О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Грузинские летчики просятся в Россию

Грузинская авиакомпания Airzena-Georgian Airways предпринимает попытки начать полеты в Россию. 9 марта глава московского представительства перевозчика направил в российский Минтранс соответствующие документы

Грузинская авиакомпания Airzena-Georgian Airways предпринимает попытки начать полеты в Россию. 9 марта глава московского представительства перевозчика направил в российский Минтранс соответствующие документы. В транспортном ведомстве, между тем, дают понять, что возобновление авиасообщения между двумя странами должны инициировать не авиакомпании, а грузинские авиационные власти.

А пока прямых рейсов между Россией и Грузией не было, московское представительство Airzena организовало альтернативные способы доставки пассажиров.

Новогодняя оттепель

В последний раз грузинский самолет касался московской земли в январе 2010 года. Российские транспортные власти сделали пассажирам новогодний подарок, разрешив Airzena совершить несколько чартерных рейсов в Москву и Петербург. Правда, организация этих полетов проходила в авральном режиме, в результате первую серию рейсов, запланированных на 26-30 декабря авиакомпания отменила, а вот вторая - с 8 по 10 января - все же состоялась.

Время для чартерной программы было выбрано не самое удачное: большинство пассажиров уже запланировали поездки на новогодние праздники, потому грузинские самолеты летали в Россию заполненными наполовину. И все же Airzena сразу же подала следующую заявку на чартерные рейсы - их планировалось осуществить в конце января. Однако на этот раз из России пришел отказ: по словам представителя авиакомпании, Минтрансу показалось, что чартерные рейсы стали слишком напоминать попытку наладить регулярное сообщение. А такой команды сверху на тот момент не было.

То взлет, то посадка

Прямое авиационное сообщение между Россией и Грузией в последние годы крайне нестабильно. С октября 2006 по март 2008 года прямые авиаперелеты не осуществлялись по инициативе российской стороны. Официальная причина - долги грузинских перевозчиков за аэронавигационные услуги. Долг действительно существовал, на сентябрь 2006 года он равнялся $3,7 млн. Сумма немаленькая: задолженность всех компаний перед Росаэронавигацией тогда оценивалась в 122 млн рублей. Но весь 2006 год Россия и Грузия отчаянно конфликтовали, так что эту причину все равно можно было счесть формальной.

Для отмены полетов в августе 2008 года никаких коммерческих оснований придумывать было не надо. К началу вооруженного конфликта в Южной Осетии в августе 2008 года самолеты "Аэрофлота", "Сибири" и Airzena летали между двумя странами всего шестой месяц (на урегулирование долгового вопроса ушло полтора года). В "Аэрофлоте" и "Сибири" затруднились оценить количество пассажиров, перевезенных за тот короткий период. В Airzena говорят, что объем перевозок компании с марта по август 2008 года превысил 25 000 человек. То есть из-за отмены полетов в Россию авиакомпания потеряла четверть своего бизнеса. Но российское представительство все же не было закрыто.

Мимо России

"Чем мы занимаемся? - переспрашивает Гела Гвенцадзе, глава московского офиса Airzena. - Сотрудничаем с нашими партнерами - "Аэрофлотом", "Сибирью", украинскими авиакомпаниями - чтобы организовывать перелеты из России в Грузию через третьи страны". Помимо Киева, в специальной стыковочной программе полетов Airzena значится Баку, Ереван, Минск. При желании в Тбилиси можно добраться из Москвы через Париж и Лондон. Но тех же заработков, что прямые рейсы, такие полеты Airzena не приносят. Пассажирам они обходятся дороже: например, через Киев - минимум 16 000 рублей туда-обратно, прямой же перелет в одном направлении до прекращения полетов стоил 5000-7000 рублей.

Но дело не только в этом. Удобные стыковки есть только в Киеве, говорит управляющий директор X5 Retail Group Юрий Кобаладзе, часто летающий в Грузию через третьи страны. В других городах рейса в Тбилиси приходится ждать по нескольку часов. Потому летать стали, отмечает он, несравненно меньше. В России проживает около 1 млн грузин. А рынок прямого регулярного сообщения между странами оценивается примерно в 80 000 - 100 000 человек в год или $20-23 млн в денежном выражении.

Чей ход?

Но одного спроса для восстановления перевозок между двумя странами недостаточно. Представители внешнеполитических ведомств России и Грузии заявили о готовности открыть авиасообщение - в феврале министр иностранных дел Сергей Лавров, а 8 марта - его грузинские коллеги. Теперь весь вопрос в том, кто первый начнет официальный контакт. В Минтрансе говорят, что ждут инициативы от грузинской транспортной администрации, а в Грузии считают, что следующий ход - от России, которая первой авиасообщение прекратила и теперь должна сообщить о желании его возобновить не через СМИ, а через швейцарское посольство.

По данным Минтранса, на ближайшее время никаких переговоров между авиационными властями России и Грузии не запланировано. Похоже, что других реальных заинтересованных лиц в прямых рейсах, кроме Airzena, нет. Российские авиакомпании рейсов в Тбилиси пока не планируют: в "Аэрофлоте" Slon.ru рассказали, что в проекте летнего расписания их нет....
Авторские права на данный материал принадлежат «Slon.ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка