Коммерсантъ
31 марта 2010, 10:34
Аэропортовый сборщик
Сегодня наблюдательному совету Внешэкономбанка предстоит решить судьбу нового терминала D аэропорта "Шереметьево". Владеющее этим активом ОАО "Терминал", подконтрольное "Аэрофлоту", не в состоянии обслуживать долг перед банком в размере $1,2 млрд
О том, что сегодня наблюдательный совет ВЭБа рассмотрит вопрос дальнейшего финансирования проекта реконструкции аэропорта "Шереметьево", "Ъ" рассказал источник в аппарате правительства. По его словам, вопрос об участии банка в проекте "Терминал D" значится в повестке дня заседания совета. "Речь идет об урегулировании долговой проблемы ОАО "Терминал", получившего кредит ВЭБа в размере $1,2 млрд на строительство нового терминала. При ставке 9% годовая стоимость обслуживания долга компании превышает $100 млн, что значительно выше ожидаемых денежных поступлений от терминала D", - утверждает собеседник "Ъ".
С этой оценкой согласен и источник "Ъ" в Минэкономразвития. По его словам, 12 марта в ходе совещания у первого вице-премьера Игоря Шувалова были озвучены данные, согласно которым дефолт ОАО "Терминал" может наступить уже в конце 2010 года. "В среду членам совета предстоит выбрать один из двух ранее обсуждавшихся в правительстве сценариев, и оба они завязаны на решении проблем ОАО МАШ", - заявил он "Ъ". Напомним, что ранее МАШ владел опционом на приобретение 25% акций "Терминала", но так его и не реализовал.
ОАО "Международный аэропорт "Шереметьево" на 100% принадлежит РФ и является стратегическим предприятием. "Шереметьево" - второй по размеру аэропорт в России, в 2009 году обслужил 14,8 млн пассажиров.
Владелец терминала D - ОАО "Терминал", акции которого распределены между "Аэрофлотом" (52,82%), ВЭБом (22,18%) и ВТБ (25%+1 акция). Терминал D открылся в конце прошлого года. Пропускная способность - около 12 млн пассажиров в год. Предполагается, что этот терминал станет базой для хаба "Аэрофлота" и его партнеров по альянсу SkyTeam.
Как удалось выяснить "Ъ", оба сценария содержатся в письме в Минэкономразвития главы Минтранса Игоря Левитина (документ N ИЛ-15/1881 от 1 марта имеется в распоряжении "Ъ"). Первый из них предполагает превращение ОАО "Терминал" в дочернюю структуру ОАО МАШ с долей участия последнего не менее 50% плюс 1 акция. Этот пакет МАШ может получить в результате выкупа допэмиссии акций ОАО "Терминал" путем внесения в капитал компании своих терминалов E и F (туда же предполагается передать и долги этих терминалов, их объем не уточняется). Кроме того, в ходе допэмиссии ВЭБ увеличит свой пакет путем "зачета денежных требований (всех или части) к ОАО "Терминал", говорится в документе. Доля же "Аэрофлота" в ОАО "Терминал" должна определиться при оценке компании. При этом в письме министра ничего не сказано о судьбе пакета еще одного акционера "Терминала" - ВТБ. По мнению источника "Ъ" в Минэкономразвития, банк не планирует участвовать в выкупе допэмиссии, и его доля будет размыта.
Альтернативный сценарий Игорь Левитин описывает скупо: он предполагает "консолидацию всех пассажирских терминалов аэропорта на балансе ОАО МАШ" путем присоединения к нему ОАО "Терминал". Впервые этот вариант был представлен в середине февраля на совещании у заместителя главы аппарата правительства Кирилла Андросова и рассматривается ВЭБом как предпочтительный, утверждает источник "Ъ" в Минэкономразвития. По его словам, на первом этапе долги ОАО "Терминал" перед ВЭБом предполагается конвертировать в акции компании посредством выкупа банком ее допэмиссии.
На следующем этапе допэмиссию проведет МАШ, разместив ее в пользу акционеров ОАО "Терминал", которые оплатят ее акциями этой компании (еще один сценарий предполагает, что всю допэмиссию МАШа выкупит ВЭБ, который приобретет акции ОАО "Терминал" у ВТБ и "Аэрофлота"). После завершения всех этих процедур ОАО "Терминал" будет присоединено к ОАО МАШ.
В ВЭБе вчера от официальных комментариев отказались. В ВТБ "Ъ" заявили, что решения о выходе банка из проекта ОАО "Терминал" пока нет. "Сейчас обсуждаются различные варианты развития событий, мы готовы рассматривать любой из них в случае поступления официальных документов",- сообщил "Ъ" представитель пресс-службы ВТБ. В "Аэрофлоте" от официальных комментариев отказались, но источник "Ъ" в компании говорит, что свое участие в капитале "Терминала" "Аэрофлот" рассматривает как непрофильный актив. "Желание освободиться от непрофильного бизнеса есть, но наша позиция по этому вопросу будет зависеть от решения по "Шереметьево" в целом: нам хотелось бы каким-то образом сохранить за собой возможность влиять на ситуацию в базовом аэропорту, куда правительство намерено привлечь внешнего управляющего",- говорит собеседник "Ъ".
Прошлой осенью правительство поручило Минтрансу и Минэкономразвития подготовить имущество МАШ к передаче в управление сторонней компании. Тогда Игорь Левитин заявил, что прорабатывается возможность передачи терминалов и аэропортовой инфраструктуры в концессию, как это было сделано в петербургском Пулково (там концессию выиграл консорциум ВТБ и Fraport). В письме господина Левитина ситуация выглядит несколько иначе: он предлагает привлечь на первом этапе в ОАО "Терминал" "одну из ведущих иностранных управляющих компаний на краткосрочной основе" для реструктуризации его долгов, а затем передать весь имущественный комплекс "Шереметьево" стратегическому инвестору (консорциуму), способному обеспечить финансирование строительства нового терминала на месте терминала B (бывшее "Шереметьево-1"). Если сегодня наблюдательный совет ВЭБа, который возглавляет премьер-министр Владимир Путин, утвердит один из предлагаемых сценариев урегулирования долгов ОАО "Терминал", поиском стратегического инвестора займется госбанк.
По мнению главы аналитической службы "АвиаПорт" Олега Пантелеева, предлагаемая ВЭБом схема выглядит жизнеспособной. "Реализация такой схемы позволит "Шереметьево" сохранить репутацию надежного заемщика при присоединении к МАШ обремененного долгами ОАО "Терминал", и в дальнейшем это не помешает привлечь в аэропорт солидную управляющую компанию,- считает эксперт.- То, что спрос на такие активы на рынке высок, видно на примере куда менее привлекательного с инвестиционной точки зрения Пулково: при объявлении конкурса на привлечение концессионера выстроилась очередь из крупных компаний и банков"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 22, 2024
В аэропорту Гатвик эвакуировали пассажиров
Ноябрь 22, 2024
S7 по требованию Генпрокурора РФ изменила правила предоставления мест инвалидам
Ноябрь 22, 2024
Ямальский авиаперевозчик ввел дополнительные рейсы на новогодние каникулы