Военно-промышленный курьер
9 марта 2010, 11:34
Пятое соответствие
Премьер поставил программу ПАК ФА в пример всей отрасли
С ноября прошлого года в России под руководством председателя правительства Владимира Путина проведен целый ряд совещаний по вопросам развития оборонно-промышленного комплекса. В частности, военные и "оборонщики" обсуждали создание и производство ракетно-артиллерийского вооружения, космических средств и комплексов РВСН, танкостроение, кораблестроение, сферу разработки и производства стрелкового оружия, средств связи и управления. На днях дело дошло до авиации и средств ПВО. Отрасли, снабжающие вооружением ВВС РФ, оставили "на сладкое" не случайно - ситуация здесь относительно стабильная. За счет значительных экспортных контрактов авиастроению удалось легче пережить развал 90-х. Сегодня основным достижением является истребитель пятого поколения, который очень ждут в войсках.
Как подчеркнул Владимир Путин в ходе совещания, проведенного на базе ОКБ Сухого, в сфере авиастроения и систем ПВО у России сохранились крепкие позиции и серьезный технологический задел, а также наработанная за долгие-долгие годы хорошая репутация, что, как особо отметил премьер, дорогого стоит. Доля авиационной и зенитной ракетной техники в структуре доходов, получаемых Россией от экспорта вооружений, уже не первый год самая большая. По результатам 2009 года она, напомним, составила чуть более 64 процентов.
Увеличение оборонного бюджета в последние годы приводит и к улучшению ситуации со снабжением собственных ВВС. Как сказал Владимир Путин, за 2008-2009 годы были заключены долгосрочные контракты на поставку 130 боевых самолетов, а в 2010-м для нужд армии будет закуплено 27 самолетов, более 50 вертолетов и 5 зенитных ракетных дивизионов С-400. Всего в рамках госпрограммы вооружений в течение ближайших 10 лет в войска должны быть поставлены более 1500 новых самолетов и вертолетов и порядка 200 зенитных ракетных систем. В итоге доля современной авиатехники в ВВС составит не менее 80 процентов, а комплексов ПВО - не менее 75. "Это позволит в разы повысить боеспособность наших Вооруженных Сил, - подчеркнул премьер. - Убежден, что у отечественного авиапрома, ОПК в целом есть все возможности для выполнения намеченных планов". Подтверждением тому, по его мнению, служит начало летных испытаний истребителя пятого поколения. В соответствии с планами правительства серийные поставки этого самолета в войска должны начаться в 2015 году.
Залогом успешного обновления парка вооружения и боевой техники Российской армии станут структурные преобразования в ОПК, в частности формирование интегрированных структур и увеличение финансирования со стороны государства. Владимир Путин отметил, что в кризисный период авиастроительная отрасль получила беспрецедентную государственную поддержку. Ее объем превысил 93 млрд рублей. В том числе ОАК получила 34,6 млрд рублей, РСК "МиГ" - 30 млрд, ОПК "Оборонпром" - 11 млрд, организациям двигателестроительного комплекса было направлено более 10 млрд, Концерну ПВО "Алмаз-Антей" перечислили 5,7 млрд, компании "Сухой" - 3,2 млрд рублей. Кроме этого, принято решение о предоставлении госгарантий под привлекаемые кредиты на общую сумму 45,5 млрд рублей. В результате уровень производства военной авиационной техники в 2009 году не снизился, как в целом по экономике, а увеличился на 7 процентов.
Эта информация, содержавшаяся во вступительном слове премьера, предназначалась, естественно, в первую очередь журналистам, для которых само совещание было закрытым. Между тем его участники вместо предусмотренных регламентом одного часа двадцати минут проработали больше трех с половиной часов. Это свидетельствует о том, что несмотря на успешный взлет ПАК ФА, серьезные темы для обсуждений есть даже в относительно благополучном авиапроме. Правда, примерный круг обсуждавшихся вопросов Владимир Путин все-таки обозначил во вступительном слове.
Во-первых, разговор шел о несоблюдении производственниками сроков как при выполнении опытно-конструкторских работ, так и при серийных поставках готовой продукции, а также о несоблюдении ценовых параметров изделий.
Во-вторых, по-прежнему актуальной остается задача унификации систем, стоящих на вооружении, и улучшения их боевых характеристик.
В-третьих, по словам Владимира Путина, предприятиям отрасли нужно обратить самое серьезное внимание на отработку и серийное производство авиационных двигателей, а также на повышение качества конструкционных материалов и электронной компонентной базы. "На самолете пятого поколения все это применяется, надеюсь, так будет везде", - отметил председатель правительства.
Действительно, ПАК ФА на сегодня - наиболее технологически продвинутый продукт российского авиастроения. Хотя некоторые элементы его конструкции пока остаются переходными, подлежащими в последующем замене на более совершенные образцы. В первую очередь это относится к двигателю. ПАК ФА поднялся в воздух и поступит на вооружение с так называемым двигателем первого этапа, более совершенный мотор второго этапа появится еще нескоро. Как сказал генеральный директор АХК "Сухой" Михаил Погосян, цикл создания нового авиационного двигателя составляет 10-12 лет, а поскольку процесс разработки двигателя второго этапа сейчас находится на стадии определения контуров и принципов формирования работы, то появится он не раньше, чем в 2020-2022 годах. Это произойдет в том случае, если наконец будет определен победитель объявленного Минобороны конкурса и реальная работа по созданию этого мотора, подкрепленная соответствующим финансированием, начнется уже в 2010-м, максимум - в 2011 году.
Однако из этого не стоит делать неутешительных выводов, поскольку имеющийся сейчас мотор ПАК ФА, созданный на базе АЛ-31Ф, обеспечивает выполнение всех требований заказчика, в числе которых и крейсерский полет со сверхзвуковой скоростью. За счет применения цифровой автоматизированной системы управления вес силовой установки снижен на 150 килограммов. По словам руководителя компании "Сухой", тяга двигателя увеличена на 2,5 тонны.
В настоящее время продолжается программа испытаний ПАК ФА: два самолета проходят статические испытания. Один - летные. В течение ближайших месяцев этот Т-50 будет перемещен в ЛИИ имени Громова в подмосковном Жуковском. Во второй половине 2010 - начале 2011 года к испытаниям будут подключены еще три самолета.
Из источников в ОКБ Сухого удалось получить также некоторые подробности о конструкции ПАК ФА. В частности, доля композиционных материалов по массе (от веса пустого самолета) составляет около 25 процентов, а по поверхности, как и предполагал "ВПК", - 70. Применение крупных композитных панелей позволило существенно снизить количество деталей - по сравнению с Су-27 на ПАК ФА в четыре раза меньше деталей планера. Такое сокращение приведет к снижению трудоемкости серийного производства, сокращению усилий на его подготовку.
Что касается интересующей всех наблюдателей эффективной площади рассеяния ПАК ФА, то она соответствует аналогичному заявленному показателю главного конкурента - F-22. А у американского самолета, как известно, в соответствии с техническим заданием уровень ЭПР составляет 0,3-0,4 квадратного метра. А вот беспереплетного фонаря на ПАК ФА пока ожидать не приходится - соответствующая технология в России не освоена....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 25, 2024
ВВС Республики Корея начали учения Soaring Eagle
Ноябрь 25, 2024
"Хабаровские авиалинии" сегодня открыли продажу билетов на 2025 год
Ноябрь 25, 2024
В Новосибирской области УФАС заставляет аэропорт изменить правила парковки из-за такси