АвиаПорт.Ru
15 марта 2010, 13:30
Итоги-2009: две трети погибших - погибло в вертолетах!
В 2009 г. показатели аварийности выглядят несколько лучше, чем в 2008 г. Однако если воздушные суда разделить на самолеты и вертолеты, то вертолетные итоги становятся прямо противоположными и далеко нелицеприятными
Если воздушные суда разделить на самолеты и вертолеты, то вертолетные итоги становятся прямо противоположными и далеко нелицеприятными. Вы можете самостоятельно посчитать и сравнить по таблице.
Классификация | Годы | Коммерческая авиация | АОН | |||
Всего | Вертолеты | Всего | Вертолеты | |||
1-2 кл. | 3-4 кл. | |||||
Авиационные происшествия | 2009 | 12 | 7 | 3 | 11 | 2 |
2008 | 13 | 3 | 4 | 12 | 4 | |
Катастрофы | 2009 | 6 | 4 | 1 | 8 | 2 |
2008 | 8 | 3 | 1 | 6 | 2 | |
Погибло | 2009 | 39 | 30 | 4 | 22 | 6 |
2008 | 129 | 22 | 3 | 11 | 5 | |
Аварии | 2009 | 6 | 3 | 2 | 3 | - |
2008 | 5 | - | 3 | 6 | 2 | |
Списано ВС | 2009 | 5 | 1 | 3 | 5 | 2 |
2008 | 9 | 2 | 2 | 7 | 2 | |
Инциденты | 2009 | 820 | 78 | 6 | 21 | 8 |
2008 | 877 | 107 | 11 | 15 | 5 | |
Повреждения на земле | 2009 | 72 | 7 | - | 2 | - |
2008 | 68 | 5 | 1 | - | - |
Вклад вертолетов в общую копилку: АП - 52,2%, катастрофы - 50%, число погибших - 65,6%, аварии - 55,6%, инциденты - 10,9%. При налете втрое меньше, чем у самолетов, вертолеты принесли больше половины всех бед и 2/3 погибших. По сравнению с 2008 г., показатели безопасности вертолетов ухудшились, только по числу погибших на треть. Безобразие! У такого уникального средства, которому в случае отказа или ошибки не требуется ни поступательной скорости, ни ВПП (можно спасти людей), более половины АП вертолетов - катастрофы (из 12 АП 7 - катастрофы). Приведу еще одно косвенное подтверждение необязательности людских потерь в вертолетах: из 7 аварий и катастроф вертолетов 1-2 класса в 2009 г. списан лишь один. 85% вертолетов вернулось в строй, а 30 человек уже не вернешь! Главным "могильщиком" года стали коммерческие вертолеты 1-2 класса (и совсем не Ми-2). Вывод неутешительный. Наши коммерческие операторы, много и красиво рекламирующие свои успехи, вопросами безопасности полетов вертолетов не занимаются. Одновременно с ростом аварийности растет число всевозможных наград "За выдающийся вклад…"!
Несколько слов про АОН. Из материалов заседания: "Особо отмечена необходимость усиления надзора за использованием воздушного пространства, особенно авиации общего назначения". На самом деле доля вертолетов АОН - не столь значительна, в 2009 г. она составила: по АП - 8,7%, катастрофам - 28,6%, числу погибших - 15%, аварий - 0, инцидентов - 8,7%. Ноль в графе аварий означает, что любое происшествие заканчивается катастрофой. Тут не надзирать и запрещать, тут учить нужно!
В целом, уровень безопасности полетов вертолетов недопустимо низкий и продолжает снижаться. Почему? Причин сразу несколько. Приведу лишь одну, ту, что лежит на поверхности. Причина эта - информационная, точнее отсутствие информации. Обратите внимание на графу инциденты: при 10,9% вкладе в общее количество инцидентов, на долю вертолетов приходится 50% катастроф и 65,6% погибших (в 6 раз больше!). Это значит, что вертолетчики скрывают информацию! Аварию или катастрофу скрыть невозможно, а инцидент... На лицо стремление "половить рыбку в "мутной воде"! Чем оборачивается отсутствие информации? В век информационных технологий, когда одно нажатие клавиши позволяет мгновенно "перелопатить" любые массивы цифр, мы узнали, что у нас летают винты-двойники (с одинаковыми номерами) лишь после катастрофы вертолета Ми-8 "ЮТэйр" в Либерии. И не только винты, летают целые "колонии" контрафактных агрегатов...
Парадоксально, автомобилями занимаемся (программа утилизации старых авто, ремни, детские кресла), а про вертолеты забыли. Недавно у нас стало обязательным пристегиваться в пригородных автобусах и маршрутках, а в вертолетах можно не пристегиваться (за границей пассажиры вертолетов пристегиваются, в том числе и самые высокопоставленные).
Кто виноват? Можно ли определить меру ответственности при таком объединенном анализе? Ответ очевиден! Конечно, нет. Поэтому во всем виноват только один человеческий фактор. Вертолетчики летают в жестких условиях, садятся на неподготовленные площадки. Вместо того, чтобы судить экипажи, им помогать нужно. Как помогать? Переоборудованием вертолетов! Вертолеты устарели не только физически, но и морально (основную долю налета приносят "старушки" Ми-8Т). И профилактикой тут не помочь. Нужны кардинальные меры. Смена качества эксплуатации. Нужны комплексные программы с участием специалистов, властей и общественности. Основное направление - обновление парка (модернизация и утилизация старых машин), с упором на системы контроля технического состояния ВС и поддержки пилотов (облегчение рабочей нагрузки), контроля состояния и действий экипажа, обеспечения выживаемости. Кстати, обеспечение выживаемости не ограничивается только специальным оборудованием вертолетов, начинается со школьных занятий по ОБЖ и простирается до современного оборудования центров УВД на малых высотах. Работы хватит всем.
Главный итог года - качество эксплуатации вертолетов не соответствует современным требованиям. Если замена самолетного парка каким-то образом идет, то вертолетный парк продолжал стареть, новые модели вертолетов поставляются почти исключительно на экспорт. Вместе с парком стареет вся система летно-технической эксплуатации. И тут никакие полумеры не смогут переломить ситуацию. Качество эксплуатации наших вертолетов устарело безвозвратно....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 28, 2024
Авиационный пресс-клуб соберётся на двадцать третью встречу
Ноябрь 28, 2024
Цены на билеты рухнули: авиакомпании объявили фантастические скидки в "Черную пятницу"
Ноябрь 28, 2024
Аэропорт Владикавказа возобновил работу
Ноябрь 28, 2024
Владимир Богатырев: "Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"