О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Летчики сами не поняли, как оказались в лесу

В ночь на понедельник, не долетев полтора километра до взлетно-посадочной полосы аэропорта "Домодедово", в лесу упал и разрушился самолет Ту-204-100 ульяновской авиакомпании "Авиастар-Ту"

В ночь на понедельник, не долетев полтора километра до взлетно-посадочной полосы аэропорта "Домодедово", в лесу упал и разрушился самолет Ту-204-100 ульяновской авиакомпании "Авиастар-Ту", на борту которого находились только восемь членов экипажа. Тяжелые травмы получили командир экипажа Александр Косяков и второй пилот Алексей Михайловский. За последние три дня этот самолет дважды побывал в ремонте, тем не менее эксперты связывают происшедшее скорее с действиями экипажа, чем с неполадками в технике.

За минувшие двое суток борт N 64011 стал участником двух инцидентов. В воскресенье в четыре утра этот же Ту-204-100, выполняя рейс Москва - Хургада, вылетел из "Домодедово" с 210 пассажирами. Когда борт подлетал к Орлу, в кабине авиалайнера произошло задымление и экипаж принял решение вернуться обратно. Через два часа самолет совершил аварийную посадку в столичном аэропорту. По словам представителей Росавиации, причиной ЧП стал "отказ электрического обогревателя ног экипажа". После устранения неисправности самолет с пассажирами на борту, которые некоторое время протестовали, но все-таки решили продолжить полет, отправился в Египет.

Через сутки Ту-204-100 с восемью членами экипажа возвращался в "Домодедово", выполняя так называемый технический рейс N 1906 Хургада - Москва. В понедельник в 2.54 при заходе на посадку самолет неожиданно исчез с радара. Через полчаса спасательные службы обнаружили разрушенный авиалайнер примерно в полутора километрах от взлетно-посадочной полосы: машина совершила посадку прямо на березовую рощу, прорубив в ней широкую просеку. Самолет буквально разломился пополам, у него отвалилось левое крыло, а также образовались трещины на фюзеляже. При этом возгорания, обычного для подобных посадок, почему-то не произошло. Пожарные объяснили "Ъ" это профессионализмом пилотов, которые, по их словам, успели выключить двигатели и обесточить самолет. Только после этого экипаж самостоятельно покинул борт. Тяжелые травмы получили командир экипажа Александр Косяков, у которого черепно-мозговая травма и перелом ключицы, и второй пилот Алексей Михайловский - у него черепно-мозговая травма, перелом грудины и шейки бедра. Объяснить, почему они не дотянули до полосы, члены экипажа Ту-204-100 не смогли. По их словам, все произошло слишком быстро и для себя они с версией инцидента еще не определились.

Причину ЧП сейчас устанавливает специально созданная комиссия из представителей Межгосударственного авиационного комитета (МАК), Федерального агентства воздушного транспорта и следственных органов. На месте приземления самолета обнаружены бортовые самописцы, которые уже доставлены в МАК для расшифровки. По факту происшедшего Московское межрегиональное следственное управление на транспорте СКП РФ возбудило уголовное дело по ст. 263 УК РФ ("Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта"). Пока никаких версий относительно причин авиапроисшествия официально обнародовано не было. Заместитель председателя МАК Олег Ермолаев заявил "Ъ", что "при расследовании комплексно будут рассматриваться абсолютно все условия - и погодные, и условия эксплуатации самолета, и состояние авиатехники, и состояние экипажа, и работа наземных служб". Неофициально же обсуждаются две версии происшедшего.

По одной из них, авария могла произойти из-за потери пилотом ориентации в условиях плохой видимости - над аэропортом стоял густой туман. Подтверждением этой версии может служить и то, что посадка совершалась в штатном режиме. "Это не аварийная посадка, поскольку экипаж ее не запрашивал,- заявил "Ъ" советник руководителя Росавиации Сергей Извольский.- Несмотря на сложные метеоусловия и ограниченную видимость, заход на посадку выполнялся в штатном режиме. Экипаж и диспетчеры поддерживали радиосвязь в процессе всего полета, в том числе и при заходе на посадку". Он также отметил, что "погодные условия действительно были очень непростые - облачность на высоте 60 м, видимость по дальности у земли менялась от 450 до 700 м".

