О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Европейцы ищут новый маршрут в Америку

EADS не теряет надежды на участие в тендере для ВВС США

Тендер на закупку самолетов-заправщиков для американских ВВС, который Пентагон объявил почти десять лет назад, похоже, далек от завершения. Европейский холдинг EADS просит отложить подведение итогов тендера, назначенное на середину мая, сообщил портал Defense News, ссылаясь на свои источники в конгрессе США. Официального подтверждения эта информации пока не получила. Однако, на прошлой неделе EADS заявил, что будет вынужден отказаться от дальнейшего участия в тендере из-за того, что власти США явно подыгрывают конкурирующей компании Boeing. Европейские политики, в том числе член кабинета министров Франции Пьер Лелюш, выразили возмущение несправедливостью, проявленной по отношению к европейскому холдингу. Оговоримся, что никогда раньше (если не считать периода первой мировой войны) американские ВВС не закупали самолеты иностранного производства. Чтобы сломать эту почти вековую традицию, европейские союзники Америки готовы на многое.

История с воздушными танкерами уже заслужила славу самого долгого и самого скандального тендера в истории американских ВВС. И Boeing, и EADS уже одержали победу друг над другом в этом соревновании, каждый по одному разу, однако всякий раз итоги тендера объявлялись недействительными, назначался новый конкурс.

Речь идет о замене американского парка летающих танкеров, который сейчас сформирован из устаревших самолетов КС-135 (на базе гражданского лайнера Boeing-707, практически уже вышедшего из эксплуатации). На первом этапе планируется заменить 100 таких машин старой модификации. Этот начальный заказ оценивается в 35 млрд долл. Однако, тот кто его получит, может в перспективе рассчитывать на куш покрупнее, по мере того, как Пентагон будет списывать остальные КС-135 - это еще 500 штук.

В 2001 году, когда "танкерный" тендер был впервые объявлен, EADS сформировал консорциум в составе своей дочерней компании Airbus и американской Northrop Grumman, обязавшись организовать конечную сборку самолетов на американской территории и вообще перенести туда 50% работ по исполнению контракта. Тендерным предложением европейцев стал A330MRTT - машина, созданная на базе гражданского А330. Этот заправщик уже был закуплен несколькими европейскими воздушными силами.

Американцев, она, однако, поначалу не впечатлила. В 2002 году победителем был объявлен Boeing, представивший КС-767А (на базе лайнера Boeing-767) - самолет, меньший по размерам, способный взять на борт на 20% меньше топлива, нежели европейский конкурент, хотя и более дешевый. ВВС США уже даже успели заключить с Boeing предварительный контракт на КС-767А, когда разразился первый из чреды скандалов, сопутствующих тендеру. Выяснилось, что Boeing взял на работу сотрудницу министерства обороны США Дарлин Друюн, причастную к организации тендера. "Конфликт интересов" ей самой стоил 9 месяцев тюремного заключения, глава Boeing Фил Кондит подал в отставку, а тендер решено было провести заново.

Второй этап тендера состоялся в 2006-2008 годах с тем же составом участников -- A330MRTT против КС-767, но с противоположным результатом. В феврале 2008 года победителем был объявлен европейский претендент. Впрочем, уже в июне того же года Accountability Office правительства США (аналог российской Счетной палаты) поддержал жалобу адвокатов Boeing и обязал Пентагон устранить многочисленные нарушения в условиях тендера. То есть, фактически, снова отменить объявленные результаты тендера и провести его еще раз.

В сентябре 2009 года Пентагон приступил к рассмотрению заявок по новым, "более прозрачным критериям". А 8 марта этого года консорциум Airbus - Northrop Grumman вышел из числа участников тендера. От лица партнеров заявление об этом сделал глава Northrop Grumman Вэс Буш. "Мы приняли такое решение, - сказал он, - исходя из структуры методологии отбора, определенной техническим заданием, которое явно благоволит к меньшему по размерам танкеру-заправщику Boeing и не обеспечивает адекватного признания преимуществ повышенной емкости более крупного танкера, лишая нас всяких шансов в соревновании".

После этого тендер стал безальтернативным: других участников, кроме Boeing в нем не осталось. Американские официальные власти реагировали на произошедшее сдержанно, зато европейские - с сильным возмущением на самом высоком уровне. Французский министр Лелюш не только выразил свою личную озабоченность развитием событий, но и пообещал, что президент Франции Николя Саркози вмешается в них "в подходящее время".

Министр экономики Германии Райнер Брюдерле уверен, что тендер был явно "подтасован в пользу Boeing под политическим давлением". Председатель Бундестага Йоахим Пфайфер назвал поведение Пентагона "скандальным".

А через несколько дней после того, как прокатилась волна возмущенных официальных заявлений, в Defense News появилась неофициальная новость: EADS "вышел" на чиновников Пентагона с просьбой перенести назначенный срок (очередного) подведения итогов тендера. Отсрочка нужна европейскому холдингу, чтобы найти нового партнера в США, вместо Northrop Grumman. Кандидатами на эту роль называют американские компании Lockheed Martin, L-3 Communications или Raytheon. Анонимный сотрудник министерства обороны США сказал Defense News: "Для нас нет ничего необычного в том, чтобы продлить тендер на разумный срок". Он, правда, отрицал, что подобная просьба уже официально поступила в Пентагон....
Авторские права на данный материал принадлежат «Время новостей». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка