Slon.ru
10 марта 2010, 18:54
Грузинские летчики просятся в Россию
Грузинская авиакомпания Airzena-Georgian Airways предпринимает попытки начать полеты в Россию. 9 марта глава московского представительства перевозчика направил в российский Минтранс соответствующие документы
А пока прямых рейсов между Россией и Грузией не было, московское представительство Airzena организовало альтернативные способы доставки пассажиров.
Новогодняя оттепель
В последний раз грузинский самолет касался московской земли в январе 2010 года. Российские транспортные власти сделали пассажирам новогодний подарок, разрешив Airzena совершить несколько чартерных рейсов в Москву и Петербург. Правда, организация этих полетов проходила в авральном режиме, в результате первую серию рейсов, запланированных на 26-30 декабря авиакомпания отменила, а вот вторая - с 8 по 10 января - все же состоялась.
Время для чартерной программы было выбрано не самое удачное: большинство пассажиров уже запланировали поездки на новогодние праздники, потому грузинские самолеты летали в Россию заполненными наполовину. И все же Airzena сразу же подала следующую заявку на чартерные рейсы - их планировалось осуществить в конце января. Однако на этот раз из России пришел отказ: по словам представителя авиакомпании, Минтрансу показалось, что чартерные рейсы стали слишком напоминать попытку наладить регулярное сообщение. А такой команды сверху на тот момент не было.
То взлет, то посадка
Прямое авиационное сообщение между Россией и Грузией в последние годы крайне нестабильно. С октября 2006 по март 2008 года прямые авиаперелеты не осуществлялись по инициативе российской стороны. Официальная причина - долги грузинских перевозчиков за аэронавигационные услуги. Долг действительно существовал, на сентябрь 2006 года он равнялся $3,7 млн. Сумма немаленькая: задолженность всех компаний перед Росаэронавигацией тогда оценивалась в 122 млн рублей. Но весь 2006 год Россия и Грузия отчаянно конфликтовали, так что эту причину все равно можно было счесть формальной.
Для отмены полетов в августе 2008 года никаких коммерческих оснований придумывать было не надо. К началу вооруженного конфликта в Южной Осетии в августе 2008 года самолеты "Аэрофлота", "Сибири" и Airzena летали между двумя странами всего шестой месяц (на урегулирование долгового вопроса ушло полтора года). В "Аэрофлоте" и "Сибири" затруднились оценить количество пассажиров, перевезенных за тот короткий период. В Airzena говорят, что объем перевозок компании с марта по август 2008 года превысил 25 000 человек. То есть из-за отмены полетов в Россию авиакомпания потеряла четверть своего бизнеса. Но российское представительство все же не было закрыто.
Мимо России
"Чем мы занимаемся? - переспрашивает Гела Гвенцадзе, глава московского офиса Airzena. - Сотрудничаем с нашими партнерами - "Аэрофлотом", "Сибирью", украинскими авиакомпаниями - чтобы организовывать перелеты из России в Грузию через третьи страны". Помимо Киева, в специальной стыковочной программе полетов Airzena значится Баку, Ереван, Минск. При желании в Тбилиси можно добраться из Москвы через Париж и Лондон. Но тех же заработков, что прямые рейсы, такие полеты Airzena не приносят. Пассажирам они обходятся дороже: например, через Киев - минимум 16 000 рублей туда-обратно, прямой же перелет в одном направлении до прекращения полетов стоил 5000-7000 рублей.
Но дело не только в этом. Удобные стыковки есть только в Киеве, говорит управляющий директор X5 Retail Group Юрий Кобаладзе, часто летающий в Грузию через третьи страны. В других городах рейса в Тбилиси приходится ждать по нескольку часов. Потому летать стали, отмечает он, несравненно меньше. В России проживает около 1 млн грузин. А рынок прямого регулярного сообщения между странами оценивается примерно в 80 000 - 100 000 человек в год или $20-23 млн в денежном выражении.
Чей ход?
Но одного спроса для восстановления перевозок между двумя странами недостаточно. Представители внешнеполитических ведомств России и Грузии заявили о готовности открыть авиасообщение - в феврале министр иностранных дел Сергей Лавров, а 8 марта - его грузинские коллеги. Теперь весь вопрос в том, кто первый начнет официальный контакт. В Минтрансе говорят, что ждут инициативы от грузинской транспортной администрации, а в Грузии считают, что следующий ход - от России, которая первой авиасообщение прекратила и теперь должна сообщить о желании его возобновить не через СМИ, а через швейцарское посольство.
По данным Минтранса, на ближайшее время никаких переговоров между авиационными властями России и Грузии не запланировано. Похоже, что других реальных заинтересованных лиц в прямых рейсах, кроме Airzena, нет. Российские авиакомпании рейсов в Тбилиси пока не планируют: в "Аэрофлоте" Slon.ru рассказали, что в проекте летнего расписания их нет....
Авторские права на данный материал принадлежат «Slon.ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 25, 2024
ВВС Республики Корея начали учения Soaring Eagle
Ноябрь 25, 2024
"Хабаровские авиалинии" сегодня открыли продажу билетов на 2025 год
Ноябрь 25, 2024
В Новосибирской области УФАС заставляет аэропорт изменить правила парковки из-за такси