 год
Ноябрь 25, 2024
В Новосибирской области УФАС заставляет аэропорт изменить правила парковки из-за такси