Время новостей
16 марта 2010, 12:57
Европейцы ищут новый маршрут в Америку
EADS не теряет надежды на участие в тендере для ВВС США
История с воздушными танкерами уже заслужила славу самого долгого и самого скандального тендера в истории американских ВВС. И Boeing, и EADS уже одержали победу друг над другом в этом соревновании, каждый по одному разу, однако всякий раз итоги тендера объявлялись недействительными, назначался новый конкурс.
Речь идет о замене американского парка летающих танкеров, который сейчас сформирован из устаревших самолетов КС-135 (на базе гражданского лайнера Boeing-707, практически уже вышедшего из эксплуатации). На первом этапе планируется заменить 100 таких машин старой модификации. Этот начальный заказ оценивается в 35 млрд долл. Однако, тот кто его получит, может в перспективе рассчитывать на куш покрупнее, по мере того, как Пентагон будет списывать остальные КС-135 - это еще 500 штук.
В 2001 году, когда "танкерный" тендер был впервые объявлен, EADS сформировал консорциум в составе своей дочерней компании Airbus и американской Northrop Grumman, обязавшись организовать конечную сборку самолетов на американской территории и вообще перенести туда 50% работ по исполнению контракта. Тендерным предложением европейцев стал A330MRTT - машина, созданная на базе гражданского А330. Этот заправщик уже был закуплен несколькими европейскими воздушными силами.
Американцев, она, однако, поначалу не впечатлила. В 2002 году победителем был объявлен Boeing, представивший КС-767А (на базе лайнера Boeing-767) - самолет, меньший по размерам, способный взять на борт на 20% меньше топлива, нежели европейский конкурент, хотя и более дешевый. ВВС США уже даже успели заключить с Boeing предварительный контракт на КС-767А, когда разразился первый из чреды скандалов, сопутствующих тендеру. Выяснилось, что Boeing взял на работу сотрудницу министерства обороны США Дарлин Друюн, причастную к организации тендера. "Конфликт интересов" ей самой стоил 9 месяцев тюремного заключения, глава Boeing Фил Кондит подал в отставку, а тендер решено было провести заново.
Второй этап тендера состоялся в 2006-2008 годах с тем же составом участников -- A330MRTT против КС-767, но с противоположным результатом. В феврале 2008 года победителем был объявлен европейский претендент. Впрочем, уже в июне того же года Accountability Office правительства США (аналог российской Счетной палаты) поддержал жалобу адвокатов Boeing и обязал Пентагон устранить многочисленные нарушения в условиях тендера. То есть, фактически, снова отменить объявленные результаты тендера и провести его еще раз.
В сентябре 2009 года Пентагон приступил к рассмотрению заявок по новым, "более прозрачным критериям". А 8 марта этого года консорциум Airbus - Northrop Grumman вышел из числа участников тендера. От лица партнеров заявление об этом сделал глава Northrop Grumman Вэс Буш. "Мы приняли такое решение, - сказал он, - исходя из структуры методологии отбора, определенной техническим заданием, которое явно благоволит к меньшему по размерам танкеру-заправщику Boeing и не обеспечивает адекватного признания преимуществ повышенной емкости более крупного танкера, лишая нас всяких шансов в соревновании".
После этого тендер стал безальтернативным: других участников, кроме Boeing в нем не осталось. Американские официальные власти реагировали на произошедшее сдержанно, зато европейские - с сильным возмущением на самом высоком уровне. Французский министр Лелюш не только выразил свою личную озабоченность развитием событий, но и пообещал, что президент Франции Николя Саркози вмешается в них "в подходящее время".
Министр экономики Германии Райнер Брюдерле уверен, что тендер был явно "подтасован в пользу Boeing под политическим давлением". Председатель Бундестага Йоахим Пфайфер назвал поведение Пентагона "скандальным".
А через несколько дней после того, как прокатилась волна возмущенных официальных заявлений, в Defense News появилась неофициальная новость: EADS "вышел" на чиновников Пентагона с просьбой перенести назначенный срок (очередного) подведения итогов тендера. Отсрочка нужна европейскому холдингу, чтобы найти нового партнера в США, вместо Northrop Grumman. Кандидатами на эту роль называют американские компании Lockheed Martin, L-3 Communications или Raytheon. Анонимный сотрудник министерства обороны США сказал Defense News: "Для нас нет ничего необычного в том, чтобы продлить тендер на разумный срок". Он, правда, отрицал, что подобная просьба уже официально поступила в Пентагон....
Авторские права на данный материал принадлежат «Время новостей». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 22, 2024
В аэропорту Гатвик эвакуировали пассажиров
Ноябрь 22, 2024
S7 по требованию Генпрокурора РФ изменила правила предоставления мест инвалидам
Ноябрь 22, 2024
Ямальский авиаперевозчик ввел дополнительные рейсы на новогодние каникулы