АвиаПорт.Ru
12 марта 2010, 15:28
Перед нами стоит задача начать работу в других аэропортах
Аэропорт "Кольцово" продолжает программу реализации создания регионального хаба. О новых шагах на пути к хабу и о приоритетах деятельности на текущий год рассказал генеральный директор аэропорта Е.Чудновский
- На пост генерального директора вы вступили в начале декабря 2009 г., в каком состоянии вы приняли дела, что уже изменилось за два месяца работы?
- Я этим проектом в совокупности занимаюсь гораздо дольше, чем два предыдущих гендиректора, я его начал вести более четырех лет назад еще из Москвы в рамках работы в совете директоров. Поэтому для меня все, с чем я тут столкнулся, не стало сюрпризом. Существующие проблемы были понятны. Но есть плюсы: я начал более плотно общаться с людьми, и понял, что здесь хорошая команда и специалисты, есть с кем работать, что радует.
- Есть ли планы у ГК "Ренова" по расширению аэропортового бизнеса? Или "Ренова" будет заниматься только "Кольцово"?
- Планы по развитию аэропортового направления есть, у нас существует стратегия создания аэропортового холдинга. С "Кольцово" мы прошли хороший путь в плане собственного погружения и экспертизы по развитию аэропорта. Считаем, что это успешный опыт. Проект, несмотря на большие инвестиции, достаточно прибыльный и перспективный, поэтому мы можем начать этот опыт тиражировать. Перед нами стоит задача в этом году начать работу в других аэропортах. Сейчас достаточно пристально смотрим на несколько аэропортов в других регионах и находимся в процессе переговоров. Нас интересуют достаточно крупные аэропорты с пассажиропотоком под 1 млн человек, или те, которые могут иметь такой пассажиропоток. К тому же к нам обращаются губернаторы различных регионов с просьбой поучаствовать в развитии их аэропортов, что отрадно, значит, нашу работу ценят. В аэропортовый бизнес мы верим, при определенных условиях он достаточно прибыльный. Плюс у нас есть западные партнеры, которые готовы нам помогать.
- Каковы производственные показатели 2009 года и прогнозы на 2010 год?
- Пассажиропоток в 2009 г. у нас сократился на 14,2% - до 2 млн 169 тыс. 136 человек. Начиная с октября, мы уже начали выходить в ноль. Обнадеживает, что в январе у нас рост 22%. Прогнозы на 2010 год я пока боюсь давать. Надеюсь, по итогам года мы вернем то, что потеряли. Наша задача - расти, как и прежде, в полтора раза быстрее среднеотраслевого роста. У нас все есть, чтобы реализовывать это преимущество.
- Каковы финансовые результаты работы аэропорта за 2009 год?
- По итогам года у нас прибыль, но она в разы ниже по сравнению с предыдущим годом: приблизительно 200 млн рублей. В этом году мы сильно подтянули неавиационные доходы, они достигли 25-30%, за счет этого в значительной степени отыграли значительное падение пассажиропотока.
- Прибегали ли к сокращению издержек?
- Сокращение издержек было. Например, мы немного оптимизировали численность персонала и значительно урезали непрофильные виды деятельности. На этом мы сэкономили порядка 100 млн рублей.
- Какова тактика развития на 2010 г. и долгосрочное стратегическое позиционирование?
- Стратегия нашего развития - создание регионального хаба, под которым мы подразумеваем расширение зоны охвата. Если сейчас посмотреть на наш пассажиропоток, то это Свердловская область плюс города, находящиеся вокруг: например, Тюмень, Челябинск, Пермь, Курган. Мы ставим задачу стать региональным хабом Уральского федерального округа. Границы региональных стыковок на востоке - Новосибирск, на западе - Самара, все, что за этими пределами, мы не берем, так как это не наша зона. Наша задача - сделать стыковки для пассажиров, которые находятся в этой зоне. Тем более, у авиакомпаний есть необходимость стыковаться. В этом есть и экономический смысл: летать из Сыктывкара в Новосибирск через Москву неразумно. В стыковках на запад мы попадаем в конкуренцию с Москвой. Например, лететь из Уренгоя во Франкфурт можно разными путями: через нас или через Москву. Через Москву, возможно, будет дешевле, но не так удобно. На восточные стыковки мы привлекательнее Москвы географически, так как время в пути будет меньше.
У региональных аэропортов сегодня не хватает базового спроса для нормального развития маршрутной сетки. Что такое нормальное развитие маршрутной сетки, вопрос спорный, но условно говоря, ежедневное сообщение со всеми городами-миллионниками. У нас нет ежедневных стыковок, а потребность так летать есть. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы привлечь к себе эти ручейки, чтобы наша река стала более полноводной. Мы сможем себе позволить привлечь перевозчиков на более обширную маршрутную сеть: и частотность добавить, и направления, но сейчас нет этого спроса: это спрос удовлетворяется через Москву. Поэтому есть смысл консолидировать потоки из региональных аэропортов, у которых не хватает спроса для нормальной частотности сообщения с другими пунктами у себя, а дальше развозить пассажиров. Вот задача хаба.
- Что делаете для привлечения новых перевозчиков?
- Для привлечения новых перевозчиков мы разработали программу мотивации авиакомпаний, где скидки могут достигать 60%. У нас развиты среднемагистральные и международные направления. Не хватает регионального сегмента. Некоторые авиакомпании собираются к нам прийти с региональными перевозками, но это сложно, и это беда не только наша, но и страны в целом. Сейчас есть несколько мелких игроков, но у них не хватает финансирования. Так, ведутся переговоры с "Регион-авиа", "Волга-Авиаэкспресс". Также мы провели исследование по тем направлениям, куда нам нужно открыть полеты: это 32 маршрута по России и СНГ. Мы разослали 17 авиакомпаниям свои предложения об открытии новых направлений и увеличении частоты. Мы надеемся, в 2010 г. привлечь большую их часть.
- Какие планы по развитию инфраструктуры аэропорта, логистического комплекса, Sky City? Что и когда будет построено? Какое финансирование на это будет выделяться?
- Строить культурно-развлекательный комплекс в районе аэропорта мы не видим смысла, это не даст нам дополнительных пассажиров. Поэтому мы решили строить экспоцентр. Выставочная деятельность даст нам приток пассажиров, что для развития аэропорта важно, сразу оживут и две гостиницы, и паркинг. Сейчас ведется разработка этого проекта. На первом этапе рассматривается площадь в 20 тыс. квадратных метров. Мы будем понимать конкретику уже к маю. К аэропорту это прямого отношения не имеет, мы выступаем модератором. Помимо всего, это хороший социальный проект для области.
Кроме того, компания Hochtief Airport GmbH делает для нас маркетинговое исследование по развитию грузовой инфраструктуры. Ранее мы начали реализовывать проект строительства логистического терминала, но начался кризис, внесший корректировки, и мы заморозили проект, не успев вложить достаточно большое количество денежных средств. На данный момент у нас грузовая инфраструктура не развита и находится в удручающем состоянии. После завершения исследований будет ясно, каков потенциал будущего грузового терминала и какой фронт работ нас ждет в этом году. При существующем грузопотоке будет достаточно построить терминал в 5 тыс. кв. метров при $1 тыс. за кв. метр. Инвестиции будут со стороны аэропорта Кольцово, поскольку это наша профильная деятельность. Вложения не такие большие, поэтому $5 млн мы найдем.
- Какие перспективы развития сообщения аэропорта с городом?
- Аэропорт от города находится на расстоянии 16 км. У нас есть хорошая 4-рядная в обе стороны автотрасса и железнодорожный экспресс. С экспрессом, правда, есть проблемы, он редко ходит и пока не пользуется популярностью, в день перевозит порядка 250 человек. Когда его открывали, было понятно, что это инвестиции в далекое будущее и перспективы. Аэропорт инвестировал порядка 300 млн рублей на строительство железнодорожной платформы. Мы надеемся его оживить с помощью экспоцентра. К тому же, мы надеемся перенести на нашу привокзальную площадь ряд автобусных маршрутов из центра города, что даст нам дополнительный пассажиропоток. Для реализации этой идеи - строительства автовокзала - необходимы несущественные инвестиции - порядка 50 млн рублей, тем более, что заложенная база уже есть.
- У Свердловской области новый губернатор, принадлежавший к структурам РЖД, нет ли притеснения?
- Александр Мишарин долгое время был председателем совета директоров "Кольцово". Хоть он и принадлежал к структурам РЖД, он всегда помогал аэропорту. Он хороший транспортник, управленец; ставит перед нами амбициозные задачи, знает о наших проблемах изнутри.
- Свердловские власти перед новым годом обратились к российскому правительству с просьбой о передаче 40% акций аэропорта "Кольцово" в собственность области. Какова ваша реакция на это?
- Мы поддерживаем этот вопрос и видим в этом только положительные стороны. Когда А.Мишарин вышел из совета директоров аэропорта, мы реально почувствовали отсутствие помощи со стороны федеральных властей, потому что он решал очень много вопросов по развитию аэропорта именно с Федерацией. Когда госпакет акций "Кольцово" перейдет из Росимущества в собственность области, тогда вновь начнется всесторонняя поддержка аэропорту.
- Как планируете развивать аэродромную инфраструктуру?
- У нас уже прошла реконструкция первой ВПП, на это было выделено 4 млрд рублей из федерального бюджета. Реконструкция второй полосы отложена в связи с тем, что Минтранс будет содействовать развитию сочинского и владивостокского аэропортов. Мы пока на очереди. У нас есть незначительные недоделки, на которые необходимо порядка 1,5 млрд рублей в течение 2010 г. Нельзя сказать, что без этого нам будет тяжело, но модернизация существенно поднимет нашу эффективность. Это не неотложные, но очень желательные меры.
- Вы озвучили большое количество планов на текущий год и ближайшее время. Насколько реально воплотить их в полном объеме?
- Считаю реальным сделать все из намеченного. Наша программа, как вы заметили, обширная и комплексная. Мы предусмотрели не только дальнейшее развитие наземной инфраструктуры аэропорта, но и тесное сотрудничество с нашими партнерами-авиакомпаниями, расширение маршрутной сети и, безусловно, работу с коллективом. Более того, существующие наработки, обновленный аэровокзальный комплекс с большим запасом по пропускной способности, технологические новшества и постоянный мониторинг существующей ситуации позволяют нам работать с опережением. Уверен, что планы на 2010 год по формированию на базе екатеринбургского аэропорта полноценного мультимодального транспортно-логистического комплекса будут реализованы в полном объеме....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться