О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Панцирь-С" встанет на защиту С-400

Новый комплекс поступает только в ВВС и в малых количествах

18 марта ВВС России получили первые 10 зенитных ракетно-пушечных комплексов ЗРПК "Панцирь-С" от предприятия "Конструкторское бюро приборостроения" в Туле. Правда, принимали они их на другом предприятии - "Щегловский вал". Эти 10 установок на базе автомобилей "КамАЗ" переданы полку ПВО в подмосковном городе Электросталь, чтобы прикрывать зенитно-ракетную систему дальнего действия С-400.

Но к месту службы комплексы попадут только в мае. Сначала они отправились за 300 километров в подмосковное Алабино готовиться к Параду Победы. Говорилось, что здесь будет происходить обучение экипажей. Но это весьма сомнительно, ведь парадные проходы - это отнюдь не полигонные занятия и не теоретическая подготовка в классах и на тренажерах. А водителей особо обучать не надо: "КамАЗ" - он и есть "КамАЗ".

"Панцирь" - одна из самых распиаренных боевых машин за последние 20 лет. Все о ней слышали, многие видели на выставках, но в войска поступать она начала только на днях. За долгие годы конструкторских работ (начаты в 1990-м), испытаний и срывов контрактов на поставку "Панцирь" получил заслуженный эпитет "многострадальный".

Сейчас о нем снова говорят в превосходной степени. Может сложиться впечатление, что это некая панацея от всех средств воздушно-космического нападения. На самом деле, это зенитный комплекс ближнего действия - до 20 км. Он превосходит ручные ПЗРК "Игла" и "Стрела", но не дотягивает до уровня "Тора". И место в строю для "Панциря" обозначено совершенно конкретно - это замена "Тунгуске", которая в свое время заменила "Шилку". Правда, "Тунгуску" он по-настоящему заменит, лишь когда встанет на гусеничную платформу. Пока же это колесный тыловой вариант, предназначенный для прикрытия важных объектов - аэродромов, баз, позиций ПВО…

Фактически следует говорить о боевом модуле "Панцирь-С", который может устанавливаться на любую транспортную базу подходящей грузоподъемности - автомобиль, гусеничный транспортер, бронекатер, просто в контейнер. Первоначально "Панцирь" планировался на гусеничном ходу, поскольку должен был занять место "Тунгуски" в танковых колоннах, чтобы прикрывать их от вертолетов и низко летящих самолетов противника. Но из-за недофинансирования концепцию пришлось изменить. И "Панцирь" в более дешевом варианте, поставленный на колеса, стал позиционироваться как последний рубеж ПВО для тыловых объектов.

Поскольку в таком виде сопровождать бронетанковые колонны можно только где-нибудь в сухой пустыне, его стали предлагать покупателям на Ближнем Востоке. Тем более что по стоимости он был вполне подходящим, а конкурентов не имел. Уникальность "Панциря" на рынке вооружений обеспечена тем, что вооруженным силам США, НАТО и Израиля не угрожают крылатые ракеты, планирующие боеприпасы и БПЛА потенциального противника. Он ими в должной мере не обладает и в ближайшие годы обладать не будет.

Главные угрозы тыловым объектам - это крылатые ракеты и планирующие авиабомбы. Для борьбы со всеми видами угроз воздушного нападения "Панцирь" получил комбинированное ракетно-пушечное вооружение. Ракета на разгонном участке в несколько сот метров, а то километр и больше, только набирает скорость и еще не может маневрировать. Ее цели должны находиться относительно далеко. Зато автоматическая пушка способна вести точный и интенсивный огонь на дальностях до трех километров, создавая обширную огневую завесу для низколетящих целей. Нижняя граница применения пушки по низкоскоростным объектам составляет десятки метров. Это позволяет поражать дозвуковые крылатые ракеты, неожиданно появляющиеся на высоте всего 3-5 метров.

Предполагается, что комплексы "Панцирь-С" на колесном ходу будут придаваться соединениям ПВО большой дальности, вооруженным ЗРС С-300 и С-400, и что они войдут в состав зенитно-ракетных частей как батареи прикрытия. Согласно Государственной программе вооружений до 2015 года, на вооружение ВС РФ планируется передать 20 таких комплексов. 10 уже получено.

Создается впечатление, что получены они исключительно для Парада Победы. Поскольку в связи с ремонтом Красной площади и общей политикой государства следующий парад с участием боевой техники ожидается только к 70-летию Победы в 2015 году, не исключено, что следующие 10 машин также будут приурочены к торжественному маршу, а не к общему перевооружению армии нового облика. При этом потребности ВВС России определяются как минимум в 100 комплексов данного типа. Впрочем, другие специалисты считают, что необходимо закупить 200-250 установок до 2015 года и еще 400-500 - до 2020-го. Кроме того, 500-600 машин до 2020 года могут закупить сухопутные войска для замены "Тунгусок". Могут-то они, конечно, могут, да кто ж им даст?

Кроме того, не было заслуживающих доверия сообщений, что выполнены все просроченные экспортные контракты по поставке "Панцирей" в ОАЭ и Сирию. Поэтому странно, что 10 машин вдруг оказались изъяты из экспортных партий. Сразу возникают подозрения, что заказчик от них отказался либо не принял из-за претензий к качеству. Впрочем, некоторые анонимные источники из тульских предприятий ОПК утверждают, что с качеством все нормально, а машины лишь проходят предпродажную обкатку в условиях нормальных асфальтовых дорог. После парада "Панцири" перекрасят в пустынный камуфляж и сдадут инозаказчику. До следующего парада их все равно никому показывать не надо.

Есть подозрения, что "КамАЗы" этих "Панцирей" не совсем серийные. Что по своему устройству они гораздо ближе к тем, на которых Владимир Чагин выигрывает "Дакары". Не стоят ли на них импортные двигатели с турбонаддувом? Для стационарной ЗРС С-400 такой ресурс автомобильных установок прикрытия несколько избыточен. Зато он в самый раз для ближневосточных и североафриканских пустынь.

Впрочем, на это имеются возражения. Сообщалось, что 10 этих "Панцирей" примут участие в коллективных учениях России, Белоруссии и Казахстана. А еще их перед передачей в войска на предприятии "Щегловский вал" освятил протоиерей. Такой ритуал может не устроить заказчика из исламского государства....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимое военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка