Вести.Ru
15 марта 2010, 10:34
Встреча в небе: воздушная дозаправка
9 мая в Москве в параде в честь Дня Победы впервые примет участие воздушный командный пункт. Это модифицированный Ил-86
Военный аэродром "Чкаловский". Здесь базируется подразделение боевых самолетов, с борта которых можно управлять войсками в любое время дня и ночи. Специально переоборудованный для выполнения этих задач Ил-86 так и называется - воздушный командный пункт. Когда этот модифицированный самолет поднимется в воздух, мы станем свидетелями того, как наши военные летчики выполняют самый сложный элемент боевой подготовки.
Таких полетов не было более 20 лет. Фактически, с тех пор, как воздушный командный пункт Ил-86 произвели и испытали. Самолет может находиться в воздухе не более 5 часов. Каждая дозаправка увеличивает рабочий режим вдвое. Что это значит в условиях современной войны, когда каждый час может стать решающим, понятно даже тому, кто никогда не носил погоны.
Самолет держит курс в особую зону. Она называется "зоной дозаправки". Там уже ждет танкер. Он вышел в заданный район и, попросту говоря, наматывает круги. До сближения самолетов остается 5 минут. Чтобы два воздушных судна встретились в небе, экипажи должны знать точные данные высоты полета и курса следования.
О том, как продлить пребывание самолета в воздухе, конструкторы начали задумываться с момента появления самой авиации. На воздушные суда устанавливали дополнительные топливные баки, испытывали сверхэкономичные моторы. Но ничего более эффективного, чем дозаправка, не придумали. Первые успешные опыты были проведены еще в 1923 году. Во второй половине ХХ века дозаправка стала обязательным элементом подготовки военно-воздушных сил мировых держав. В СССР в 1980-е годы дозаправку в воздухе выполняли целые полки фронтовой и дальней авиации. Но в 1990-е эта программа в российской авиации была полностью свернута.
"Когда валилась армия, о дозаправке в воздухе окончательно забыли. Теперь это стало возможным благодаря тому, что возродился полк танкеров. Его возродило командование дальней авиации, и оно же инициировало возобновление данного вида подготовки. Фактически, за три года мы смогли возобновить дозаправку на трех типах воздушных судов", - рассказывает начальник Чкаловского летно-испытательного центра Николай Осыковый.
Герой России Николай Осыковый вполне мог бы претендовать на то, чтобы его имя было занесено в Книгу рекордов Гиннеса. Он освоил дозаправку на шести типах боевых самолетов. Этот сложнейший элемент, по сути, стал делом его жизни.
В 2008 году летчики Государственного летно-испытательного центра имени Чкалова вывели на дозаправку в небо сверхзвуковой ракетоносец Ту-160, в 2009-м - самолет дальнего радиолокационного обнаружения А-50 - его легко узнать по грибовидной антенне. И только несколько недель назад очередь дошла до Ил-86.
В небе появляется танкер. Управление только ручное. При этом удержать штурвал - непростая задача даже для опытного пилота. Дело в том, что летящий впереди самолет оставляет за собой два мощных воздушных потока - летчики называют их "жгутами". "Жгуты" могут попасть в самолет, который пристраивается к танкеру, и тогда начинается жесткая болтанка.
"Скорость, конечно, надо четко контролировать. Чуть быстрее - опасное сближение, чуть медленнее - конус просто не попадет в штангу. Это что касается скорости. А маневр "вправо-влево" возможен в пределах 5 метров", - говорит летчик 1 класса Игорь Волощук.
По словам начальник службы боевой подготовки ГЛИЦ имени Чкалова Андрея Кравчука, "самое главное для командира экипажа танкера - удерживать самолет в строго горизонтальном положении, не давать ему даже малейшим образом раскачиваться, потому что идущему за ним будет в несколько раз сложнее выполнять маневр".
Самолеты, длина которых более 50 метров и вес около 200 тонн, подходят друг к другу на расстоянии всего 16 метров. Это - как раз длина заправочного шланга с конусом. Из кабины хорошо видно лицо оператора дозаправщика. Одно неверное движение, лишний сантиметр - и стыковка срывается. Удар конуса, который весит около 80 килограммов, способен нарушить обшивку воздушного судна и привести к разгерметизации кабины.
На эксклюзивных видеозаписях - наиболее опасные моменты учебно-боевой подготовки. Истребитель походит к дозаправщику, но промахивается мимо конуса и, попав в спутный след, чуть не задевает танкер. Дальше он запутывается в шланге. А на других кадрах видно, как из-за незакрытого крана подачи топлива начинает гореть керосин, а вслед за ним воспламеняется фюзеляж самолета. Но если профессионализм и терпение, да к тому же немного удачи преодолевают всегда сложные и каждый раз неповторимые обстоятельства, в которых выполняется маневр, контактирование проходит успешно.
"Это похоже на хорошую баню. Человек трудился, выполнил задание, и у него возникает ощущение безграничной радости", - делится впечатлениями летчик-испытатель 1 класса Владимир Вихров.
"У пилота после 15 минут выполнения этого элемента весь комбинезон - хоть выжимай. Это примерно как 500-метровку пробежать хорошенько", - утверждает начальник службы летных испытаний центра Михаил Трубников.
Трехчасовой полет подходит к концу, воздушный командный пункт ложится на обратный курс. Задание выполнено. Мы снова на базе. В бортовом журнале штурман записывает итоги трехчасового полета - ровно 25 стыковок при нормативе 18....
Авторские права на данный материал принадлежат «Вести.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 25, 2024
Росгранстрой ведет работу по техническому оснащению воздушного пункта пропуска Хабаровск
Ноябрь 25, 2024
Минтранс держит на контроле вопрос развития авиации общего назначения
Ноябрь 25, 2024
"Аэроэкспресс" информирует об изменении тарифов