Еще одна версия связала происшедшее с тем, что экипажу Ту-204-100 якобы могло не хватить топлива, чтобы долететь до "Домодедово". По версии источников "Ъ", полет в Хургаду и обратно самолет выполнял на одной заправке, произведенной еще в Москве. Топлива у него было впритык, но обратный рейс выполнялся без пассажиров, что существенно экономило горючее. Именно из-за отсутствия топлива в условиях плохой видимости экипаж не пошел на второй круг или на запасной аэродром. "Возможно, они даже шли на посадку уже с неработающими двигателями",- сообщил "Ъ" один из пилотов, работающих в "Домодедово", ссылаясь на слова диспетчера, якобы не слышавшего никаких посторонних шумов при последнем общении с экипажем. Побывавшие на месте аварии спасатели и пожарные говорят, что там было разлито топливо и сильно пахло керосином. Однако данные подмосковного управления МЧС о том, что вытечь из баков самолета и разлиться на месте аварии могло до 8 тонн топлива, они назвали оценочными.

В свою очередь, летный директор ООО "Авиастар-Ту" Александр Потапов с топливной версией категорически не согласен. "Это чепуха, этот вопрос я сегодня сам проверял, выяснял заправку в Хургаде, время полета - могу сказать точно, что это исключено",- отметил он. А другой источник "Ъ" в авиакомпании добавил, что тот же самый борт N 64011 и без топлива мог совершить благополучную посадку. 14 января 2002 года этот же Ту-204, следуя из Франкфурта-на-Майне, не смог сесть в Новосибирске и был вынужден следовать в Омск, где была более приемлемая погода. Но за 17 км до Омска закончилось топливо, и выключились двигатели. Тем не менее самолет успешно спланировал с высоты 2 тыс. м и смог приземлиться.

Стоит также отметить, что три дня назад этот же Ту-204 находился на ремонте в Ульяновске на заводе-изготовителе в ЗАО "ЦТОиРАТ "Авиасервис" (в составе самолетостроительного завода ЗАО "Авиастар-СП"). Исполнительный директор ЗАО "Авиастар-СП" Сергей Дементьев пояснил "Ъ", что на самолете производилась замена шасси в связи с выработкой ресурса. "Никаких вопросов не было, иного обслуживания на самолете не производилось, в Москву он улетел без замечаний",- пояснил господин Дементьев. По его словам, самолет Ту-204-100 с номером 64011 был произведен в 1993 году, его налет составлял 18 тыс. часов при ресурсе в 24 тыс., борт имел около 4800 посадок из 8 тыс. по ресурсу, его же календарный ресурс истекал только в 2013 году. "Но календарный ресурс таких самолетов обычно продлевается до 30 лет, поэтому по планеру вообще не было никаких вопросов",- добавил исполнительный директор. Он подтвердил, что именно этот самолет совершил посадку, не предусмотренную заданием, в воскресенье утром и причина возврата в "Домодедово" была в "плохом контакте в системе обогрева лобовых стекол, что и привело к частичному задымлению". Впрочем, то происшествие и воскресная посадка в лесополосу, по словам господина Дементьева, никак не связаны друг с другом. Заместитель гендиректора ООО "Авиастар-Ту" Александр Потапов, воздержавшись от конкретных версий, сказал, что Ту-204-100 довольно надежная машина - "тем более, она только что вышла с завода". В ОАО "Пермский моторный завод" уверены в надежности двигателей, установленных на Ту-204. "Наши специалисты оценили эту аварию, они уверены в качестве наших двигателей и в том, что они никакого отношения к происшествию не имеют. Межремонтный ресурс этих двигателей ПС-90А - 6-6,5 тыс. часов. На одном из тех, что были установлены на этом самолете, было чуть больше тысячи часов, на другом - чуть более ста",- сказала представитель ОАО Юлия Ворожцова. Директор ЗАО "ЦТОиРАТ "Авиасервис" Геннадий Семочкин также считает, что техника в данном случае ни при чем. "Меня другое удивляет - почему экипаж не ушел на запасной аэродром, когда за два часа до происшествия в связи с плохими погодными условиями всех уже отправляли на запасные",- сказал господин Семочкин.

Между тем Росавиация с 22 марта запретила авиакомпании "Авиастар-Ту" совершать пассажирские перевозки. "После авиапроисшествия у них остался один пассажирский самолет, а по российским авиационным правилам, если у авиаперевозчика нет резервного борта, он не может осуществлять пассажирские перевозки",- отметил советник руководителя Росавиации Сергей Извольский....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка