Время новостей
31 марта 2010, 11:36
Заход вслепую
Эксперты установили одну из причин аварии Ту-204-100 в аэропорту "Домодедово"
Из-за чего лайнер приземлился в лес, эксперты пока не сообщают. Однако согласно их выводам при неработающей системе ВСУП в ручном режиме экипаж не должен был заходить на посадку в тех сложных метеоусловиях, которые тогда были в "Домодедово". Над аэродромом в ту ночь была плотная низкая облачность и висел густой туман, и, по мнению специалистов, согласно инструкциям экипаж самолета обязан был проинформировать о неполадках диспетчеров аэропорта и уйти на запасный аэродром. Однако по какой-то причине этого сделано не было.
Пассажирский самолет Ту-204-100 авиакомпании ООО "Авиастар-ТУ", выполнявший рейс из Хургады в Москву без пассажиров, 22 марта в 2.35 в районе аэропорта "Домодедово" внезапно исчез с экранов радаров и совершил посадку в лесополосу, приблизительно в километре от взлетно-посадочной полосы (ВПП) аэропорта. В результате лайнер прорубил в лесу просеку длиной несколько сот метров. Из находившихся на борту восьми членов экипажа никто не погиб, но пятеро были госпитализированы с различными травмами. Сам лайнер был серьезно поврежден и теперь не подлежит восстановлению - у него отломилось крыло, и переломился в нескольких местах фюзеляж. В результате аварии из баков самолета вылилось несколько тонн керосина, однако пожара на месте крушения удалось избежать.
По первоначальным данным "Росавиации", несмотря на непростую метеорологическую обстановку и ограниченную видимость, заход на посадку выполнялся в штатном режиме. Возможности аэропорта "Домодедово" позволяют принимать самолеты в самых сложных условиях, при этом лайнеры "заводятся" на посадку в автоматическом режиме по радиосигналу. Экипаж Ту-204 и диспетчеры поддерживали радиосвязь в процессе всего полета. Кроме того, пилоты ничего не сообщали об отказах и неисправностях на борту, а также о намерении совершить аварийную посадку и сами приняли решение садиться по фактической погоде. Этот термин обозначает наличие достаточно сложных, но не критических условий в аэропорту, когда экипажам предоставляется право самим с учетом собственного опыта и профессионализма принимать решение, идти ли на посадку или уходить на запасный аэродром.
После ЧП выдвигались самые разные версии, но о том, что на самом деле произошло с лайнером, ничего не могли сказать даже сами члены экипажа, и никакой официальной информации о причинах крушения не сообщалось.
При этом было известно, что всего за день до аварии с этим же бортом произошел неприятный инцидент. В ночь на 21 марта лайнер с туристами отправился из Москвы в Хургаду, и вскоре после взлета экипаж сообщил о задымлении в кабине. Тогда пилоты приняли решение вернуться в "Домодедово". Как выяснилось, причиной тревоги тогда стал отказ элемента электрического обогревателя ног экипажа, и через несколько часов Ту-204 все же вылетел в Хургаду, при возвращении из которой и потерпел крушение. Впрочем, сразу после аварии в "Росавиации" категорически отвергли возможную связь между крушением и тем инцидентом.
Кроме того, было известно, что еще несколько лет назад этот же борт совершил аварийную посадку в Омске после того, как на подлете к аэропорту у него закончилось топливо (тогда самолет был перенаправлен из пункта назначения из-за плохих погодных условий). В связи с этим также высказывались версии, что и на этот раз у Ту-204 якобы могло не хватить топлива.
Однако в МАК эти предположения вчера опровергли. "По поступившей от авиационных властей Египта информации, перед вылетом в самолет было заправлено около 16 тонн топлива. С учетом остатка на борту перед вылетом из аэропорта Хургада находилось около 24 тонн топлива. На момент авиационного происшествия в баках самолета оставалось не менее 9 тонн топлива", - отмечено в сообщении ведомства.
Кроме того, эксперты установили, что, согласно данным расшифровки "черных ящиков", на посадку Ту-204 заходил все же не в штатном режиме, а с неработающей аппаратурой ВСУП. Она позволяет самолетам садиться по системе ИЛС (Instrument Landing System или Курсо-глиссадная система) - радионавигационной системе, которая "наводит" пилотов на взлетно-посадочную полосу по приборам в условиях ограниченной видимости. То есть попросту пилоты могут не видеть практически до момента приземления ни аэродром, ни сигнальные огни и выдерживают нужные курс и глиссаду (траекторию снижения), чтобы попасть точно на ВПП, по указанию приборов. Использование этой системы в сложных метеоусловиях обязательно, но, как установили эксперты, экипаж сознательно пошел на посадку в ручном режиме.
"Расшифровка записей бортовых параметрического и звукового регистраторов ("черных ящиков") показала, что экипаж готовился к посадке в аэропорту "Домодедово" на ВПП-14 правая по системе ИЛС в директорном (автоматическом) режиме. В процессе снижения на высоте около 4000 метров зафиксирована нештатная работа ВСУП, приведшая к невозможности дальнейшего использования автоматических режимов полета и отображения директорных стрелок. Экипаж определил отказ (в том числе невозможность использования директорных стрелок) и перешел на ручное управление. В дальнейшем экипаж диспетчеру о ситуации на борту не докладывал, изменение системы захода не запрашивал и продолжил заход с использованием имеющегося навигационного оборудования", - говорится в опубликованном вчера сообщении МАК.
Фактически, по словам специалистов, это означает, что Ту-204 заходил на посадку почти вслепую - ночью и в тумане. Впрочем, что именно стало причиной "недолета" до ВПП и посадки-падения его в лес, эксперты не уточняют. Предполагается, что это могла быть не только ошибка пилотирования, но и какие-то другие внешние факторы или неисправность еще какого-нибудь оборудования.
Почему экипаж ничего не сообщил о неисправности на борту и принял решение идти на посадку, станет ясно в ходе расследования уголовного дела, которое по факту аварии возбудил СКП. Однако в МАК уже отметили, что в данном случае пилоты приняли неверное решение. "Учитывая неисправность ВСУП, а также сложнейшие метеорологические условия в "Домодедово", пилоты в той ситуации обязаны были уйти на запасной аэродром", - заявил вчера зампредседателя МАК Олег Ермолов. Он подчеркнул, что ошибочное решение летчиков сажать самолет было спровоцировано нештатной ситуацией на борту, и не стоит говорить об их ошибках как основной причине случившегося. "Здесь речь идет о комплексе причин, нельзя одного отделять от другого", - отметил он....
Авторские права на данный материал принадлежат «Время новостей». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 22, 2024
В аэропорту Гатвик эвакуировали пассажиров
Ноябрь 22, 2024
S7 по требованию Генпрокурора РФ изменила правила предоставления мест инвалидам
Ноябрь 22, 2024
Ямальский авиаперевозчик ввел дополнительные рейсы на новогодние каникулы