Маркер
15 марта 2010, 11:19
Прибалтийская авиакомпания заработает на российских пассажирах
Латвийская AirBaltic, с трудом пробившаяся на российский рынок, стремительно отбирает пассажиров у местных конкурентов. Полеты перевозчика в Европу с пересадкой в Риге обходятся дешевле, чем прямые и стыковочные рейсы российских авиакомпаний
В Риге становится тесно
AirBaltic объявила о планах по расширению рижского аэропорта в январе. Существующий терминал, принадлежащий государству, может обслужить не более 4,7 млн человек в год, а количество пассажиров стремительно растет. В прошлом году оно достигло 4,5 млн, удвоившись по сравнению с 2005 г. Начиная со следующего года наращивать пассажиропоток без ущерба для качества обслуживания будет невозможно.
Доля пассажиров AirBaltic в аэропорту Риги в минувшем году превысила 60%. Объемы перевозок компании за последние пять лет почти утроились, достигнув в минувшем году 2,7 млн человек. На руку латышам сыграл уход с рынка литовской FlyLAL и российской "КД авиа".
В Прибалтике появится свое Домодедово
Первую очередь нового терминала пропускной способностью 7 млн пассажиров в год планируется ввести уже в 2013 г. Эти площади строятся исключительно под рейсы AirBaltic. Пиковая пропускная способность планируется на уровне 4795 пассажиров в час. Для сравнения: в новом терминале D аэропорта Шереметьево этот показатель составит 5016 пассажиров в час.
Эксперты считают планы по увеличению объема перевозок вполне реальными. Но на этом расширение аэропорта не остановится. После 2015 г. планируется построить вторую взлетно-посадочную полосу, с тем чтобы еще через 10 лет обслуживать до 20 млн пассажиров в год. Это сопоставимо с показателями московского аэропорта Домодедово, занимающего 17-ю строчку в рейтинге европейских аэропортов. По итогам 2008 г. аэропорт Риги занимал лишь 61-е место в Европе.
Дорогое строительство
В феврале правительство Латвии утвердило разработанный проект строительства терминала, что неудивительно: сегодня рижский аэропорт и авиакомпания ― одни из немногих растущих латвийских предприятий. Более того, расширение предполагается провести полностью на частные средства, даже без государственных гарантий.
Предварительная смета строительства составляет €92 млн. В пересчете на квадратный метр это около €1900Средний европейский показатель составляет €2600. У терминала D аэропорта Шереметьево расходы планировались на уровне $2500 (€1773) за 1 кв. м, но в результате терминал обошелся вдвое дороже.
Аэропорт построят турки
Официального решения о будущем инвесторе нового терминала еще нет, продолжаются и переговоры о будущем собственнике аэропорта. Наиболее вероятным партнером AirBaltic является турецкая TAV Airport Holding.
В начале минувшего года эта компания победила в тендере на управление аэропортом Риги, пообещав инвестировать в его развитие до €250 млн. Но в начале октября итоги конкурса были аннулированы правительством Латвии в связи с трудной экономической ситуацией. После этого TAV начала прямые переговоры с AirBaltic об управлении новым терминалом.
Помимо Стамбула, Измира и Анкары TAV управляет двумя аэропортами в Грузии и одним в Тунисе. Компания была среди претендентов на управление аэропортом Пулково, однако уступила победу консорциуму "Воздушные ворота"Итоги конкурса на право управления аэропортом Пулково были подведены в середине 2009 г. Консорциум "Воздушные ворота" создан ВТБ, немецкой Fraport и греческим фондом Horizon Air Investments.
Конкурент российским авиакомпаниям
В прошлом году пятую часть прироста пассажиропотока AirBaltic обеспечили россияне. В результате московские рейсы поднялись с 10-го на 6-е место в списке наиболее популярных направлений рижского аэропорта.
Одним из преимуществ Риги является удачное географическое положение: она ближе хабов других европейских перевозчиков. Первый сегмент полета из Москвы составляет менее 1,5 часа, что не только удобно пассажирам, но и позволяет AirBaltic экономить на горячем питании. Но основные плюсы латвийской авиакомпании - маркетинг и хорошая сеть европейских маршрутов.
Удар по ценам
В России AirBaltic выигрывает в тарифной конкуренции у других европейских перевозчиков, в том числе низкобюджетных. Существует негласное правило, по которому зарубежные авиакомпании не могут устанавливать тарифы на перелет из Москвы в европейские города ниже $100. Представители латвийской стороны утверждают, что межправительственные соглашения между двумя странами позволяют AirBaltic обходить это ограничение. В результате если билет туда-обратно на рейс S7 в партнерстве с Lufthansa по маршруту Москва-Ницца с пересадкой в Мюнхене или Франкфурте стоит от 20 тыс. руб., то у AirBaltic со стыковкой в Риге - 10 тыс. руб.
Наступление продолжается
К лету парк AirBaltic пополнится восемью самолетами Q400 канадской Bombardier, а затем, возможно, еще четырьмя. Пока компания возит россиян преимущественно из Шереметьево и Пулково. В октябре 2009 г., практически сразу после банкротства "КД авиа", компания вышла в Калининград. Тогда же были возобновлены вылеты из Пскова. Сегодня компания ведет переговоры об открытии рейсов и из других российских городов, расположенных в радиусе до 1,5 часа полета от Риги. Раньше оперативно решать такие вопросы не удавалось. Несколько лет назад AirBaltic добивалась открытия рейса из Перми, но эта попытка, несмотря на поддержку региональных властей, успехом не увенчалась....
Авторские права на данный материал принадлежат «Маркер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться